Педагогический проект «Сегодня: Родители – детям. Завтра: Дети – родителям.»
проект по теме
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта Родительского собрания
Форма проведения | Тема | Цели | Задачи | Предшествующая работа | Структура/ методический инструментарий |
Родительская конференция | Обмен опытом семейного воспитания | Пропагандировать семейные ценности, популяризировать семейные традиции, имеющие педагогический потенциал в контексте воспитания гармоничной развитой личности | 1. Мотивировать участников педагогического процесса к активному взаимодействию 2.Осуществлять педагогическое, социально-культурное, психологическое правовое, духовно-нравственное просвещение родителей 3.Повышать правовую культуру родителей для формирования их осознанного отношения к воспитанию детей | Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. | Вводная часть Регистрация Приветствие Презентация ДОУ Основная часть (обсуждение основных вопросов встречи) Выступление заведующей ДОУ, заместителя заведующей по УВР, старшего воспитателя, приглашенных гостей, родителей « Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Заключительная часть Подведение итогов встречи |
Технологическая карта Родительского клуба
Форма проведения | Тема | Цели | Задачи | Предшествующая работа | Структура/ методический инструментарий |
Родительский клуб | Сотрудничество детского сада и семьи | Укрепить взаимодействие родителей воспитанников ДОУ, родителей детей не охваченных ВОП ДОУ, в т.ч. семей имеющих детей с ограниченными возможностями | 1. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста 2.Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания 3.Устанавливать доверительные отношения между ДОУ и семьей | Анкетирование Опрос Патронаж | в соответствии с планом объеденения |
«Чудесный сундучок»
Дата | Тема | Цель | Предшествующая работа | Материал, оборудование | Краткое содержание |
20.02.2013 г. | Зимняя палитра | Привить навыки рукоделия. Научить правильно владеть голосовым аппаратом в процессе пения. Ознакомить с правильным сочетанием цветов в одежде. | Изготовление трубочек из газет. Подбор музыкального материала. Подготовка консультативного материала. | Газеты, спицы, клей, скотч, мультимедийная установка, микрофоны, музыкальный материал, образцы одежды, обуви и аксессуаров. | -регистрация гостей; -мк плетения корзины; -караоке; -консультация и наглядный показ сочетания цветов в одежде. |
Литература: информационный портал «Страна мастеров», «Музыкальный руководитель
Семейный клуб «В гостях у Капитошки»
Кратность проведения: Работа заседаний внутри клуба организуется специалистами определенного графиком направления 1/кв-л учебного года.
№ | Направления образовательного процесса клубной деятельности | Объединения внутри клуба | Ответственные |
1 | Социально-личностное | Ребёнок на «ОТЛИЧНО» | Заместитель заведующей по УВР Психолог |
2 | Познавательно-речевое | Старший воспитатель Психолог | |
3 | Физическое | «В СпортЛандию с Капитошкой» | Инструктор по физической культуре Инструктор ЛФК |
4 | Художественно-творческое | «Чудесный сундучок» | Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования по хореографии Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности |
Структура клубного заседания
Части / длительность | Содержание | Примечание |
Вводная |
| Технологические карты |
Основная | Теоретическая часть: Психолого-педагогическое обоснование проблемы Практическая часть: Методика работы по реализации содержания встречи | |
Заключительная | «Круглый стол» (обмен мнениями по содержанию встречи) |
Технологическая карта Центра семейного воспитания «Мы вместе»
Форма проведения | Тема | Цели | Задачи | Предшествующая работа | Структура/ методический инструментарий |
Игра | Игра – дело серьезное | Развивать педагогические способности родителей детей неохваченных дошкольным образованием Укрепить взаимодействие родителей воспитанников ДОУ, родителей детей не охваченных ВОП ДОУ, в т.ч. семей имеющих детей с ограниченными возможностями | 1. Обеспечить квалифицированную комплексную поддержку семейному воспитанию детей неохваченных дошкольным образованием, в т.ч. семей имеющих детей с ограниченными возможностями 2.Организовать работу специалистов по всестороннему развитию детей неохваченных дошкольным образованием, в т.ч. семей имеющих детей с ограниченными возможностями 3. Обучать родителей созданию оптимальных условий для удовлетворения физиологический, эмоциональных потребностей детей | Подборка методического инструментария для реализации целеполагания в рамках обеспечения эффективное работы с родителями детей не охваченных ВОП ДОУ, в т.ч. семей имеющих детей с ограниченными возможностями | Вводная часть Регистрация Основная часть (обсуждение основных вопросов встречи) Заключительная часть Подведение итогов |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра дошкольного образования
Педагогический проект
«Сегодня: Родители – детям.
