« СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Авторская разработка о методах и средствах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»
Выполнила:
Гребенникова Елена Раифовна
воспитатель,
СП ГБОУ СОШ «Оц» с.Богатое детский сад «Ромашка»
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Будущее нашей Родины зависит не только от технологий и инвестиций, но и от четкости, моральных принципов, ответственности молодежи за судьбу страны. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Особо остро встаёт вопрос нравственно – патриотического воспитания детей.
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы и естественного развития каждого человека и общества в целом. Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании.
С первых лет жизни ребенка приобщение к культуре его страны, народа, общечеловеским ценностям, помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, приходишь к выводу, что у них недостаточно развивается нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Одним из направлений работы детского сада является патриотическое воспитание (развитие) старших дошкольников, использование дополнительных сведений для дошкольников об отечественных праздниках и семейных традициях.
«Праздник – это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстраций нарядов и использованием традиционных песен» - А. Н. Зимина.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус.
ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения,
обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
В связи с этим в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста выявлены следующие недостатки.
Недостатки в результатах:
-Старшие дошкольники все меньше интересуется отечественной культурой;
-Не имеют достаточных знаний об отечественных традициях и праздниках;
-У детей отсутствует желание узнать что то новое; дети не проявляют интерес к подготовке к праздникам; недостаточно знаний о себе, своей семье (состав, распределение семейных обязанностей, семейные традиции) у детей старшего дошкольного возраста;
- У детей недостаточно знаний о Российской армии, Великой Отечественной войне, Дне Победы;
-Недостаточное представление у старших дошкольников о РФ (символике: гимн, герб, флаг)
Недостатки в основном процессе:
-Недостаточное взаимодействие детского сада с родителями воспитанников по теме: “Отечественные традиции и праздники”.
-Недостаточно освещена тема духовно-нравственного воспитания в образовательной программе ДОУ.
-В годовом планировании мало планируется игр, развлечений и досугов на тему отечественных традиций и праздников.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
-В практике дошкольного образования мы сталкиваемся с рядом недостатков:
-Предметно – пространственная развивающая образовательная среда в ДОУ не полностью соответствует требованиям для обеспечения возможности самовыражения воспитанников, их индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
-Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста об отечественных праздниках и традициях предполагает использование настольных, дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках, однако отсутствие таковых не позволяет реализовать их использование в образовательном процессе.
-В планировании календарного плана мало уделяется внимания событиям, происходящим в стране.
-Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста об отечественных праздниках и традициях так же предполагает использование современных методических мультимедийных пособий, однако их отсутствие делает это невозможным.
-Формирование любознательности детей и знаний в области отечественных праздников и традиций требует совместного участия детей, родителей и воспитателей в НОД, однако совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане.
-Так же отсутствие традиций в семье, затрудняет формирование знаний у детей в области отечественных традиций и праздников.
-Недостаточно сформирована система работы по проблеме формирования первичных представлений об отечественных традиция и праздниках.
-Недостаточно организовано предметно-развивающее пространство для формирования знаний и представлений об отечественных традициях и праздниках.
-Не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры.
- Неумение педагогом гибко организовать образовательный процесс с учётом потребностей и интересов детей, затруднения в использовании различных форм, методов и приёмов работы с детьми по ознакомлению их с отечественными праздниками.
-Педагог слабо владеет информационно - коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике.
-Неиспользование педагогом информационно – коммуникативного оборудования, что не позволяет разнообразить виды деятельности.
-Недостаточные знания в профессиональной деятельности (из-за отсутствия опыта работы, самообразования).
Анализ работы ДОУ указывает на существующие недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности, что является основным препятствием для успешного освоения дошкольниками такого аспекта, как знание об отечественных праздниках.
В связи с этим возникают противоречия: требование программы и отсутствие условий его реализации в полном объеме.
Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений: конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени), организаторскими способностями относительно коллектива детей и родителей, коммуникативными умениями («установка на постоянное самосовершенствование», изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.)
Для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить, однако некоторые педагоги демонстрируют равнодушное отношение к педагогическому процессу и его результату.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа. Обращение к отечественному наследию воспитывает в детях уважение, гордость за свою страну, малую родину.
На данном этапе в ДОУ решаются следующие задачи:
Одной из основных задач детского сада считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.
Постановка вопроса об использование мультимедийных средств, при ознакомлении старших дошкольников с отечественными традициями и праздниками проблема практического характера. В условиях детского сада развивающий потенциал данных средств используется не полностью, так же необходимо создать психолого - педагогические условия для овладения детьми знаниями об отечественных праздниках.
