Формирование знаний у детей дошкольного возраста о народных традициях и праздниках в процессе экологического воспитания
статья по окружающему миру (средняя группа)

Тимофеева Юлия Михайловна

Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность.

Цель образовательной деятельности по экологическому воспитанию в контексте с народными традициями и праздниками - создание условий для формирования гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы, общества, народному наследию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о народных традициях и праздниках в процессе экологического воспитания»

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она ?..

Актуальность проблемы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы и человечества. Глубокие цивилизационные сдвиги, развитие промышленности изменили не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы.

Все это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность. И воспитатель играет здесь важную роль, как носитель экологической культуры. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Сегодня, конечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, поэтому нужно формировать новые экологические традиции не забывая старые.

Дошкольное образование – это первая ступень экологического образования человека. Именно на этом этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает прежде всего эмоциональные впечатления о природе, а затем и представления о разных формах жизни. Но это происходит только тогда, когда взрослые, воспитывающие ребенка, обладают экологической культурой, видят, понимают и волнуются по всеобщим проблемам.

Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Цель образовательной деятельности по экологическому воспитанию в контексте с народными традициями и праздниками - создание условий для формирования гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы, общества, народному наследию.

Можно проследить связь между всеми образовательными областями: художественно- эстетическое развитие, коммуникативно – личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

ЦЕЛИ:

1.Формирование уважения к русской народной культуре.

2. Формирование гражданской позиции дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

ЗАДАЧИ:
1. Создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
2.  Повысить уровень знаний воспитателей;
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
4. Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Формы и методы экологической работы, которые мною проводятся:

1. Исследовательские в виде наблюдения и экспериментальной деятельности.

2. Экологические игры на воздухе и в помещении детского сада, проведение русских народных и театрализованных игр.

3. Познавательные - экскурсии в музей «Русская изба», рассматривание быта и посуды, рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне, рассказы о народных обычаях и традициях.

4. Продуктивные – озеленение клумб, работа в уголке природы, изготовление оберегов, использование русских песен и танцев, русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности, разыгрывание сценок и эпизодов сказок, заучивание потешек, прибауток, закличек, участие в конкурах плакатов и рисунков, организация выставок.

Экологические акции: «Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая», «Первоцвет», «Наша клумба» и др. Рисование на экологическую тематику. Конкурс экологических рисунков - плакатов «Береги природу родного края!», природоохранительная акция «Зеленая елочка – живая иголочка» по сбережению живого дерева, против массовой вырубки их к Новому году, «Кормушка», Экологический КВН «Юные защитники природы».

Большое воспитательное значение в экологическом воспитании имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира. У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков.

Основными идеями всей деятельности являются:

--- идея дома (от своего дома, малой родины к понимаю глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);

--- идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

--- идея труда в преобразовании окружающей среды.

А изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребенка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нем.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.

Если каждый из нас будет знать традиции своего народа, то: мы сможем сохранить природу для своих потомков, по- другому будем воспринимать окружающий мир, станем относится к животным и растениям добрее и внимательнее, тогда наша Земля станет прекраснее и красивее, а люди добрыми и милосердными.

С этой целью дети и родители проводят исследование – как заботились в древности люди для сохранения природы для потомков. С древних времен взрослые учили детей жить в согласии с природой. Естественная среда обитания человека – это дом, где все находится в соподчинении и взаимодействии. Природа обожествлялась, без нее человек не мог обходиться, она превыше всего. Человек обречен без чистого воздуха, воды, даров природы и животных.

Влияние народных традиций на охрану природы (почитаемые народом и любимые – культовые деревья (дуб, береза, сосна, кедр, ель, лиственница) и священные животные (медведь, лось, цапля, лягушка).  Народные поверья и запреты на рубку деревьев без надобности, для заготовки дров использовать сухостой и валежник. В понимании древних человек продукт неба и земли, поэтому древние люди покланялись небу и земле, существовали почитаемые озера, реки, рощи, ключи, горы, ущелья.  Реки, озера и вода занимали большое место в верованиях древних людей. Река или озеро имело своего хозяина. До сих пор сохранилось поверие - не шуметь, не кричать у водоемов. Вода олицетворяется с чистотой и блеском.

Что предшествовало возникновению современных заповедников? В священных угодьях запрещалась вырубка деревьев. Такое запрещение считалось заповедованным. Отсюда и пошло название заповедник. Его цель – охрана природы. Воспитание уважительного отношения к окружающей среде передавалось от поколения к поколению. Древняя культура (материальная и духовная) способствовала возникновению дружественного, почитаемого и культурного отношения к окружающей природе, благодаря которым сохранились многие виды растений и животных, система ценностей и понимание хрупкости экологической среды. Древние поверья и предания говорят о том, что духи (боги) гневно реагировали на распахивание почвы, вырубку лесов, загрязнение рек, посылая на виновников всевозможные болезни и стихийные бедствия. Плодородие Земли являлось важным фактом жизнедеятельности.

Экологические традиции — это совокупность знаний, умений и навыков, накопленных в результате взаимодействия природы с окружением. Они возникли под влиянием природы и получили развитие по сию пору.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Нравственное воспитание  - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального на...

Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.

Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках....

« СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

Авторская разработка о методах и средствах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений об отечественных традициях и праздниках....

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и ...

"Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры"

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Начинать знакомить с народными традициями необходимо с младшего дошкольного возраста.Одним из эффективных, увлекательных и доступных...

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства

Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего на...