Завтра: Дети – родителям.»
Выполнила:
воспитатель МБДОУ №226 «Капитошка»
Екимова Елена Ивановна
Ульяновск, 2014
Содержание
Содержание | ||
1 | Вид проекта | |
2 | Цель проекта | |
3 | Задачи проекта | |
4 | Сроки реализации проекта | |
5 | Участники проекта | |
6 | Образовательная область | |
7 | Актуальность проекта | |
8 | Предполагаемые результаты | |
9 | Теоретическое обоснование проекта | |
10 | Методика обследования | |
11 | Входная диагностика | |
12 | Направления работы, этапы, планирование | |
13 | Описание работы | |
14 | Заключительная диагностика | |
15 | Сравнительный анализ результатов | |
16 | Отчет по проекту | |
17 | Результат проекта | |
18 | Литература | |
19 | Приложение |
Вид проекта
Исследовательский.
Методологическую основу проекта составляют антропологический, аксиологический, деятельностный, интегративный, личностно ориентированный, системный, культурологический подходы к здоровьесбережению в образовании.
Цель проекта
Разработать и внедрить методический комплекс, обеспечивающий результативное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников и семьями детей неохваченными воспитательно-образовательным процессом дошкольного образования.
Задачи проекта
1. Разработать содержание и формы организации работы с родителями воспитанников и семьями детей неохваченных воспитательно-образовательным процессом дошкольного образования.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
3. Создание условий в детском саду для эмоционального общения взрослых и детей через совместную игровую, творческую и познавательную деятельность.
4. Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях и удовлетворенности реализацией ВОП.
Сроки реализации проекта
2012 – 2017 год
Участники проекта
Дети, посещающие ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители воспитанников.
Образовательная область
Социализация
Актуальность проекта
Согласно Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» направление работы с родителями является неотъемлемой частью ВОП.
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, реализовать свои возможности.
С каждым годом выявляется всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы зачастую не оправдывают себя, посещаемость родителями мероприятий, организованных в ДОУ имеет ниспадающую динамику. Поэтому надо искать новые формы, новые комбинации проверенных (традиционных форм) наполнять их обновленным педагогически-эффективным содержанием.
Предполагаемые результаты
- сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;
- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
- нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
- компенсировать проблемы семейного воспитания:
- выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Теоретическое обоснование проекта
В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Е.П. Арнаутова, Е.А.Кудрявцева, С.А. Брыськина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Г.Г.Зубова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие, партнерство. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей.
Идея проекта:
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив (дети+педагоги+родители) как единое целое, как большую семью, в рамках организации совместной деятельности педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми.
Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения происходит поэтапную реализацию главной идеи проекта:
- первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
- второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
- третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих.
Проект МБДОУ №226 «Капитошка» «Сегодня: родители – детям. Завтра: дети – родителям» по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей.
Разрабатывая проект, педагогический коллектив МБДОУ №226 «Капитошка» основывался на концептуальном положении интеграции образовательных направлений в соответствии с ФГТ.
Методика обследования
Диагностический механизм.
Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения через опрос, анкетирование, патронаж. Сбор и анализ сведений для оценки отсроченного результата производится 2р/год – ежегодно, в соответствии с диагностической таблицей (см. таблица №1). Экспресс – диагностика проводится после каждого мероприятия методического комплекса, с обязательной регистрацией участников и фото-видеосъемкой (для составления фото-видеоотчета).
