Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию временных представлений «Время – что это?»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Представляю вашему вниманию конспект образовательной деятельности, охватывающий область рвзвития временных представлений у детей. Данное занятие не возможно дать детям без предварительной подготовки, которую прошли мои дети в течении года, по теме самообразования "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста".Для всех не секрет, что дети дошкольного и да же школьного возраста тяжело ориентируются и не в состоянии понимать время, в любом его виде, будь это: дни недели, часы, части суток и так далее. Данное занятие сводится к максимальному раскрытию понятия "Что такое время?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nado_dat.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
по формированию временных представлений «Время – что это?»
Цель: Формирование умения определять временную принадлежность по внешним признакам (животный мир, человек).
Задачи:
Развивающие: Развить способность детей определять возраст «живого» по внешним признакам, соотносить и находить положение объекта на временной шкале; развивать память, мышление, речь, воображение; научить детей понимать выражения «время прошло, время скоротечно».
Образовательные: Формировать умение определять, что является первоначальным, о что конечным в цепочке развития «живого»; систематизировать знания детей о временных понятиях (год, части суток, сутки, месяц); познакомить с понятием «временная шкала»; познакомить со способностью «живого» - расти, взрослеть, стареть; максимально раскрыть понятие «время»; учить работать и пользоваться схематическими обозначениями.
Образовательные: воспитывать умение чувствовать и определять время; воспитывать «чувство» необратимости, быстротечности отведенного времени; воспитывать способность ценить время и тратить его с пользой.
Оборудование: маркерная доска; маркер черный; песочные и механические часы; фотоальбом с фотографиями всех членов семьи; картинки: младенец, ребенок от 1- 3 года, дошкольник, школьник, подросток, юноша (девушка), взрослый, пожилой, альбомные листы поделенные пополам и отмеченные маркером по количеству детей, различные цепочки роста живых организмов от меньшего к большему (яйцо> цыпленок>цыпушка>курица> запеченная курочка)
по количеству детей;
Ход деятельности:
Воспитатель сидит на ковре в игровой зоне с часами, календарями, с фотоальбомом и разнообразными картинками. Подходят дети и заинтересовано интересуются, чем занимается воспитатель.
- Думаю, а что такое время? (показ часов и календаря) и не могу разобраться. Почему я- взрослая, отличаюсь от вас детей, что со мной случилось? Почему моя бабушка не похожа на меня? А вы, ребята, знаете? (создание проблемной ситуации).
Выслушать ответы детей.
Давайте попробуем разобраться со всем этим.
- Как вы думаете, что такое время? (ответы детей) Давайте немного поразмышляем о времени:
-Можно ли увидеть, услышать, а потрогать время? (нет, но все же оно есть?) Ведь все действия в окружающем мире проходит во времени. Время стоит на месте? (нет, оно всегда движется). Что бы случилось, если бы время остановилось? (ответы детей). Время «течет» всегда в одном направлении от прошлого к будущему. На доске время мы приставим в виде линии и назовем его «временной шкалой». Начало нашей линии это прошлое начальная точка, а продолжение линии – это будущее, которое никто не знает и не узнает, до тех пор пока оно не станет настоящим.
- А где же настоящее на нашей линии? Как вы думаете? (ответы детей)
-Настоящее условно обозначим бусинкой, точкой. Где же необходимо поставить эту бусинку на линии? (правильно между прошлым и будущим). Отсчет времени идет от настоящего.
Время нельзя повернуть назад. Что значит это выражение? (правильно вернуться в прошлое не возможно, как и заглянуть или узнать будущее. Человек и животный мир живут всегда настоящим, то есть здесь и сейчас). На примере временной шкалы рассмотрим действие мальчика. Что он делает? (правильно, прыгнул. А что же он делал до прыжка – стоял, а потом приготовился к прыжку и только потом прыгнул. Что будет прошлым, настоящим и будущим?
Возможно ли мальчику сделать, что – то наоборот? Например, сначала прыгнуть, а потом приготовиться к прыжку. Нет, потому что время оно движется последовательно и всегда к будущему. Тогда что же значит выражение «время прошло»? (ответы детей) Возможно ли, мальчика остановить в прыжке или задержать? Нет, так и время тоже нельзя остановить и задержать.
-Как человек научился понимать время, дружить и следить за ним? (ответы детей).
