МИНИ – ПРОЕКТ «Такая знакомая и загадочная соль»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лобарева Алёна Владимировна

Сформировать представление детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект для детей старшей группы25.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ – ПРОЕКТ «Такая знакомая и загадочная соль»

Автор: Лобарева А.В. воспитатель                                                                                                                      МДОУ «Брусничка» п. Тубинский                                              

 «Логика природы есть всякая доступная для детей логика – наглядная и неопровержимая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в области уже приобретённых, подводить изученные виды под один ряд. Всякое физическое явление есть также превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребёнок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели назначения, выводы, умозаключения»

Актуальность: Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности  в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Тема исследовательской деятельности возникла после вопросов детей, зачем мы каждый день поласкаем горло солёным раствором и ходим после сна по мокрым солёным дорожкам. После беседы о лечебных свойствах соли у ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало.   Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, качества соли, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинули гипотезу – если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим качества соли.

Вид проекта: познавательно – исследовательский – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный,                                                                  Сроки реализации:  с  28. 03. 16 г. – 14. 04. 16 г.                                                            Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, специалисты ДОУ.
Цель:  Сформировать представление детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: - Познакомить с минералом – соль и её происхождением.

- Дать знания о значимости соли в нашей жизни.

- Расширять знания о лечебных свойствах соли.

- Развивать логическое мышление  детей,  интерес и внимание к явлениям неживой природы.

- Продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и временную зависимость в явлениях неживой природы.                                                                 - Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

- Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе

Проблема: Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Хотелось бы больше  узнать о соли:

  • Что такое соль?
  • Откуда она берётся?
  • Как её добывают?
  • Или готовят?
  • Почему море солёное?

Подготовительный этап

1

Постановка проблемы и вопросы.

28. 03. 16 г.

Дети, воспитатель.

2

Подбор познавательной, научной и методической литературы.

29. 03. 16 г.

Воспитатель.

3

Подбор пословиц о соли.

С 29 - 31. 03. 16 г.

Родители, воспитатель.

4

Подбор загадок о соли.

С 29 - 31. 03. 16 г.

Родители, воспитатель.

5

Создание картотеки «Опыты с солью»

С 29 – 31. 03. 16 г.

Воспитатель.

6

Создание буклета «Соль в народной медицине»

С 29 - 31. 03. 16 г.

Родители, воспитатель.

7

Подбор экспонатов в мини – музей «Такая разная соль»

С 29. 03 - 01. 04. 16 г.

Дети, родители, воспитатель.

Основной этап

Работа с детьми

1

Чтение старинной словацкой народная сказки «Соль и золото».

30. 03. 16 г.

Дети, воспитатель.

2

Беседа «Соль – откуда она взялась?»

31. 03. 16 г.

Дети, воспитатель.

3

Просмотр DVD фильма «Незнайка на луне»

01. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

4

Заучивание пословиц о соли.

В течение реализации проекта.

Дети, воспитатель.

5

Опытно-экспериментальная деятельность «Наращивание кристаллов»

02. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

6

Отгадывание загадок о соли.

В течение реализации проекта.

Дети, воспитатель.

7

Опытно-экспериментальная деятельность «Окрашивание соли - гуашью»

04. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

8

Творческая мастерская - аппликация разноцветной солью «Мир сказок»

08. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

9

Чтение русской народной сказки – «Соль».

05. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

10

Творческая мастерская  рисование солью «Цветы из соли».

06. 04. 16 г.

Дети, воспитатель, родители.

11

Опытно-экспериментальная деятельность «Рассматривание кристаллов соли»

06. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

12

Творческая мастерская замешивание солёного теста и лепка «Наши игрушки»

07. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

13

Беседа «Соль лечить умеет»

08. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

14

Опытно-экспериментальная деятельность «Мёртвое море»

11. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

15

Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений»

12. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

16

Чтение стихотворения А. Ш. «Забыл...»

12. 04. 16 г.

Дети, воспитатель.

Взаимодействие со специалистами дополнительного образования ДОУ

1

Рисование солью

01. 04. 16 г.

Дети, руководитель кружка «Юные художники» Крохина О. А. воспитатель.

Работа с родителями

1

Анкетирование родителей на тему: «Организация
познавательной активности  дошкольников дома»

29. 03. 16 г.

Воспитатель, родители.

2

Привлечение к созданию познавательно -
развивающей среды в группе – подбор экспонатов в мини – музей «Такая разная соль».

С 29. 03. - 08. 04. 16 г.

Родители, воспитатель.

3

Консультация на тему: «Малыш стремится познать окружающий мир»

29. 03. 16 г.

Воспитатель.

4

Памятка «Организация исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста»

30. 03. 16 г.

Воспитатель.

5

Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

31. 03. 16 г.

Воспитатель.

6

Консультация «Соль в детском меню»

7

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности  ребенка деятельности»

Презентация.  Проведение опытов с детьми дома.

05. 04. 16 г.

Воспитатель, родители.

Заключительный этап.

1

Создание мини – музея «Такая разная соль»

С 29. 03. - 08. 04. 16 г.

Дети родители, воспитатель,.

2

Газета «Разнообразные факты о соли»

11. 04. 16 г.

Родители.

3

Мини-библиотека «Пословицы, стихи, сказки о соли»

12. 04. 16 г.

Дети, воспитатель, родители.

4

Выставка творческих работ.

13. 04. 16 г.

Дети.

5

Выставка фотографий «Тайнам нет конца»

13. 04. 16 г.

Родители, дети, воспитатель.

6

Педагогическое мероприятие «Соль лечить умеет»

14. 04. 16 г.

Родители, дети, воспитатель.

 

Результаты

В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства.

Ребята  продемонстрировать свои знания детям старшей группы, умение проводить опыты и эксперименты и добиваться результатов, в которых активно принимали участие и дети, и взрослые.

Повышение уровня экспериментальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение отбирать необходимые средства для осуществления эксперимента, договариваться, предвидеть результат).

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Волшебница соль».

Выводы

В ходе исследовательской деятельности дети пришли к  выводам:

- Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

- Соль добывают в России.

- Осмысление элементарных естественно - научных представлений о соли, как ископаемом, узнали свойства и качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Такой загадочный космос"

Проект для подготовительной группы....

МИНИ – ПРОЕКТ «ТАКОЙ РАЗНЫЙ ДЕД МОРОЗ»

Сформировать у дошкольников представление о дедах Морозах разных стран, желание узнать о сходствах и различиях Деда Мороза, об их именах....

Такая знакомая незнакомая соль.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Проект Тема: «Путешествие в загадочную страну соли»

Дети – исследователи от природы.Исследовательская , поисковая активность естественное состояние дошкольника . Он настроен на познание окружающего мира : наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает...

Мини - проект: "Загадочный космос".

Познакомить детей с понятием - космос....