Выявление эффективности реализации методического комплекса по работе с родителями производится через анализ параметров диагностического механизма. Содержание параметров диагностического материала соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой от 2012года в рамках раздела «Взаимодействие детского сада с семьей».
Диагностирование включает 3 этапа:
- констатирующий (входная диагностика),
- контрольный (февраль – промежуточная диагностика),
-контрольный (май - итоговая диагностика).
Параметры диагностического механизма для получения оценочного материала по отсроченному результату:
- Понимание родителями значения системы ВО работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ;
- Понимание родителями значения системы ВО работы с детьми дошкольного возраста в семье;
- Понимание родителями значения взаимосвязи систем ВО работы ДОУ и семье;
- Наличие знаний в области ВО работы с детьми дошкольного возраста;
- Включенность родителей в ВОП ДОУ:
- непосредственное участие,
- опосредованное участие;
6. Взаимодействие семей воспитанников ДОУ и семей детей неохваченных дошкольным образованием, в т.ч. имеющих детей с ограниченными возможностями;
7. Удовлетворенность родителями организацией и реализацией ВОП ДОУ.
таблица №1
Экспресс-диагностика выявление результативности конкретного мероприятия | Оценка отсроченного результата выявление результативности реализации методического комплекса проекта | ||||
формы/ методы | время проведения | ответственные | формы/ методы | время проведения | ответственные |
*опрос/ *анкетирование | в соответствии с годовым планом проведения мероприятий | воспитатели | Социальный паспорт | ||
*анкетирование/ *опрос/ *патронаж (повторный выход в семью по необходимости) | сентябрь/ май - ежегодно | воспитатели групп | |||
составление паспорта семьи | сентябрь - ежегодно | воспитатели групп | |||
составление сводного паспорта группы | сентябрь - ежегодно | воспитатели групп | |||
составление резюме проведенного мероприятия | в течении 2-3 рабочих дней после проведения мероприятия | лицо(а) ответственное(ые) за подготовку и проведения мероприятия | анализ сводного паспорта группы | сентябрь - ежегодно | заместитель заведующее по УВР; старший воспитатель |
составление сводного паспорта МБДОУ №226 «Капитошка» | сентябрь - ежегодно | заместитель заведующее по УВР; старший воспитатель | |||
составление гистограмм по показателям социального паспорта | сентябрь - ежегодно | заместитель заведующее по УВР; старший воспитатель | |||
анализ сводного паспорта и гистограмм МБДОУ №226 «Капитошка» | сентябрь - ежегодно | заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» | |||
Включенность родителей в ВОП ДОУ | |||||
анализ резюме проведенного мероприятия | на ближайшей «планерке» | *заведующая МБДОУ; *заместитель заведующей по УВР; *старший воспитатель | анализ динамических показателей включенности родителей в ВОП ОУ (на основе листов регистрации экспересс-диагностики) составление гистограмм | май - ежегодно | заместитель заведующее по УВР; старший воспитатель |
Удовлетворенность родителей ВОП ДОУ | |||||
анализ динамических показателей удовлетворенности родителей ВОП ОУ (на основе резюме экспересс-диагностики) составление гистограмм | май - ежегодно | заместитель заведующее по УВР; старший воспитатель |
* 2 раза/год (сентябрь, май) руководитель ОУ проводит устный мониторинг результативности работы педагогического коллектива с родителями по всем заявленные параметрам диагностического механизма.
Входная диагностика
Реализовано сентябрь 2012г.
В рамках проведения запланированного на сентябрь мониторинга по средствам анкетирования, опроса, и патронажных выходов в семьи воспитанников, были составленных социальные паспорта семей детей, посещающих детский сад. Проанализировав полученные данные, воспитателями, были составлены общие социальные паспорта на группу. Далее, данный социальных паспортов групп, были преобразованы в сводный паспорт детского сада. Анализ которого позволил получить следующие данные:
- В МБДОУ №226 «Капитошка», сформирован и действует общий родительский комитет (актив родителей) из 14 человек. Председателем, которого, является Шуравина Ольга Александровна (родительница группы №11 «Березка»).
