Семья как много в этом слове
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гришина Анна Владимировна

Значение семьи в жизни людей, сплочение семьи через совместное увлечение, осознание ребенком своей роли в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya._kak_mnogo_v_etom_slove.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект: «Семья… Как много в этом слове…».

Авторы проекта: Гришина А.В.

Продолжительность проекта: Сентябрь - Октябрь.

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети, родители и родственники, воспитатели.

Возраст детей: 4-5 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

«Что такое семья?».

Цель проекта: предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на сплочение семьи через совместные увлечения.

Задачи проекта

Для детей:

обучающие:

  • приобщение к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности;
  • расширение и закрепление представлений о людях (особенностях внешнего вида, половых различиях, об индивидуальных особенностях, о профессиональной деятельности и качествах людей);
  • формирование понятий о семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей, о совместных увлечениях;
  • продолжать учить понимать связь между эмоциональным состоянием и действием; сохранять эмоционально-положительное настроение,
  • быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оценке окружающих и повторению одобренных поступков;
  • совершенствование умений пользоваться установленными формами вежливого общения, культуры поведения;
  • расширение основ правильной ориентации во взаимоотношениях с людьми;
  • развивающие:
  • Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
  • Развитие познавательно-поисковой активности ребенка.
  • Развитие        специальных        способов        ориентации
  • экспериментирования и моделирования.
  • Развитие умения самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (в семье, коллективе).
  • Развитие чувства толерантности к сверстнику и взрослому. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
  • Развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье (монологическая, связная речь), формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь), развитие выразительности речи;

воспитательные:

  • формирование самосознания ребенка, как члена семьи; укрепление социального статуса ребенка в ближайшем окружении; приобщение к культуре поведения.

Для педагогов:

  • проведение диагностической работы по выявлению знаний у детей о своей семье, о значении семьи в жизни людей;
  • создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта;
  • создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей;
  • организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.

Для родителей:

  • совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;
  • расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
  • формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;
  • наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая.

Название игрового мероприятия проекта: «Семья… Как много в этом слове…».

Продукты проекта

Для детей:

  • портреты семьи;
  • аппликация «Мой дом»;
  • художественное конструирование «Семья на зимней прогулке»;
  • сюжетно-ролевая игра «Воскресная прогулка с семьей»

Для родителей:

  • семейные альбомы, стенгазеты «Что такое семья?»;
  • коллаж «Высказывания детей о своей семье»;
  • плакат «Родительские заповеди».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • имеют представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных увлечениях;
  • дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей и друзей;
  • овладели средствами общения со взрослыми и сверстниками, адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Для педагогов:

  • анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин);
  • оценка проекта в целях определения его актуальности (продолжение или закрытие проекта).

Для родителей:

  • позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений в семье;
  • приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах взаимодействия с ребенком дома и в обществе и т. д.;
  • усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.


Краткое содержание проекта  «Семья… Как много в этом слове…».

Авторы проекта: Яковлева Ю. В., Дымова М. Ю.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия членов семьи

Подготовитель

ный

(формулировка

проблемы,

планирование,

прогнозирование

результатов /

продуктов

проекта)

Избрание позиции

сотрудничества,

позитивной установки.

Наблюдение за

детско- родительскими

отношениями. На

основе изученных

проблем постановка цели проекта.

Подбор материала и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы. Составление плана-схемы проекта. Разработка собственных инновационных форм работы, направленных на осознание детьми значения семьи в жизни людей и на

оптимизацию

детско-

родительских

отношений.

Модернизация

развивающей

среды с учетом

возрастных и

индивидуальных

особенностей

детей с помощью

активного

участия

родителей.

Участие в тематических беседах: «Что такое семья?», «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Рассматривание фотографий, иллюстраций «Взрослые и дети»,

«Профессии»,

«Мир эмоций», «Играем вместе», «Я с мамой и папой на прогулке, в лесу, в парке».

Активное участие в предполагаемых формах работы с родителями (информационно-аналитических ).

Деятельност

ный

(непосредствен

ная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Формирование

мотивации,

связанной с внутренним желанием узнавать что-то новое.

Организация и

проведение

различных

обучающих и

развивающих

форм

деятельности. Поощрение проявления самостоятельнос- ти в решении проблемных ситуаций. Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка. Модернизация развивающей среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей. Организация различных форм работы с родителями

Активное

непосредственное участие в формах работы, предлагаемых педагогами и самими детьми. Проявление самостоятельности и творческих способностей. Накопление и осмысление норм- регуляторов поведения. Проявление умения самостоятельно оценивать свою деятельность

Непосредствен-ное участие в жизни ДОУ, в предполагае-

мых формах работы с родителями. Расширение познавательно го интереса, информирова- ние о

проводимых

мероприятиях

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом)

Организация досуговой формы с привлечением родителей. Оформление группы семейными проектными работами детей, результатами анкетирования.