-Он изготовил часы. Предлагаю вам поиграть немного, слушайте внимательно:
Тик – так, тик – так
Кто умеет в доме так (наклоны в стороны)
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт (покачивание бедрами)
А внутри сидит кукушка
У нее своя избушка (присесть, руки над головой)
Прокукует птичка в миг
Снова прячется за дверь (приседания)
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга (круговые движения туловищем)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой
А часы идут, идут (ходьба на месте)
Иногда и отстают
А бывает, заспешат (бег на месте)
В дом вбежать хотят
Если их не заведут
То они совсем встают
Вот и кончилась игра
Нам позаниматься пора.
-Какие же бывают часы? (механические, песочные и электронные). Наши современные часы это измененные и доработанные солнечные часы.
-Для чего нужны часы? (правильно, чтобы знать сколько время)
-Хорошо, а для чего нам знать сколько времени? (ответы детей)
-В первую очередь часы необходимы человеку для того, чтобы понимать, в течении дня, какое время суток настало. А вот здесь нам понадобится наше Солнце. Давайте вспомним положение Солнца в течении дня, как оно меняет положение. (работа с макетом «Сутки») Теперь давайте поделим макет часов на 4 равные части – что вам это напоминает? (правильно сутки).
-Что же еще придумал человек, для понимания времени? (правильно, календарь).
-Календари бывают разные. Послушайте загадку:
«Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем теряет вес
И наконец, совсем исчез». (С.Я.Маршак)
-Сегодня мы рассмотрим настенный отрывной календарь.
-Для чего нужен календарь?
-Вспомним, что мы можем найти в настенном отрывном календаре? (дни, числа, дни недели, месяцы). Один листочек оторвали – сутки прошли и так день за днем. Один толстенький календарь – это целый год и в нем живет 365 дней, то есть 365 листочков в нашем «толстяке».
-Ответьте сколько тебе лет? (6), тогда сколько календарей?
-Ну, что научились люди дружить со временем и понимать его? (конечно научились).
-Остался у нас еще один вопрос, в котором я не могу разобраться. Почему я, взрослая, отличаюсь от вас детей, что же со мной случилось? (выросла, повзрослела). А чтобы я выросла много времени надо или нет?
- Давайте проверим на временной шкале. (нарисовать отрезок, а не линию). Почему я поставила ограничения во времени, есть начало и есть конец. Да потому, что жизнь человека ограничена и использовать это время надо с пользой, на совершение добрых дел. Как мы уже говорили, есть прошлое, настоящее и будущее. Прошел день, куда человек, по временной шкале, будет двигаться?(в будущее, в перед). И это значит, что он повзрослел. У человека есть прошлое (начало), настоящее (здесь и сейчас) и будущее, которое мы не знаем, даже, что будет завтра мы то же не знаем.
Возьмем младенца, дошкольника, школьника, юношу, взрослого и дедушку. Чем они отличаются между собой. Как понять, что перед нами младенец? Дошкольник? Школьник? Юноша? Взрослый? Дедушка?
-А теперь определите места на временной шкале. Кто следует за кем? Определить, что было раньше(прошлое), что сейчас, что будет потом по отношению взрослого, школьника.
Молодцы, разобрались. Теперь мне бы хотелось, посмотреть, как вы в этом разобрались. Перед вами лежат альбомные листы. Лист поделен горизонтальной линией. В верхней части листа разложите картинки в виде временной шкалы, необходимо определить, что было раньше, что было сейчас, а что будет потом, на примере животного мира. У кого – то это насекомое, животное, птицы, растения. Назовем нашу игру «вчера, сегодня, завтра». Для этого задания вам отведено 1 минута, перед вами на столе поставлены песочные часы. Следите за временем.
Следующее задание в низу этого же листа нарисуйте себя в прошлом, настоящем и будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что нам стоит дом построить…» (область познание – формирование элементарных математических представлений) подготовительная к школе группа
Игровое занятие с использованием мультимедийного оборудования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»
Планируемые результаты:По образовательным задачам:- увеличивает и уменьшает число на 1;- выполняет математические действия в пределах 10;- решает задачи в одно действие и неравенства;- зна...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?»
Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геоме...
Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Тема: «Как помочь Буратино?» Образовательная область «Познавательное развитие»
Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знание детей о последовательности дней недели. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Волшебная страна цифр»
Цель: закрепить счетные умения, знания числового ряда; закрепить знания цифр, умение соотносить цифру с количеством.Задачи:Образовательные: упражнять детей в работе с геометрическими фигурами.Развиваю...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ «ВУЛКАНЫ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
Труфанова Е. В., воспитательМБДОУ – детский сад № 84 г. Орла Цель: Познакомить детей с природными явлениями – гейзерами и вулканами, их строением, причиной извержения.Задачи:Сформиров...