- В списочный состав МБДОУ №226 «Капитошка», входят 383 ребенка (данные уточнены на март 2013г.), из них:
- девочек – 186 (49%);
- мальчиков – 197 (51%).
Гистограмма №1
- В МБДОУ №226 «Капитошка», всего семей – 379 (т.к. 4 семьи имеют детей - близнецов, посещающих детский сад).
Все семьи имеют категорию – благополучные, из них:
многодетных – 21 (5%);
неполных – 57 (15%) /см.приложение №3/;
малообеспеченных – 9 (2%).
Семьи, воспитывающие приемных детей и семьи имеющие детей под опекой – отсутствуют. 4 семьи (1%) имеют детей с ограниченными возможностями (3-ое детей посещают ДОУ).
Гистограмма №2
Из общего анализа можно сказать, что все семьи ДОУ имеют статус благополучных, что позволяет сделать вывод о том, что при грамотном подходе к организации ВОП можно привлечь практически все семьи к эффективному сотрудничеству. Небольшое количество 57 семей (15%) от общего количества являются не полными (из них 29 родителей находятся в разводе, 28 – матери – одиночки, одинокие отцы – отсутствуют) при этом сохраняют достаточно активную позицию в отношении ДОУ, несмотря, на то, что занятость у родителя в неполной семье значительно больше.
- Анализ данных по возрастной характеристике родителей (общее количество родителей: 701) дал следующие результаты:
- до 20 лет родители отсутствуют – (0%);
- от 20 до 25 лет – 25 человек (4%);
- от 25 до 30 лет – 189 человек (27%);
- от 30 до 35 лет – 243 человека (35%);
- от 35 лет и старше – 230 человек 34%).
Гистограмма №3
Можно сделать вывод о том, что в родительский коллектив достаточно зрелый и стабильный. Возрастной мониторинг и количественный анализ состава семей дает возможность сделать вывод о том, что у родителей имеется опыт в воспитании старших детей, который, (опыт) в свою очередь, дает поле для совместной творческой деятельности педагогов и родителей по совершенствованию ВОП и в детском саду и в семье.
- Анализ данных по социальным параметрам занятости родительского состава дал следующие результаты:
- рабочие – 250 человек – 36%;
- служащие – 182 человек – 26%;
- интеллигенция – 57 человек – 8%;
- частные предприниматели (ЧП) – 61 человека – 9%;
- домохозяйки (Д/Х) – 62 человека – 9%;
- безработные - 28 человек – 4%;
- временно не работают – 40 человек – 5%;
- работают по найму – 21 человека – 3 %.
Гистограмма №4
Основной состав родительского коллектива – это рабочие и служащие, из этого следует вывод о том, что график работы фиксирован, время для непосредственного участия в жизни ДОУ ограничено. Именно для данной группы родителей введены интерактивные формы общения, которые позволяют активизировать их в рамках ВОП.
- Анализ национального состава (более 10 национальностей) выявил необходимость формирования более четкого содержания реализации форм проекта в соответствии с данными мониторинга.
Гистограмма №5
Абсолютное большинство составляют родители русской национальности 543 человек – 77%; татары - 103 человек – 15%; чуваши- 42 человек – 6%, остальные национальности составляют в процентном соотношении менее 1% .
Также, в процессе формирования социального паспорта детского сада, выявлена недостаточность и незначительная неточность параметров анализа, поэтому в форму паспорта были включены параметры по мониторингу уровня образования родителей, внесены уточнения к параметрам анализа социального статуса, учет количественных и процентных показателей разводов и вступлений в брак за год.
Обновленный образец социального паспорта /см.приложение №1/
Повторное заполнение социального паспорта запланировано на сентябрь 2013г./ 2014г./2015г./2016г.
