"Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры"
статья

Шахтиева Юлия Викторовна

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Начинать знакомить с народными традициями необходимо с младшего дошкольного возраста.Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к народной культуре является народная игра. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Статья

«Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры. Их значение в воспитании детей дошкольного возраста»

Инструктор по физической культуре Шахтиева Ю.В.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Я считаю, что начинать знакомить с народными традициями надо со старшего дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

Народные игры необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения России.

Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, приучают его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Немало таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки.

Игры можно разделить по видам движений: игры сбегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества.

Вовлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми. В ходе занятий с детьми мы решаем следующие задачи:

1) знакомство дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию России;

2) формирование устойчивого интереса к народной культуре;

3) укрепление здоровья и физического развития детей;

4) обогащение словарного запаса воспитанников;

5) воспитание любови к родному краю.

Структура занятий с детьми содержит следующие компоненты:

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра.

2) Изготовление атрибутов для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, рисунки детей, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

По окончанию каждой темы проводится итоговое творческое занятие, на котором обобщаются и систематизируются полученные знания о народной культуре. Это могут народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.

Народная игра - средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка. Она - отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Народная игра всесторонне развивает детей:

- в умственном воспитании – углубляются и уточняются знания о животных, птицах, обрядах и т.д.

- в эстетическом воспитании – развивается художественный вкус через песни, танцы, элементы ряжения.

- в физическом воспитании – через движения и положительное эмоциональное состояние создаются условия для воспитания доброжелательного характера.  

 В народных играх отражаются три аспекта развития детей:

1 аспект – речевое (словесное) общение;

2 аспект – ритмическое или мелодическое выражение;

3 аспект - совместные движения и действия;

Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.

Таким образом, русские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков и вобравшие в себя опыт народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

         Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

"Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через сюжетно-ролевую игру"

В статье раскрывется механизм познания детьми книги, художественных произведений, подчеркивается важность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста -  художественную лит...