«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
проект на тему
Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nefyodova_n.yu_._teoriya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Выполнила:
Нефёдова Наталья Юрьевна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ с. Черноречье
с/п д/с «Ручеёк»
Самара, 2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.
Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, мною было найдено определение, которое толковало понятие «отечественных традиций».
Традиция - элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.
Недостатки в результатах:
- дети не знают историю возникновения праздников;
- у дошкольников не развито чувство гордости за свой народ;
- в повседневной жизни ребёнок не использует фольклор;
- ребёнок не проявляет интерес к истории предмета, к истории своей семьи и её традициям.
Недостатки в процессе:
- нет системы работы по формированию представлений об отечественных традициях и праздниках в комплексно-тематическом планирование;
- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов деятельности педагога;
- не организуется в самостоятельной деятельности индивидуальная работа с детьми (в связи с большой наполняемостью группы);
- не используются в образовательном процессе практические приёмы (экскурсии в музеи; самостоятельное участие в народных праздниках);
- недостаточное взаимодействие воспитателя с родителями и с другими участниками педагогического процесса (работник дополнительного образования, психолог, музыкальный работник и др.);
Недостатки в условиях:
- недостаточно наглядного материала (предметов народного быта, прикладного искусства, крестьянского труда, образцы народных костюмов, как настоящих вещей, так и имитации реальных предметов);
- недостаточно современной учебно-методической литературы;
- отсутствуют современные мультимедийные методические пособия;
- недостаточно дидактических пособий на тему: «Что как называется?», «Народные промысла», «Как жили люди на Руси» и другие;
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В соответствие с международными нормативными и законодательными документами в частности «Конвенция о правах ребёнка» ратифицированной РФ 15.09.1990г.; в соответствие с ФГОС от 17.10.2013г. содержание образовательной работы должно обеспечивать возрождение народных традиций, но не сформированы единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении, отсутствуют условия реализации.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведения анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности, можно обозначить следующую проблему:
Формирование единого направления в совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ребенок может приобрести следующие качества:
- любознательность, он задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется историей предметов народного быта, у предметов есть прошлое и настоящие, с течением времени они меняются. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое игрушки, кресла, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет, в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.д.;
- обладает начальными знаниями о себе, о своей семье и социальном мире, в котором живёт. Ребёнок интересуется семейными традициями, своей родословной. Будет рассматривать фотографии из семейного альбома, совместно с родителями составлять генеалогическое древо. Интересуется историй России, гордится своим народом и своей страной.
- обладает начальными знаниями о природе, умеет связывать их с народными праздниками, такими как: масленица, Пасха, Ивана Купала и другие. Он объяснит их название и происхождение.
- ребенок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Он знаком с произведениями детской литературы, познаёт культуру своего народа через сказки разных народов, потешки и поговорки, пословицы и заклички;
- ребёнок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Может организовать сюжетно-ролевые игры («В гости к бабушке в деревню», «Семья»), народные подвижные игры («Капуста», «Огород»), дидактические игры («Народные промыслы», «Подскажи словечко»), соблюдает правила игры, легко взаимодействуя с товарищами;
- хорошо владеет устной речью, использует существительные обозначающие предметы народного быта, прикладного искусства.
Основными критериями результативности являются:
- проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы;
- овладение элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В связи с тем введены ФГОС, меняется общеобразовательная программа дошкольного образования, в соответствии меняются и условия её реализации, а так же содержание воспитательно-образовательного процесса. Исходя из всего этого, возникла необходимость по формированию у дошкольников социальных ценностей и духовно-патриотического воспитания.
Дети на доступном уровне знакомятся с народными играми, народным календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом, крестьянским трудом, обычаями, праздниками.
К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
- проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа;
- дети стали чаще задавать познавательные вопросы;
- дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями. Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи.