Диагностика уровневых показателей
включенности родительского коллектива в ВОП ДОУ
/сентябрь 2012/
Гистограмма
Таблица №2
№ группы | количество участников (принявших участие в диагностическом исследовании) | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
1 | 31 | 19 | 61 | 7 | 23 | 5 | 16 |
2 | 27 | 14 | 52 | 8 | 30 | 5 | 18 |
3 | 31 | 15 | 48 | 12 | 39 | 4 | 13 |
4 | 30 | 18 | 60 | 7 | 23 | 5 | 14 |
5 | 26 | 18 | 69 | 5 | 19 | 3 | 12 |
6 | 16 | 13 | 82 | 2 | 12 | 1 | 6 |
7 | 26 | 19 | 73 | 5 | 19 | 2 | 8 |
8 | 28 | 18 | 64 | 10 | 36 | 0 | 0 |
9 | 31 | 18 | 58 | 9 | 29 | 4 | 12 |
10 | 30 | 20 | 67 | 8 | 26 | 2 | 7 |
11 | 28 | 13 | 46 | 11 | 40 | 4 | 14 |
12 | 30 | 14 | 47 | 11 | 36 | 5 | 17 |
13 | 32 | 13 | 40 | 15 | 47 | 4 | 13 |
14 | 13 | 6 | 46 | 4 | 30 | 3 | 24 |
Итого | 379 | 218 | ср.ст. 59 | 114 | ср.ст. 28 | 47 | ср.ст. 13 |
Анализ данных включенности родителей подтвердил, что большинство родителей занимают пассивную позицию в отношении ДОУ. При непосредственном общении с родителями, многие из них объясняют свою позицию «стороннего наблюдателя» ссылаются на занятость, неудобный график работы. Поэтому и была включена такая форма работы как «Виртуальная приёмная», которая в свою очередь позволяет родителям быть постоянно «внутри» процессов происходящих ДОУ; задавать интересующие вопросы, адресуя их непосредственно специалисту компетентному в данном направлении и получить ответ в удобное для себя время.
Направления работы, этапы
Направления организации ВОП в рамках реализации проекта
«Сегодня: родители – детям. Завтра: дети – родителям».
Комплекс совместных мероприятий педагогов, детей и родителей, используемых в МБДОУ №226 «Капитошка»
Реализация идеи проекта «Сегодня: родители – детям. Завтра: дети – родителям» включает в себя прохождение шести этапов:
I этап: Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме (сентябрь 2012г.)
II этап: Концептуальное обоснование проблемы (сентябрь 2012г.)
III этап: Подборка диагностического материала (сентябрь 2012г.) /Информационно-аналитический блок/
IV этап: Апробация методического комплекса (2012-2013 учебный год)
/Практический блок; контрольно-оценочный блок – промежуточные результаты/
V этап: Составление методических рекомендаций (2012-2013 учебный год)
VI этап: Количественный и качественный анализ проделанной работы (ежегодный мониторинг динамики)
/Контрольно-оценочный блок/
Сегодня, т.е. в настоящее время (2013г.) осуществляются этапы апробации методического комплекса и становления методических рекомендаций.
