КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ «ВУЛКАНЫ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Елена Викторовна Труфанова

Труфанова Е. В., воспитатель

МБДОУ – детский сад № 84 г. Орла

 

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – гейзерами и вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Детская энциклопедия для ленивых»,

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Беседы о видах вулканов.

4. Изготовление макета вулкана с детьми.

Материал и оборудование: Презентация «Вулканы», видеофильм «Гейзеры и вулканы», макет вулкана (поддон, пластиковая бутылка, бумага, пластилин), поднос, сода, уксус, краситель красного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг! Вместе за руки возьмёмся и друг - другу улыбнёмся! Ребята, сегодня нас ждут увлекательные игры, а, чтобы у нас всё получилось, и было хорошее настроение, скажем, друг другу «Доброе утро!» и похлопаем в ладоши 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня приходил почтальон и принёс нам посылку от наших друзей Фиксиков!

Воспитатель: Как вы думаете, что в этой посылке? (предположения детей).

Воспитатель: Проверим, что там? (да)

(воспитатель открывает посылку, достаёт флешку).

Воспитатель: Это же флешка! Интересно, зачем Фиксики нам её прислали? (ответы детей).

Воспитатель: Ой, я кажется, догадалась! Фиксики хотят, чтобы мы с  помощью флешки посмотрели фильм!

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья. (Вместе с детьми начинает смотреть фильм «Вулканы и гейзеры» https://youtu.be/EJDgaaYkHiU ).

Воспитатель: Ребята, вам понравился фильм? (ответы детей)

Воспитатель: Отлично, подойдём к стенду!

(воспитатель с детьми подходят к стенду, на котором заранее приготовлены картинки с изображением вулканов (действующий, спящий, потухший) и схема вулкана).

Воспитатель: О чём мы с вами смотрели фильм? (ответы детей).

Воспитатель: Что такое вулкан? (ответы детей).

Воспитатель: На что же похожа эта огнедышащая гора? (На конус, треугольник).

Воспитатель: Что извергает вулкан? (ответы детей).

Воспитатель: Из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни. Ребята, какие типы вулканов вы запомнили? (Действующий, спящий, потухший).

Воспитатель: Действующий – это вулкан, извергающийся в настоящее время; спящий – не извергался, но сохранил свою форму; потухший – сильно разрушенный вулкан (воспитатель показывает картинки).

Воспитатель: Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. Таких ученых называют вулканологи.

Воспитатель: Как вы думаете, вулканы приносят пользу? (ответы детей).

Воспитатель: Горные породы, порождаемые извержениями вулканов, уже давно используются человеком для строительства домов и дорог. Шлаки, или мелкие частички лавы, используются для производства бетона, и чтобы фильтровать воду на очистных станциях. Вулканы извергают большое количество таких металлов, как медь, железо и цинк, столь необходимых для промышленности. Что касается серы, то ее собирают для того, чтобы производить спички, красители и удобрения. Также в вулканах находят золото и полудрагоценные камни, такие как опал, топаз и аметист. Лечебная вода, проходя через горную породу, вбирает в себя такие химические элементы, как сера, углекислый газ, известные своими лечебными свойствами в борьбе с различными заболеваниями.

Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть, как извергается вулкан?

Воспитатель: Тогда отправляйтесь в лабораторию!

(дети проходят в лабораторию).

Лаборант: Здравствуйте, мои юные лаборанты!  (дети здороваются). Рада видеть вас в своей лаборатории! Я слышала, что вы изучаете вулканы и хотели бы знать, как вулкан извергает лаву. Предлагаю вам провести эксперимент, но перед тем как мы начнём работать повторим правила поведения в лаборатории:

1. Работать аккуратно и внимательно слушать взрослых.

2. Ничего друг в друга не бросать, не кидать, не сыпать.

3. Перед работой обязательно одеть специальную одежду.

Опыт: «Извергающийся вулкан»

Для проведения опыта нам понадобится: пищевая сода, жидкость для мытья посуды, уксус, пищевой краситель, пластмассовые ложки, стаканчики. Итак, приступаем (дети одевают специальную одежду и подходят к столу, на котором стоит заранее изготовленный макет вулкана (установить пластиковую бутылку на поддон, обложить её бумагой в виде конуса и налепить пластилин вокруг).

Лаборант: Перед вами макет вулкана! Рассмотрим его внимательно! Это кратер – вершина вулкана! Жерло – идёт вглубь от кратера, по нему поднимается магма! Очаг вулкана расположен в глубине земли! Лава – изливавшаяся на поверхность магма (воспитатель сопровождает свой рассказ, рассматривая макет вулкана с детьми).

Лаборант: Посмотрим, как это происходит на самом деле. Для этого нам понадобится сода, моющее средство, краситель и специальная жидкость (уксус) (воспитатель показывает всё необходимое детям).

Лаборант: Насыпьте по 1 ложке соды. Добавьте немного пищевого красителя, затем по 1 ложке моющей жидкости (дети выполняют задание).

Лаборант: А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком, означает, что самому пользоваться ей нельзя - это уксус, наливать его можно только взрослому. Его добавлю я сама (Воспитатель добавляет уксус в приготовленную смесь).

Лаборант: Что вы наблюдаете? (ответы детей).

Вывод: Сода, и подкрашенный раствор уксуса вступили в химическую реакцию, и из жерла вулкана началась «извергаться» пена красного цвета.

Лаборант: Молодцы, а сейчас поиграем!

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали играть (ходьба по кругу)

Из жерла лаву извергать!

Вулкан гремит, вулкан пыхтит! (топать на месте)

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать (присесть)

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул (встать, руки вверх)

И на десятки лет уснул! (присесть)

Лаборант: Молодцы, вы работали аккуратно, и все у нас получилось, впереди нас ждут новые эксперименты, а сейчас вам пора возвращаться в группу!

(дети снимают халаты и подходят к воспитателю)

Воспитатель: Ребята, что вы делали в лаборатории? (ответы детей)

Воспитатель: При помощи чего можно сделать извержение вулкана? (ответы детей)

Воспитатель: Что происходит, когда сода смешивается с уксусом? (ответы детей)

Воспитатель: Проведя наши опыты, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Использованная литература:

1.      «Детская энциклопедия для ленивых» редакция журнала «MASS MEDIA», главный редактор Медникова М.С, 1995г .

2.      Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.

3.      Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4.      Интернет ресурсы: Методические разработки уроков географии в 5-6 классах. БГУ, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию временных представлений «Время – что это?»

Представляю вашему вниманию конспект образовательной деятельности, охватывающий область рвзвития  временных представлений у детей. Данное занятие не возможно дать детям без предварительной подгот...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?»

Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера.

Цель: Расширить представления детей о дробях, используяпалочки Кюизенера.Задачи:Обучающие:Учить детей делить целое на равные части, показывать и называть части;Выполнять простейшие арифметические...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Волшебная страна цифр»

Цель: закрепить счетные умения, знания числового ряда; закрепить знания цифр, умение соотносить цифру с количеством.Задачи:Образовательные: упражнять детей в работе с геометрическими фигурами.Развиваю...