Знакомство со свойствами соли и сахара.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Марфина Елена Анатольевна

Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_svoystvami_soli_i_sahara.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малыш» село Шира, Республика Хакасия

                                                                                                Автор воспитатель

                                                                                                         Марфина Елена Анатольевна

«Знакомство со свойствами соли и сахара».

(познавательная деятельность в старшей группе)

Тема. «Знакомство со свойствами соли и сахара».

Вид занятия: познавательное занятие

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ. Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом).  Развивать способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать, сравнивать.  Воспитывать умение действовать в коллективе.
Материал: 6 мерных стаканчиков, лупа, мешочки с солью и сахаром, мерные ложечки и листы черного – все по количеству детей.

Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа - Медведя), практический (опыты), словесный.

 Предварительная работа: д/и «Что из чего сделано», «Какой он?», наблюдение на прогулке о свойствах снега и воды, беседа о свойствах веществ. Знакомство с лупой, освоение умения пользоваться ею.

Этапы:

1.      Сюрпризный момент (появление медвежонка с мешочками).

2.      Развивающая игра, направленная на тактильные ощущения.

3.       Физкультминутка «Три медведя».

4.      Опыт с использованием лупы.

5.      Подвижная игра «Три медведя»

Ход мероприятия.

 

В гости к детям приходит опечаленный   Мишка и рассказывает им что купил на рынке   сахар с солью домой, но перепутал мешочки. И как отличить сахар от соли, он не знает.

Воспитатель предлагает помочь Мишутке.

Воспитатель: Какого цвета мешочки?

Дети: красный и зеленый

Воспитатель: Давайте попробуем узнать, что у Мишутки в мешочках. Возьмите в руки мешочки красного и зеленого цвета, какие они на ощупь?

Дети: плотные, рассыпчатые, тяжелые.

Воспитатель: Как вы думаете, что там?  (ответы детей)

 Воспитатель:  А что же это может быть? (песок, сахар, соль, крупа).

 Воспитатель:  Давайте  откроем мешочки и посмотрим. Пересыпьте содержимое мешочков в стаканчики по цвет мешочков.                                       

Воспитатель: Не грусти Мишутка. Ребята тебе помогут. Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что нас окружают различные вещества, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Есть вещества, без которых невозможна жизнь. Что это за вещества? (воздух, вода) .

Воспитатель: Есть в природе и другие вещества, которые не менее важны. Например: СОЛЬ, САХАР. Вот с ними мы сегодня и будем проводить исследования. Но сначала мы поиграем.

Физминутка «Три медведя»

ОПЫТ 1

В.: В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему виду?

-Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (Они оба белые)

ОПЫТ 2

-Попробуйте осторожно их понюхать, так как это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу.

- Что вы можете сказать о запахе, одинаково ли они пахнут? ( Разные по запаху )

-Вот видишь Мишутка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху.

ОПЫТ 3

Из каждого стаканчика осторожно положите на край черного картона несколько кристалликов веществ. У нас на столе лежат лупы, для чего они предназначены?

-Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект. Рассмотрите через лупу кристаллики, одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи?

-Верно одни кристаллики похожи на горошины, а другие на кирпичики. Что можно сказать об их величине? (Горошины меньше, чем кирпичики).

ОПЫТ 4

Мы с вами знаем, что нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества. Почему? (Есть вещества горькие, опасные для здоровья). Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок, поэтому их можно попробовать и определить на вкус. Только сначала вспомним, какая на вкус соль? (Солёная ).   А сахарный песок? (Сладкий).

Осторожно наберите на кончике ложечки те кристаллы, которые имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (Сахарный песок) В каком он находится стаканчике? (В зелёном)

Теперь попробуйте кристаллы в форме горошин. Правильно они солёные, потому что это соль. И соль у нас в красном стаканчике.

Теперь мы можем помочь Мишутке. Расскажите в чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина).

Мишутка радуется, что ребята ему здорово помогли, благодарит за то, что он узнал так много нового и интересного и собирается уходить.

В.: Мишка подожди, мы с ребятами разучили новую игру и приглашаем тебя поиграть с нами.

Подвижная игра «Медведь и пень»

Литература.

А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников», Москва, 2002

Т.В.Иванова «Экология. Нестандартные занятия», Волгоград, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...

Конспект занятия "Знакомство с веществами(соль, сахар) и их свойствами"

Данное занятие  учит детей знаниям о веществах таких как сахар, соль, вода и подобное. Также проводится эскперимент с лупой....

Консультация для родителей. Чудо – кристаллы (опыты с солью и сахаром)

 В стародавние времена соль и сахар почитали как дорогую диковинку. «Белы как снег, в чести у всех» - так говорит о них народная мудрость. С этими продуктами ребёнок встречаетс...

Занятие по окружающему миру, УМК "Предшкола нового поколения" под ред. Чураковой Р.Г. "Куда же делись соль и сахар?"

Постановка проблемы и решение: оказание помоши Маше и Мише в проведении опытов....

Занятие "Знакомство с свойствами соли"

Занятие с элементами рисования...

Познавательно-исследовательское занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара»

Вид занятия: интегрированное занятие.Возрастная группа: старшая группа.Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.Задачи обучающие:познакомить детей со свойствами соли, сахарно...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства соли и сахара»

На этом занятии мы сравниваем свойства соли и сахара с помощью опытов и наблюдений....