Описание работы
Основные блоки по работе с родителями
(по В.А. Сластенину)
Комплекс совместных мероприятий педагогов, детей и родителей, реализуемый в МБДОУ №226 «Капитошка»
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Данный методический комплекс предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Технологический карты форм работы с родителями /см. приложение №4/
Схемы форм работы с родителями /см. приложение №6/
Таблица №3
Совместная деятельность педагогов и родителей (СДПиР) | |||
Формы/ тематика | Кратность проведения | Сроки проведения | Ответственные |
Традиционные | |||
Общие родительские собрания Тематика: (См. схема №1) | 3р/год | сентябрь февраль май | Заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Узкие специалисты |
Собрания родительского комитета МБДОУ №226 «Капитошка» Тематика: (См. схема №2) | 3р/год | сентябрь февраль май | Заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель |
Групповые родительские собрания Тематика: (См. схема №3) | 4р/год | сентябрь декабрь март май | Воспитатели групп |
Консультативный пункт Тематика: (См. схема №4) | 9р/год | сентябрь - май | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты Воспитатели групп |
Мини консультативный пункт Тематика: (по заявкам родителей) форма проведения: консультации; беседы; (См. схема №4а) | Ежедневно (понедельник – четверг) с 17.00-19.00 | сентябрь – май июнь-август (по измененному расписанию, в соответствии с графиком отпусков) | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты |
Встречи с руководителем МБДОУ №226 «Капитошка» Тематика: (по заявкам родителей) | согласно графику | в течении года | Заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» |
Выпуск Альманаха (сборник статей, содержащих занимательные сведения справочного характера из области дошкольного образования) «По следам Капитошки» | 3р/год | сентябрь декабрь март | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель |
Оформление материала «Лучший опыт семейного воспитания» | 3р/год | сентябрь декабрь март | Воспитатели групп |
Патронаж | 1р/год | август-сентябрь | Воспитатели групп |
Нетрадиционные | |||
Родительский клуб «В гостях у Капитошки» (См. схема №5) | 3р/год | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты | |
Интерактивное общение с родителями Тематика: (в соответствии с годовыми задачами) | 2р/год | октябрь апрель | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты |
Виртуальная приемная (предполагает общение с родительской общественностью посредствам электронной почты) Тематика: (по заявкам родителей) | в течение года | Заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты Воспитатели групп | |
Виртуальная приемная (предполагает общение с родительской общественностью на сайте МБДОУ №226 «Капитошка») Тематика: отчет о проведение мероприятий в ДОУ; (по заявкам родителей) | в течение года | Заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог |
Таблица №3а
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (СДПДиР) | |||
Формы/ тематика | Кратность проведения | Сроки проведения | Ответственные |
«День открытых дверей» (См. схема №6) | 1р/год | сентябрь – май | Узкие специалисты Воспитатели групп |
Оформление групп (к праздникам, развлечениям, конкурсам и смотрам) | в течение года | Узкие специалисты | |
Благоустройство ДОУ и прилегающей территории | в течение года | Заведующая МБДОУ №226 «Капитошка» Заместитель заведующей по АХЧ Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Узкие специалисты Воспитатели групп | |
«Защита семейных проектов» | в проекте | ||
Праздники и развлечения: | |||
«День знаний» | 1р/год | сентябрь | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
«День пожилого человека» | 1р/год | сентябрь | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
«Осенины на Руси» | 1р/год | октябрь | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
«День матери» | 1р/год | ноябрь | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
«Новый год» | 1р/год | декабрь | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
«Широкая масленица» (См. схема №7) | 1р/год | февраль/март | Инструктора по физической культуре Воспитатели групп |
«Международный женский день 8 марта» | 1р/год | март | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
«До свидания детский сад» | 1р/год | май | Музыкальный руководитель ПДО по хореографии Воспитатели групп |
Соревнования/ турниры | |||
Спортивная игра «Папа, мама и Я – спортивная семья» (См. схема №8) Конспект /см. приложение №5/ | 1р/год | сентябрь | Инструктора по физической культуре Воспитатели групп |
Военно-спортивная игра «Зарница» (См. схема №9) Конспект /см. приложение №5/ | 1р/год | февраль | Инструктора по физической культуре Воспитатели групп |
Спартакиада «Малышок» Конспект /см. приложение №5/ | 1р/год | март | Инструктора по физической культуре Воспитатели групп |
«Шахматно-шашечный турнир» (См. схема №10) | 1р/год | апрель | Инструктора по физической культуре Воспитатели групп |
Семейные игры /конкурсы | |||
«Семья года» (См. схема №11) | 1р/год | февраль | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Узкие специалисты Воспитатели групп |
«Наш ребёнок» (См. схема №12) Конспект /см. приложение №5/ | 1р/год | май | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Узкие специалисты Воспитатели групп |
Аудио- Видео- Игротека | - | сентябрь – май | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты Воспитатели групп |
Совместные туристическо – оздоровительные походы | |||
«За здоровьем по лесной тропе…» (См. схема №13) Конспект /см. приложение №5/ | 1р/год | май | Инструктора по физической культуре Воспитатели групп |
Центр семейного общения «Мы вместе» для детей и родителей, неохваченных дошкольным образованием, в т.ч. для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями | |||
Тематика согласно годовому плану | 9р/год | сентябрь - май | Заместитель заведующей по УВР Старший воспитатель Психолог Узкие специалисты Воспитатели групп |
Основная форма работы с коллективом родителей — родительское собрание. На этих собраниях родители систематически знакомятся с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на собраниях определяется в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.
