Использование моделирования в старшем дошкольном возрасте для формирования экологических представлений
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В данном материале освещается аспект использования метода моделирования для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modelirovaniya_v_starshem_doshkolnom_vozraste_v_ekologii.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.
Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом. Дошкольное детство - начальное звено системы непрерывного образования.
Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Знания не должны быть самоцелью, они должны помогать сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Географическая карта - это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.
Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т. д. В подавляющем большинстве случаев такие модели являются несложными. Иногда достаточно 1-2 минут, чтобы с помощью простых приспособлений ребенок получил исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Моделирование дает богатейшие возможности для развития междеятельностных связей – ознакомления с природой, изобразительной деятельности, конструирования, труда, формирования элементарных математических представлений, развития речи, а также для всех видов воспитания – умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического.
В детском саду можно изготовить модели любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой поделочный материал – бумагу, ткани, пластилин, глину, папье-маше и т. д. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу. Данные модели могут быть статическими и динамическими, плоскостными и объемными. Способ введения моделей в педагогический процесс может определяться самим педагогом. Знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, временах года, экологических системах получают здесь дальнейшее развитие. Развивается познавательная деятельность детей, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, элементарно прогнозировать последствия, воздействия на объекты природы, у них формируются элементы экологического миропонимания.
Можно производить демонстрацию картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Модели можно использовать многократно.
В детском саду можно использовать следующие виды моделей:
- предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы;
- предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой. Она предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.) при абстрагировании такого признака растений, как характер поверхности листьев, и т.д. Говоря об использовании предметно-схематических моделей, С. Н. Николаева предлагала использовать их для ознакомления детей с таким понятием, как «мимикрия» (использование покровительственной окраски в целях защиты животных от врагов);
- графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Например, каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим.
Также можно создавать календари наблюдений за ростом и развитием растения. Такой календарь - полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми.
Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
Систематическое использование моделирования при ознакомлении с природой на занятиях, во время наблюдений и опытов позволяет:
- активизировать познавательную деятельность детей; дети легче и более полно выделяют признаки объектов, лучше сравнивают;
- побуждать детей к обследованию;
- способствовать выделению существенных признаков у растений, животных;
- помогать ребёнку рассматривать и описывать растение или животное в определённой последовательности, по плану, обучая тем самым логике рассматривания, рассказывания;
- развивать связную речь.
Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.
ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Младший дошкольный возраст
Предметные | Предметно-схематические (сенсорные) | Графические |
- аквариум; - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида | - модель величины (большой, маленький); - модель численности групп (много, мало) | - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение); - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок); - модель «Потребности растений» (вода); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой); - модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется); - модель «Свойства глины» (ломается, лепится); - обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус); - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост) |
Средний дошкольный возраст
Предметные | Предметно-схематические (сенсорные) | Графические |
- аквариум; | - модель формы листа (круглый, треугольный, овальный); | - календарь погоды; |
Старший дошкольный возраст
Предметные | Предметно-схематические (сенсорные) | Графические |
- модель «Экосистема леса»; | - модель формы листа (круглый, треугольный, овальный); | - календарь погоды; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию временных представлений «Время – что это?»
Представляю вашему вниманию конспект образовательной деятельности, охватывающий область рвзвития временных представлений у детей. Данное занятие не возможно дать детям без предварительной подгот...
Методическая разработка для родителей, по использованию игры, для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с интеграцией речевого развития, приобщением к художественной литературе.
Методическая разработка для родителей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»
Планируемые результаты:По образовательным задачам:- увеличивает и уменьшает число на 1;- выполняет математические действия в пределах 10;- решает задачи в одно действие и неравенства;- зна...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию математических представлений
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практ...
Презентация на тему:«Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений с использованием моделирования»
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ «ВУЛКАНЫ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
Труфанова Е. В., воспитательМБДОУ – детский сад № 84 г. Орла Цель: Познакомить детей с природными явлениями – гейзерами и вулканами, их строением, причиной извержения.Задачи:Сформиров...