3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества в действии и речи ребёнка | |
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. 2.Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором живет. | 1.Формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 2.Углубление и уточнение представлений о Родине – России, знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети; закрепление знаний о флаге, гимне и гербе России. Углубление знаний о Российской армии, воспитание детей в духе патриотизма. Расширение знаний о государственных праздниках, воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны), проявление интереса к прошлому, настоящему, будущему своего города. | 1.Дети охотно готовятся к праздникам, выступлениям, соревнованиям. Разучивают русские народные и патриотические песни, стихи, играют в сюжетно-ролевые игры патриотического характера. Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, театрализованных представлениях по мотивам русских народных сказок, рисуют узоры по мотивам народных росписей. Совершенствуют навыки игры на русских народных музыкальных инструментах (трещотки, ложки и др.) 2.Когда звучит гимн все встают, мальчики снимают головные уборы. Возлагают цветы к обелискам памятников в день Победы 9 мая. Мальчики стремятся быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; девочки уважают мальчиков как будущих защитников Родины. Дети знают традиции своей семьи, генеалогическое древо семьи. |
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса так, что социально – личностное направление стало приоритетным. Для решения проблемы по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках необходимо проводить:
Экскурсии и целевые прогулки по селу («Наш краеведческий музей», «Памятник «Скорбящая мать»).
Беседы на темы: «Наше село - Богатое», «Мы – дети России», об отечественных традициях и праздниках.
Совместные творческие работы детей и родителей (оформление генеалогического древа семьи)
Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (рассказы о дружбе, справедливости).
Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему, слушание гимна России.
Данные виды деятельности расширяют и углубляют знания о родном крае, его истории, достопримечательностях, развивают нравственно - патриотические качества и гордость за свою большую и малую родину.
Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами народов России. (Детям показываются иллюстрации с изображением костюмов разных народов России, объясняется назначение и название каждого предмета костюма. Обращается внимание детей на то, что все костюмы разные, но у них есть схожие предметы, обращается внимание на то, что все костюмы яркие, красочные, изготавливались вручную, так же костюмы рассматриваются в музее детского сада).
Проведение совместных мероприятий детей и родителей: спортивные: «А ну-ка, мамы», « Папа, мама, я – туристическая семья», выставки рисунков: «Наши мамочки самые красивые», «Семь + я», выставки поделок из природного и бросового материала: «Зимушка – зима», «Что нам осень принесла» и др. Проведение праздников и развлечений: «Новый год», «8 марта», «Масленица», «Пасха», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества», «Колядки».
Родительские собрания на тему «Праздники и традиции семьи» и др.
Контроль осуществляется по следующим критериям:
Показатель | Критерий наблюдения | Проявления в поведении и деятельности | |
1.Задаёт вопросы о традициях, праздниках своей семьи и страны. | 1.Проявляет любознательность о традициях и праздниках своей страны. | ||
2.Выбирает герб и флаг своей страны среди государственных символик других стран. | 2.Обладает начальными знаниями о гербе, флаге, гимне, президенте РФ. | ||
3.Устанавливает связь между названием праздника и событиями истории. | 3.Обладает начальными знаниями об истории возникновения праздников. | ||
В – всегда называет С – иногда называет Н – не знает | |||
|
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые изменения:
Любое обновление педагогического процесса в ДОУ, требует изменений не только в содержании образования, но и кадрового потенциала. Обязательным условием является:
- ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, их применение на практике;
- профессиональная переподготовка на курсах повышения квалификации;
- участие в районных и городских методических мероприятиях по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- организация мастер-классов по проведению праздников и развлечений;
- обмен педагогическим опытом на педагогических советах по проблемам нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Научно – методические:
- внесение изменений в годовой план по образовательной области «Познавательное развитие».
- создание библиотеки методической литературы по теме
«Отечественные традиции и праздники».
- обеспечение наличие и свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов для подготовки к непосредственно-образовательной деятельности и свободной деятельности детей;
- подборка и составление картотеки настольных и дидактических игр с правилами для детей;
- разработка сценариев праздников и развлечений;
- комплексно-тематический подход к планированию деятельности детей;
Материально-технические:
- пополнение развивающей среды группы по образовательной области «Познавательное развитие»;
- подбор видеоматериала по теме;
- использование технических средств обучения (компьютеры, проекторы).
Нормативно-правовые:
Заключение разрешения с родителями на вывод детей за пределы детского сада (посещение краеведческого музея, экскурсии к памятникам и обелискам);
- внесение в годовой план ДОУ праздников и мероприятий, совместных с родителями.
Информационные:
- размещение информации на стендах ДОУ по теме «Россия – наша Родина», История нашей страны»;
- беседы во время встреч дошкольников с интересными людьми (ветераны ВОВ, знаменитые люди нашего села);
- родительские собрания на тему: «Наша семья», «Праздники в семье», «В здоровой семье – здоровые дети».
Организационные:
- организация праздников и развлечений;
- организация встреч с интересными людьми;
- организация проектной деятельности;
- эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
Нравственное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального на...
Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...
Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.
Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках....
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и ...