Знакомим со свойствами соли
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_znakomstvo_so_svoystvami_soli.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №160" города Чебоксары
Опытно-экспериментальная деятельность
в старшей группе по теме
"Что такое соль? Свойства соли"
Разработали воспитатели:
Тимофеева Ирина Витальевна
Бахмисова Наталья Васильевна
Гунина Татьяна Ивановна
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
2. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
3.Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Материал и оборудование: тарелки для соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли.
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, нам пришла посылка, сейчас мы с вами посмотрим, что же там. Какие-то мешочки в ней. Я вам их раздам. Потрогайте, какой он на ощупь? А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, что же это может быть? Чтобы узнать, что же находится в мешочках, попробуйте отгадать загадку.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Открываю мешочек. Что там? (соль)
У вас на столах стоят тарелочки, положите мешочка на эти тарелочки подойдите к экрану.
Педагог задает вопрос: «Что такое соль». «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный материал, полезный пищевой продукт. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К ней относились уважительно. Люди придумали много пословиц о соли.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Пуд соли вместе съесть
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
А вы знаете откуда берётся соль? Люди добывают её в разных местах Земли разными способами. Я предлагаю посмотреть, как добывают соль. Показать презентацию «Как добывают соль».
Для чего же нам нужна соль? Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани .Но соль нужно употреблять в небольшом количестве. Иначе она может нанести вред здоровью.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? ( в приготовлении пищи, для лечения многих болезней - в соляных пещерах, для ингаляции и полоскания горла, в промышленности - ею посыпают дорожки, чтобы они не скользили, для ухода за кожей, как чистящее средство), а еще соль полезна для животных.
Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, в которой мы познакомимся со свойствами соли и узнаем о ней ещё больше. Надевайте халаты. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4.Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Итак, внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель:
-Возьмите свои мешочки и пересыпьте соль в тарелочка. Рассмотрим её.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что она похожа? (на порошок)
- А теперь рассмотрим соль через увеличительное стекло.
Что вы видите? Из чего она состоит? (из белых кристаллов).
-Ребята, понюхайте соль. Она пахнет?
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? Она хрустит. Это похоже на хруст снега под ногами. Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт№3
«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая). В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Соль растворяется в воде. А в какой воде соль растворилась быстрее - в тёплой или в холодной?
- Как вы думаете, соль исчезла или также осталась в стаканах? Как можно это проверить? ( попробовать на вкус)
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее
Вы молодцы, хорошо поработали, много узнали о соли. Но у неё есть ещё одно свойство. Но этот опыт я покажу вам сама.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, на какую воду похожа соленая вода? ( на морскую). А в реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем его и опустим в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А другое яйцо опустим в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Игру «Солёный - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Опыт №6 «Цветная соль»
Следующий опыт с солью будет творческим. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые мы с вами превратили в порошок. Мы добавим этот порошок в соль, аккуратно ложкой перемешаем, и вот перед вами - цветная соль.
Воспитатель: А ещё, ребята, на соли можно рисовать, сейчас мы с вами попробуем стать художниками. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете пальчиком или трубочкой на соли. Слушайте внимательно:
1)«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
2)«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,
Как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
3)«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
Молодцы, очень красиво у вас получается!
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)
Откуда берется соль? ( люди добывают её разными способами)
Соль полезна или вредна?
Что нового вы узнали о соли?
Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Мы заканчиваем нашу работу в лаборатории и сейчас вы можете самостоятельно порисовать, а затем уберём всё на место.
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №160" города Чебоксары
Опытно-экспериментальная деятельность
в старшей группе "Цветочек" по теме
"Что такое соль? Свойства соли"
Разработали воспитатели:
Тимофеева Ирина Витальевна
Бахмисова Наталья Васильевна
Гунина Татьяна Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Целебные свойства соли"
значение свойст соли в работе с дошкольниками....
Знакомство со свойствами соли и сахара.
Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....
Проект исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полезные свойства соли"
Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...
Тема: «Такая знакомая и загадочная соль»
Отткрытое занятие...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...
МИНИ – ПРОЕКТ «Такая знакомая и загадочная соль»
Сформировать представление детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...