В содержании:
- внести изменения в комплексно-тематическое планирование;
- создать многофункциональный уголок, «Уголок ряженья», «Уголок уединения»;
- центр «Театр», где размещены различные виды театров;
- аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;
- мини-музей народного быта «Русская изба»;
- создание тематических портфолио («Народные праздники на Руси» или «Путешествие в прошлое предмета», «Семейные традиции»);
- тематические беседы («Наша родина – Россия», «Наша Армия родная», «История моего села»)
- рассматривание различных иллюстраций о народных промыслах;
- фотовыставки;
- экскурсии в музей школы, краеведческий музей села;
- создание творческих работ, по народно-прикладному искусству (рисунки, коллажи, аппликации, поделки);
- привлечение родителей для рассказа детям о народных традициях и праздниках;
- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации;
- произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта;
- дополнить методический кабинет книгами с малыми фольклорными жанрами, художественной литературой разных народов мира;
- создание картотек народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
В средствах обучения и воспитания:
- реализуемые долгосрочные проекты «История народных праздников», «Моя семья»; «Моя родословная» и др.;
- совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок», «Весёлая ярмарка»;
- организация интерактивных выставок и мини-музеев: «Гончарные мастерские», «Городец - хороший город»;
-организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря: «Пришла коляда – открывай ворота», «Широкая Масленица»;
- приглашение родителей для рассказа детям о народных традициях и семейных праздниках.
В контроле:
- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы;
- дидактические игры.
Материал для диагностики:
- в «программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре.
Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми;
- опытно-экспериментальная деятельность «Мы входим в мир прекрасного» Г.А. Рубан, вводит ребенка в русскую культуру, приобщая его к духовным ценностям.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
В кадровых:
- курсы повышения квалификации педагогов;
- педагогические советы на тему: «Воспитание гражданина и патриота», «Приобщение к культурно-нравственным традициям»;
- методические объединения: «Воспитание детей в традициях народной культуры»;
- семинары-практикумы: «Народная игрушка», «Тряпичная кукла»;
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям, зависит степень приобретённых ими нравственных качеств.
В научно-методических:
- методические рекомендации по планированию работы с целью формирования у детей первичных представлений о народных традициях;
- разработка тематических планов, проектов;
- обобщение передового опыта коллег.
Информационные:
- подключение к сети Интернета всех групп;
- подборка номеров журналов по теме: «Отечественные традиции и праздники»;
- приобретение литературы по теме: «Народные традиции».
В организационных:
- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;
- совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые);
- мероприятия по теме: «Моя семья»; вечер игр, «Посиделки» «Праздник урожая»;
- выставки рисунков.
В нормативно-правовых:
- тематическое планирование.
Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе, направленная на формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, усвоить социокультурные нормы и национальности.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: «Назови картинку»
- Возраст целевой группы: 5-6 лет
- Цель пособия: формировать интерес детей к отечественным традициям и праздникам через игру.
- Задачи пособия: закреплять знания о традициях русского гостеприимства. Закреплять знания детей о старинных предметах, необходимых для проведения народного праздника. Упражнять в умение правильно называть предметы обихода. Активизировать словарный запас детей предметами обихода. Развивать мышление, внимание.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№1 | Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть ребёнку сюжетную картинку, и определить какой праздник изобразил художник. Затем предлагает назвать только те предметы, которые является обязательной частью праздника «Широкая Масленица» |
№ 2 … | Воспитатель предлагает ребёнку вспомнить о русском гостеприимстве и накрыть стол к приходу гостей. |
№ 3 … | Воспитатель предлагает ребёнку назвать только предметы старины. |
№ 4 … | Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть ребёнку сюжетные картинки, и определить какой праздник изобразил художник. Затем к каждому празднику отобрать нужную картинку, по ассоциациям. |
№ 5 … | Воспитатель предлагает ребёнку нарядить Алёнушку, разобрать сундук с предметами одежды. |
На каждом слайде изображение нескольких предметов, нужно назвать правильные предметы. Кликом мышки ребёнку необходимо выбрать нужный предмет, и объяснить, почему он выбрал именно этот предмет.
Ответ правильный; ребёнок видит перемещение предмета на нужное место.
Ответ неправильный; картинка остаётся на месте и становится «прозрачной».
Чтобы перейти к следующему заданию, нужно нажать на стрелочку внизу слайда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
Нравственное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...
Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...
Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.
Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках....
« СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»
Авторская разработка о методах и средствах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений об отечественных традициях и праздниках....
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и ...