План-конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «То березка, то рябинка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хохлова Ольга Александровна

Конспект ООД освещает вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к природе родного края  (закрепление знаний о деревьях средней полосы, их строении, внешних признаках).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_derevya_nashego_kraya_1.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «То березка, то рябинка»

Цель: формирование представлений о природе родного края.

Задачи:

- Уточнять и закреплять знания о деревьях средней полосы, их строении, внешних признаках; учить детей различать деревья по внешним признакам.

- Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений.

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок - лесовичок!

Старичок - лесовичок (игрушка):

По лесу хожу, За порядком слежу,

Деревьям помогаю. Ягодами угощаю.

- Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.

Есть у ребят Зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет Сотни рук

И тысячи ладошек.

Дети:

- Это лес!

Старичок - лесовичок:

- Отправляемся в путь! (звучит музыка)

Воспитатель (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец ив золото одетые леса.

- Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе.  Отгадайте их названия.

1. Что же это за девица? не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)

  1. Эта модница лесная Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой, Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом, В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. (Березка)

Воспитатель:

- Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)

Есть народная примета: Если из березы течет много сока, то лето будет дождливое.

- А что применяют в медицине? (березовые почки)

Воспитатель:  А это что за дерево?

  1. Я знаю дерево одно, Любимо пчёлками оно:

Нектар им щедро отдаёт, Что превратили в сладкий мёд. (Липа)

Из цветов липы вырастут плоды-орешки. Пчелы очень любят липовые цветы, мед собирают. Листья у липы как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

4 Все детки на ветках С рожденья в беретках.

С деревьев упадут Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)

- Что можно рассказать о дубе?

Дети. Его называют могучим богатырем. У него толстый ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые.

- Плод дуба как называется? (Желудь).

5 Ребенок:

Осень в сад К нам пришла,

Красный факел зажгла. Здесь дрозды,

Скворцы снуют И, галдя, ее ягоды клюют. (Рябина)

- Что мы можем рассказать о рябине? Дети. Плоды у нее красные и листья красновато-бурые сейчас. Ее называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды рябины любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

Воспитатель:

- Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Старик-лесовичок:

- Молодцы ребята, вы так много рассказывает о деревьях, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка «ЛЕС».

Мы пришли в осенний лес. (Ходьба по кругу.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Нарисовать руками в воздухе круг.)

Справа берѐзка золотая стоит, (Руки на пояс, поворот вправо.)

Слева осинка на нас глядит. (Руки на пояс, поворот влево.)

Листики в небе кружатся, (Руки вверх, покружиться.)

На землю тихо ложатся. (Присесть.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какое яркое дерево. Листва у него какого цвета?

Дети – желтая, красная, оранжевая.

- Давайте рассмотрим листики. Какие они? Дети – красивые, необычные, резные.

Вы знаете, как это дерево называется? Это клен. Клен – красивое дерево, у него длинные  раскидистые ветки, красивые листья. Клен любит солнечные места. Клены сажают в парках, его ценят за красоту листьев.

Воспитатель:

- Ребята, я вам расскажу еще об одном деревце. У этого деревца много круглых листиков. Когда дует ветер, то листочки его как бы дрожат. И в нашей стране издавна говорили про тех, кто боится – дрожит, как осинка на ветру. Как же называется это деревце? Правильно, осинка.

- Какая она, осинка? Как выглядит? Давайте ее рассмотрим. Какой у нее ствол? Какие листики? Осинки растут быстро и любят селиться большой семейкой. Лес из осины будет называться как? Дети – осиновый.

А под этим деревцем вырастают вкусные грибы с ярко-красной шляпкой. Их так и называют – подосиновики.

Кора у осинки – лечебная, ее используют в приготовлении некоторых лекарств. А из древесины делают спички.

Воспитатель показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы …

— Лист липы …

— Лист рябины …

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

Гимнастика для глаз «Листопад».

Воспитатель. Ребята, а почему одни деревья высокие, а другие низкие и у них много тонких веточек.

Дети – это кустарники, деревья высокие, а кустарники низкие.

Старик-лесовичок:

- Молодцы ребята, вы так много знаете.

Воспитатель:

- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников? (изображения кустарников: малина,лещина, шиповник).

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина)

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане;

Богач не велик, а орешками угостит (орешник)

Я ни разу так похож,

Как он красив, пригож!

А красивые плоды

Всем пригодны для еды (шиповник)

Воспитатель:

- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)

Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.

- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.

- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)

- А из смородины? (Смородиновое)

- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)

- А из смородины? (Смородиновый)

- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).

- Ребята, мы с вами летом ив начале осени ходили в лес на прогулку. Какие там росли деревья? (береза, сосна, елка, липа).

- А как называется лес, в котором растут и береза, и елка и дуб...? (смешанный)

- А если пришли в лес, а там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (лиственный)

- А если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? (хвойный)

- Какие хвойные деревья вы видели в лесу? (ель, сосна)

- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья)

- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)

Старичок-лесовичок:

- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)

- А если одни березы? (березовая роща)

- А если одни дубы? (дубрава)

- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)

- В сосновом бору много? (сосен)

- В дубраве много? (дубов

- На тополиной аллее растет много (тополей)

- На липовой аллее растет много (лип)

- Ребята, и деревья и кустарники щедро дарят нам свои плоды, ягоды, семена. А в народе говорят: "Осень один день целый год кормит"

Подбор слов-действий – Что могут делать деревья?

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Старичок - лесовичок.

Ну, ребята, ну молодцы. Все сказали, все угадали. Теперь пора и в детский сад возвращаться. А у меня для вас есть подарочки лесные (бумажные листики разных деревьев).

Вы запомнили, у какого дерева какой листик? Молодцы, ребята, а мне пора возвращаться обратно в лес. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"

Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...

"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)

Систематизация представлений детей о русском народном празднике  «Масленица»...

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»

      «Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...

Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....

План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"

План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....

План-конспект интегрированной ОД для детей старшего дошкольного возраста "К школе готов"

Планируемые результаты, которые показывают дети на занятии «К школе готов» описывают интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения в ДП образовательной  программы (...

План-конспект (прогулка-развлечение) для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Заповедная неделя»

План-конспект (прогулка-развлечение) для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Заповедная неделя»...