План-конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «То березка, то рябинка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект ООД освещает вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к природе родного края (закрепление знаний о деревьях средней полосы, их строении, внешних признаках).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_derevya_nashego_kraya_1.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «То березка, то рябинка»
Цель: формирование представлений о природе родного края.
Задачи:
- Уточнять и закреплять знания о деревьях средней полосы, их строении, внешних признаках; учить детей различать деревья по внешним признакам.
- Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений.
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок - лесовичок!
Старичок - лесовичок (игрушка):
По лесу хожу, За порядком слежу,
Деревьям помогаю. Ягодами угощаю.
- Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.
Есть у ребят Зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети:
- Это лес!
Старичок - лесовичок:
- Отправляемся в путь! (звучит музыка)
Воспитатель (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец ив золото одетые леса.
- Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе. Отгадайте их названия.
1. Что же это за девица? не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)
- Эта модница лесная Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой, Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом, В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. (Березка)
Воспитатель:
- Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)
Есть народная примета: Если из березы течет много сока, то лето будет дождливое.
- А что применяют в медицине? (березовые почки)
Воспитатель: А это что за дерево?
- Я знаю дерево одно, Любимо пчёлками оно:
Нектар им щедро отдаёт, Что превратили в сладкий мёд. (Липа)
Из цветов липы вырастут плоды-орешки. Пчелы очень любят липовые цветы, мед собирают. Листья у липы как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
4 Все детки на ветках С рожденья в беретках.
С деревьев упадут Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)
- Что можно рассказать о дубе?
Дети. Его называют могучим богатырем. У него толстый ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые.
- Плод дуба как называется? (Желудь).
5 Ребенок:
Осень в сад К нам пришла,
Красный факел зажгла. Здесь дрозды,
Скворцы снуют И, галдя, ее ягоды клюют. (Рябина)
- Что мы можем рассказать о рябине? Дети. Плоды у нее красные и листья красновато-бурые сейчас. Ее называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды рябины любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
Воспитатель:
- Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.
Старик-лесовичок:
- Молодцы ребята, вы так много рассказывает о деревьях, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка «ЛЕС».
Мы пришли в осенний лес. (Ходьба по кругу.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Нарисовать руками в воздухе круг.)
Справа берѐзка золотая стоит, (Руки на пояс, поворот вправо.)
Слева осинка на нас глядит. (Руки на пояс, поворот влево.)
Листики в небе кружатся, (Руки вверх, покружиться.)
На землю тихо ложатся. (Присесть.)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какое яркое дерево. Листва у него какого цвета?
Дети – желтая, красная, оранжевая.
- Давайте рассмотрим листики. Какие они? Дети – красивые, необычные, резные.
Вы знаете, как это дерево называется? Это клен. Клен – красивое дерево, у него длинные раскидистые ветки, красивые листья. Клен любит солнечные места. Клены сажают в парках, его ценят за красоту листьев.
Воспитатель:
- Ребята, я вам расскажу еще об одном деревце. У этого деревца много круглых листиков. Когда дует ветер, то листочки его как бы дрожат. И в нашей стране издавна говорили про тех, кто боится – дрожит, как осинка на ветру. Как же называется это деревце? Правильно, осинка.
- Какая она, осинка? Как выглядит? Давайте ее рассмотрим. Какой у нее ствол? Какие листики? Осинки растут быстро и любят селиться большой семейкой. Лес из осины будет называться как? Дети – осиновый.
А под этим деревцем вырастают вкусные грибы с ярко-красной шляпкой. Их так и называют – подосиновики.
Кора у осинки – лечебная, ее используют в приготовлении некоторых лекарств. А из древесины делают спички.
Воспитатель показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы …
— Лист липы …
— Лист рябины …
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
Гимнастика для глаз «Листопад».
Воспитатель. Ребята, а почему одни деревья высокие, а другие низкие и у них много тонких веточек.
Дети – это кустарники, деревья высокие, а кустарники низкие.
Старик-лесовичок:
- Молодцы ребята, вы так много знаете.
Воспитатель:
- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников? (изображения кустарников: малина,лещина, шиповник).
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане;
Богач не велик, а орешками угостит (орешник)
Я ни разу так похож,
Как он красив, пригож!
А красивые плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)
Воспитатель:
- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)
Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.
- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.
- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)
- А из смородины? (Смородиновое)
- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)
- А из смородины? (Смородиновый)
- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).
- Ребята, мы с вами летом ив начале осени ходили в лес на прогулку. Какие там росли деревья? (береза, сосна, елка, липа).
- А как называется лес, в котором растут и береза, и елка и дуб...? (смешанный)
- А если пришли в лес, а там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (лиственный)
- А если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? (хвойный)
- Какие хвойные деревья вы видели в лесу? (ель, сосна)
- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья)
- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)
Старичок-лесовичок:
- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)
- А если одни березы? (березовая роща)
- А если одни дубы? (дубрава)
- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)
- В сосновом бору много? (сосен)
- В дубраве много? (дубов
- На тополиной аллее растет много (тополей)
- На липовой аллее растет много (лип)
- Ребята, и деревья и кустарники щедро дарят нам свои плоды, ягоды, семена. А в народе говорят: "Осень один день целый год кормит"
Подбор слов-действий – Что могут делать деревья?
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
Старичок - лесовичок.
Ну, ребята, ну молодцы. Все сказали, все угадали. Теперь пора и в детский сад возвращаться. А у меня для вас есть подарочки лесные (бумажные листики разных деревьев).
Вы запомнили, у какого дерева какой листик? Молодцы, ребята, а мне пора возвращаться обратно в лес. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"
Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...
"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)
Систематизация представлений детей о русском народном празднике «Масленица»...
План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»
«Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...
Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....
План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"
План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....
План-конспект интегрированной ОД для детей старшего дошкольного возраста "К школе готов"
Планируемые результаты, которые показывают дети на занятии «К школе готов» описывают интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения в ДП образовательной программы (...
План-конспект (прогулка-развлечение) для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Заповедная неделя»
План-конспект (прогулка-развлечение) для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Заповедная неделя»...