Консультации. Обычно составляется система консультаций (консультативный пункт), которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).
Беседы (мини - консультативный пункт) проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Родительские конференции (как нетрадиционная форма проведения внутри традиционной формы). Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Семейный клуб. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Посещение семьи ребенка (патронаж) много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
Один раз в квартал выпускается Журнал Альманах «По следам Капитошки», в котором рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, лучший опыт семейного воспитания от родителей.
Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Еще одной из форм работы с родителями является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:
- обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- помощи в разработке сценария;
- разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
- помощи в оформлении помещения;
- пошиве праздничных костюмов;
- подготовке отдельных номеров;
- изготовлении сюрпризов и подарков;
- подготовке праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению всех членов семьи.
«Виртуальная приёмная» Данная форма предполагает общение с родительской общественностью посредством электронной почты. Через данную форму ведется мониторинг наиболее актуальных вопросов, на основе которых формируется содержание непосредственных встреч. Также данная форма позволяет оперативно реагировать на текущие вопросы поднимаемые родителями.
«Интерактивное общение с родителями» Данная форма используется для «включения» родителей группы детей, неохваченной ВОП детского сада. Данную группу составляют родители Детского диабетического общества Ульяновской области, которые не имеют возможности посещать дошкольное учреждение, использование «телемоста» позволяет вышеназванной категории родителей получать своевременно информацию по актуальным для них вопросам.
В рамках реализации данного направления реализуется такая форма как «Защита семейных проектов», которая в свою очередь не используется автономно, а является подготовительным (отборочным) этапом к участию в семейной игре «Семья года».
Одной из форм доказавших свою эффективность для профилактики распада семьи, оказывающей психотерапевтический эффект, является игра «Мы и наш ребенок», которая позволяет родителям сплотиться, заглянуть в «душу» своего ребенка, ощутить его жизненную необходимость в крепкой, сплоченной семье.
Еще одной из форм эффективной работы с родителями является организация «Центра семейного общения», который функционирует в двух направлениях: работа с родителями детей, не охваченных ВОП и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, позволяющая посещать детский сад и принимать участие в жизни дошкольного учреждения, а так же «включаться» в мероприятия организованные педагогами ДОУ. Внутри данного центра используются такие формы как «Семейный кинотеатр», «Аудио-видео- игротека».
