Педагогический проект с родителями «Комплекс мероприятий по вовлечению родителей и воспитанников в процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических и природоохранных представлений. »
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Педагогический проект с родителями
«Комплекс мероприятий по вовлечению
родителей и воспитанников в процесс
Участники: дети, педагог, родители
Тип проекта: познавательный, игровой.
По количеству участников: коллективный.
Вид проекта: информационно-творческий.
По продолжительности: долгосрочный
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Цель: Улучшение знаний родителей в экологической и природоохранной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей и детей.
- Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
- Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеек, бассейн и т. д.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматьсявопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Ожидаемый результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.
Подготовительный этап
- Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте.
- Провести беседу с родителями на тему «Берегите природу».
- Анкетирование «Экологическое образование в семье» с целью выявления интересов и уровня знаний экологической направленности у родителей.
Разработать план данного проекта.
Практический этап
- Создание экологической развивающей среды в виде мини - огорода на групповом участке.
Была проведена поэтапная работа с детьми с помощью родителей: были созданы грядки, подготовлена земля, семена и подходящие рабочие инструменты (лопатки, грабельки, лейки). В ходе этой работы дети научились самостоятельно сеять огородные культуры и ухаживать за ними (полив, прополка, окучивание.). Конечно, сбор выращенного самостоятельно урожая вызвал радость детей. В ходе данной работы дети вели календарь наблюдений за огородом. И по этим наблюдениям могли уже сделать вывод, когда необходим, например, полив, через какой промежуток времени и в соответствии с какой погодой.
- Домашний проект «Мой зелёный друг»
В летний период времени дети помогали дома родителям и на собственных огородах и дачах. Велась совместная работа родителей и детей. У кого нет приусадебного участка, те выращивали своего «зелёного друга» на подоконнике.
- Помощь в пополнении экологической среды в группе: Сбор природного материала
Воспитатели совместно с родителями создали коллекцию природного материала, так называемый волшебный сундучок природы, который включает в себя: веточки различных деревьев, плоды каштана, жёлуди, черноплодную рябину, шишки и д.р.
- Изготовление атрибутов для экологического уголка в разных формах: папьемаше, поделки из лент и д.р.
- Совместная деятельность детей и родителей в форме акции «Сохрани планету чистой».
Увлекательное, творческое экологическое приключение для детей и родителей. Акция была проведена для привлечения внимания общественности города к экологическим проблемам. Родители совместно с детьми выполнили рисунки на данную тему и гуляя расклеили их по городу.
- Участие в выставке осенних поделок из природного материала
- Создание экологических книжек – малышек, которые заняли своё достойное место в экологическом уголке нашей группы.
- Чтение экологических сказок:
«Родник», «Маленькие путешественницы» , «Кролик и зайчиха» , «Катя и божья коровка» , «Борщевик – полезное, но опасное растение», «Маленький росточек» и другие.
- Консультации для родителей:
- Беседа с родителями в преддверии сбора макулатуры: «Вторая жизнь бумаги».
- Беседа: «Доктор на подоконнике».
- Беседа: «Сортировка мусора»
10) Беседы с детьми на тему:
«Мой любимец на подоконнике».
« Вторая жизнь бумаги».
«Правила поведения на природе».
«Сортировка мусора».
И другие
Заключительный этап
Интеллектуально-творческая игра
«В гармонии с природой».
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Конкурс 3. «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 4. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак.«Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков.«Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н.Н.Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)
Конкурс 5. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Конкурс 6. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше.
1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2.Деревья покрылись инеем – к теплу.
3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8.Много сока в березах – к дождливому лету.
9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов.
Как обычно – победила дружба!
Заключение:
Мы считаем, что цели и задачи данного проекта были достигнуты. Работа, конечно не завершена, ведь экологическое воспитание очень важно и в дальнейшей жизни детей. Ожидаемые результаты, хоть и не в полной мере, но в целом достигнуты и оправданы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash.pptx | 778.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники : дети, педагог, родители Тип проекта: познавательный, игровой. По количеству участников: коллективный. Вид проекта : информационно-творческий. По продолжительности: долгосрочный
Актуальность Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель: Разработать комплекс мероприятий по вовлечению родителей воспитанников и детей старшего дошкольного возраста в процесс формирования экологических и природоохранных представлений. Задачи: Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей и детей. Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её. Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.
Ожидаемый результаты: Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей; Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий; Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.
Подготовительный этап Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями на тему «Берегите природу». Анкетирование «Экологическое образование в семье». Разработать план данного проекта.
Анкета: «Экологическое образование в семье»
Практический этап Создание экологической развивающей среды в виде мини - огорода на групповом участке.
Поэтапная работа : Посадка Полив Окучивание Прополка Сбор урожая
Мини-огород
Ведение календаря наблюдений за нашим огородом.
Совместная работа детей и родителей дома «Мой зелёный друг»
Помощь в пополнении экологической среды в группе: Сбор природного материала
Изготовление атрибутов для экологического уголка
Совместная деятельность детей и родителей в форме акции «Сохрани планету чистой»
Участие в выставке осенних поделок из природного материала
Создание экологических книжек - малышек
Чтение экологических сказок: «Родник», «Маленькие путешественницы» , «Кролик и зайчиха» , «Катя и божья коровка» , «Борщевик – полезное, но опасное растение», «Маленький росточек» и другие.
П одвижные и дидактические экологические игры.
Консультации для родителей Беседа с родителями в преддверии сбора макулатуры: «Вторая жизнь бумаги». Беседа: «Доктор на подоконнике». Беседа: «Сортировка мусора»
Беседы с детьми на тему: «Мой любимец на подоконнике». « Вторая жизнь бумаги». «Правила поведения на природе». «Сортировка мусора». И другие. : :
Заключительный этап Игра
Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Конкурс 1. «Разминка ». Конкурс 2. « Загадалки ». Конкурс 3. «Угадай мелодию ». Конкурс 4. «Театр-экспромт ». Конкурс 5. «Проявим фантазию – создадим образ ». Конкурс 6. «Дуэль».
Заключение: Мы считаем, что цели и задачи данного проекта были достигнуты. Работа, конечно не завершена, ведь экологическое воспитание очень важно и в дальнейшей жизни детей. Ожидаемые результаты, хоть и не в полной мере, но в целом достигнуты.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...
Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» Итоговое мероприятие КВН «Твоя безопасность - в твоих руках!» для детей старшего дошкольного возраста
Обобщение знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации...
Педагогические проект Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста
Изучение сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечение родителей....
педагогический проект "«Скоро в школу» по формированию мотивационной готовности к поступлению в школу детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр нового поколения и интерактивного оборудования "
Работа по данному проекту позволяет повысить уровень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Педагогический проект Тема «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»
Педагогический проект...
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...