Промежуточная диагностика
Диагностика уровневых показателей
включенности родительского коллектива в ВОП ДОУ
/май 2013/
Гистограмма №8
Таблица №4
№ группы | количество участников (принявших участие в диагностическом исследовании) | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
1 | 31 | 12 | 38 | 10 | 33 | 9 | 29 |
2 | 27 | 8 | 30 | 10 | 37 | 9 | 33 |
3 | 31 | 9 | 29 | 16 | 52 | 6 | 19 |
4 | 30 | 12 | 40 | 10 | 33 | 8 | 27 |
5 | 26 | 9 | 35 | 9 | 35 | 8 | 30 |
6 | 16 | 2 | 12 | 11 | 69 | 3 | 19 |
7 | 26 | 7 | 27 | 13 | 50 | 6 | 23 |
8 | 28 | 7 | 24 | 16 | 57 | 5 | 19 |
9 | 31 | 12 | 39 | 12 | 39 | 7 | 22 |
10 | 30 | 13 | 43 | 12 | 40 | 5 | 17 |
11 | 28 | 6 | 21 | 14 | 50 | 8 | 29 |
12 | 30 | 9 | 30 | 14 | 47 | 7 | 23 |
13 | 32 | 5 | 16 | 19 | 59 | 8 | 25 |
14 | 13 | 3 | 24 | 5 | 38 | 5 | 38 |
Итого | 379 | 114 | ср.ст. 29 | 171 | ср.ст. 46 | 94 | ср.ст. 25 |
Заключительная диагностика
Запланировано на май 2017г
Предполагает анализ эффективности (количественный и качественный) проведенных мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются: опрос, анкетирование, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями -повторная диагностика, наблюдения, мониторинг показателей социального паспорта группы, динамики активности родителей по включенности в ВОП ДОУ, используются для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Сравнительный анализ результатов
Сравнительная диагностика уровневых показателей
включенности родительского коллектива в ВОП ДОУ
/сентябрь 2012; май 2013/
Гистограмма №9
Таблица №5
Период | количество участников (принявших участие в диагностическом исследовании) | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
сентябрь 2012 | 379 | 218 | ср.ст. 59 | 114 | ср.ст. 28 | 47 | ср.ст. 13 |
май 2013 | 379 | 114 | ср.ст. 29 | 171 | ср.ст. 46 | 94 | ср.ст. 25 |
Исходя из данных диагностического материала, четко видна динамическая тенденция по улучшению уровневых показателей включенности родителей в ВОП ДОУ. Процентное соотношение положительной динамики складывается в пользу внедрения методического комплекса. Показатели низкого уровня уменьшились на 30%; показатели среднего уровня увеличились на 18%; показатели высокого уровня выросли на 12%. Кроме %-ых показателей необходимо отметить, что ответы на вопросы при анкетировании, опросе стали более точными. Родители демонстрируют полученные от специалистов ДОУ знания, возросла активность при участии в различных мероприятиях.
Запланировано на май 2013г./ 2014г./2015г./2016г./2017г.
Отчет по проекту
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.
Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы несчитаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Желательно, чтобы бабушки и дедушки также стали частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли бы заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Запланировано на май 2013г./ 2014г./2015г./2016г./2017г.
Результат проекта
Методические рекомендации
по конструктивному взаимодействию с родительским коллективом:
Перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, поэтому целесообразно придерживаться таких правил:
• Говорить с родителями только о том, судить о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
• Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
• Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю может быть, я не совсем права, но все-таки… ». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
• Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор.
• Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел.
• Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать сваю компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы в воспитании и развитии детей, в обращении с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожи, но одни родители не знают как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
• Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
•Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.
• Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
• Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно- ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.
• Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
• Стенд или книжка раскладушка с материалами, подготовленными и обсужденными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, четко структурируя содержание. Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.
• Создайте библиотечку для родителей. Поместите в нее не только методические пособия, но и все, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и ее практическое применение.
• Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг
Оформление общего результата и рекомендаций запланировано на май 2017года.
Литература
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
- Акентьева Т. «Качественное время» семьи. //Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М., 2004.
- Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
- Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
- Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф.
- Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы.- М.:ТЦ Сфера, 2012.- 128с. (библиотека журнала «Управление ДОУ»)
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
- Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.
- Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.
- Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная Пресса, 2005.
- Лебедева С.С., Маневцева Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: "Детство - Пресс", 2001.
- «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка - Пресс, 2007.
- Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В.Цветкова. - М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с. (библиотека журнала «Управление ДОУ»)
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"
Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...
Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...
Педагогический проект «День матери» Совместная продуктивная деятельность родителей и детей средней группы «Зимняя бабочка»
Авторы: Киян Дарья Евгеньевна, воспитатель I кв. категории Черкасова Алина Чеславовна, воспитатель...
Проект "Сегодня - мы вместе, завтра - я сам" в подготовительной к школе группе
Цели проекта: оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоциона...
Долгосрочный педагогический проект по организации профессионального взаимодействия с родителями на тему «Воспитатели, родители и я – вместе дружная семья»
Долгосрочный педагогический проект по организации профессионального взаимодействия с родителямина тему «Воспитатели, родители и я – вместе дружная семья»...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»
Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...