Оптимизация знаний о семье и ее увлечениях. Осознание значимости семьи в жизни людей. Расширение норм- регуляторов . Участие в детском интервью о своей семье. Презентация продуктов проекта.

Предполагаемое активное участие в досуговой форме «Моя семья и ее увлечения».

Системная паутинка по проекту «Семья… Как много в этом слове…».  

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

  • Беседа с детьми «Моя семья», «У меня есть сестренка/братишка», «Как тебя называют дома», «Кто дома ухаживает за детьми», «Как мы отмечали день рождения мамы», «Как мы гуляли в парке»
  • Наблюдение за детьми и создание «Записной книжки» (анкетирование детей:  что такое семья?).
  • Тест-исследование «Что я люблю».
  • Рисунок - схема «Моя семья»
  • Рассматривание иллюстраций-картин «Моя семья», семейных фотографий.
  • Обучающий цикл  «Дружная семья». Словесные игры – «Какая твоя мама?», «На кого ты похож?», «Наши имена», «Скажи ласково»,  «Помощники» (глаголы), «Я сам», «Я и другие дети», «Я и взрослые», «Я и культура общения».
  • Игры для совместной деятельности с детьми на развитие эмоции «Зеркало» - знакомство с эмоциями, этюды «Тренируем эмоции», настольная игра «Театр настроения».
  • Игры-эксперименты:

«Цветные окошки», «Отгадай запах», «Отгадай на ощупь», «Построится по росту» (измерение роста), «Угадай, кто позвал?», «Найди своего товарища», «Теплые, холодные ладошки», «Как согреть руки», «Угадай, чья тень».

  • Игры - упражнения по РЭМП
  •  «Сколько членов семьи?», «Кто старше?», «Который по счету?», «Кто выше?», «Что находится за домом, перед домом», «Помоги ежику найти дорогу» , «Найди отличия сходства девочки, мальчика др.», «Кто спрятался?».
  • Игры на развитие звукопроизношения и на обучение грамоты

«Как плачет малыш?», «Как кричать в лесу, если потерялся?» Чтение и деление на части простейших слов «Мама, папа и т. д. «Имена детей», «Найди звук в слове» (в начале, в конце, в середине).

  • На развитие мелкой моторики

«Пальчиковые игры», «Стенка, стенка потолок», «Пять братцев», «Ой, что за народ по пятам за мной идет».

  • Разрезные картинки «Чувства», «Одень мальчика, девочку», «Составь картинку».
  • Игры для самостоятельной деятельности детей:

Готовые игры –лото «Где чья мама», «Кто мы», «Большие и маленькие», «Кто где живет», «Убери лишнюю картинку», «Играем в профессии».

  • Фольклор:

потешки, загадки о семье,

народные сказки «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди»,

«Волк и семеро козлят»,

«Пых-пых»,

  • Настольный театр «Три медведя»

  • Авторские произведения

Д.Габе «Мама», «Моя семья»,

Я.Аким «Мама»,

Л.Воронкова «Ссора с бабушкой»,

Н.Гернет «Сестренка»,

Е.Благина «Аленушка», «Вот какая мама»,

В.Вересаев «Братишка»,

В.Шуграева «Мама»,

Л.Квитко «Бабушкины руки»,

Р.Гамзатов «У меня есть дедушка»,

Е.Серова «Не терпит мой папа безделья и  скуки»,

Н.Артюхова «Трудный вечер»,

К.Ушинский «Петушок с семьей», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», М.Прокофьева «Сказка про маму».

  • Игровые ситуации во время утреннего приема: «Давай познакомимся», «Я рад вас видеть»
  • Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Семейный праздник», «Совместный отдых», «Автобус. В автобусе едет семья», «Воскресная прогулка с семьей»
  • Игра-занятие «День рождение куклы»
  • Режиссерские игры: «Наши мамы», «Наши папы». В гостях у бабушки (исполняет роль педагог)

Социализация

Труд

Безопасность

  • Проигрывание ситуаций: «Мы поссорились с подружкой»,  «У нас в гостях бабушка» и др.
  • Поведенческий тренинг «Что делать, если ты злишься?», «Учимся здороваться по-разному», «Учимся извиняться», «Улыбнемся друг другу», «Хорошие и плохие поступки».
  • Беседа «Попросить или отнять?», «Как играть и не ссориться», «Как выразить сочувствие товарищу». Развиваем умение анализировать поведение .
  • Обсуждение конфликтных ситуаций «Если у меня отбирают игрушку …», «Если обижают...».
  •  Словесная игра «Закончи предложение» «Я обижаюсь когда.... и т. д.
  • Чтение рассказов и сказок на нравственные темы:

А.Кузнецов «мы поссорились с подружкой»,

С.Прокофьева «Сказка про грубое слово «уходи», «Сказка про хитрую ловушку»,  «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про больших и маленьких»,

В.Осеева «Волшебное слово»

  • Дидактические игры
  • Рассматривание и чтение книги «Хорошие манеры для самых маленьких».
  • Знакомство с нормами- регуляторами «Урок вежливости», «Будь приветлив»
  • Обучающий цикл: Овладение микропроцессами с помощью воспитателя: «Разложим столовые приборы», «Постелем салфетки на стол»; «Уберем игрушки на место».
  • Развивающий цикл (проявление самостоятельности). Дидактические игры «Угостим кукол чаем», «Пригласим гостей».
  • Совместный труд «Помоем игрушки». «Поможем маме вытереть пыль», «За что похвалит мама нас», «Накроем на стол»
  • Знакомство с нормами поведения в доме, на улице, в общественных местах, со сверстниками.
  • Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и др.опасными предметами.
  • Игра-ситуация по изучению правил дорожного движения, с использованием художественного слова.

Г.Георгиев «Светофор»,

А.Северный «Светофор»,

О.Тарутин «Переход»,

С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер».

  • Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы на улице», «Путешествие по городу»
  • Рассматривание иллюстраций, отражающих опасные ситуации и нормы поведения.
  • Дидактические и развивающие игры  «О чем говорит светофор», «Отбери предметы, которые нельзя трогать», «Можно-нельзя», «Если кто-то заболел».
  • Лаборатория исследования «Как помочь, если я простудился».

Здоровье

Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей

  • Физминутки.
  • Оздоровительные мероприятия: закаливание «воздушные» ванны, «обширное умывание», точечный массаж.
  • Бодрящая гимнастика после сна - слова с движениями.
  • Игровые упражнения:

 «По - неровной дорожке шагают наши ножки» - профилактика плоскостопия. «Прямая спинка» (мешочек с песком на голове. «Волшебная вода» - полоскание рта после еды.

«Мы делаем зарядку, чтоб было все в порядке»

  • Подвижные игры (в группе, на улице): сюжетные (народные, хороводные) «Шел козел по лесу», «Золотые ворота», «Капуста»; бессюжетные «Стоп, действуют или только малыши, или только девочки»
  • игры – забавы «Мыши и кот», «Мельница».

  • Информационно- аналитические опросники  для родителей, анкеты.
  •  Досуговые: совместные праздники, просмотры.
  •  Познавательно- информационные: устный журнал – «Увлечения семьи»,  дискуссии «О воспитательской роли бабушек и дедушек в семье».

Художественное

творчество

Музыка

Режимные моменты

  • Рисование «Моя семья»
  • Аппликация из бумаги «Мой дом»
  • Коллективная работа: «Семья на зимней прогулке» (художественное конструирование)
  • Конструирование из деревянного конструктора «Дом, в котором я живу».

 

  • Прослушивание и пение песен.

«Улыбка» ,

муз В.Шаинского,

сл.М.Пляцковского;

«Мамочка моя», муз. И.Арсеева, сл. И.Черницкой;

«Если добрый ты …»,

 муз. Б.Савельева, сл.М.Пляцковского

«Колыбельная», муз. А.Гречанинова, «Моя семья»

  • Музыкальные упражнения «Повторение ритма»

  • Способы организации по индивидуальным особенностям детей: «Ручки идут мыть сначала девочки, потом мальчики»
  • Чтение потешек, художественного слова о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Г.Зайцев «Дружи с водой»,

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А.Барто «Девочка чумазая»,

С.Бялковская «Юля-чистюля»,

З.Александрова «Купание»

 

                                                                               Семья – источник вдохновения,

                                Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,                                                                          

Здесь друг за друга все в ответе.

О. В. Токмакова

Ведущий 1: Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, которую мы назвали «Моя семья». И сегодняшний наш разговор пойдёт о семье. Международный день семьи – отмечается с 1994г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 20 сентября 1993г. Установление этой даты связано с проведением в 1994г. Международного года семьи. В России Международный день семьи отмечается с 1995г. -15мая.

«Семья вся вместе – душа на месте»

(Стихотворение читает второй ведущий)

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

«Стихи детей»

Олег: Семья - это мы. Семья - это я.

Катя К.: Семья - это папа и мама моя,

Миша: Семья – братишки Саша, Егор,

Эмиль: Семья - это котик пушистенький мой.

Ваня А.: Семья - это бабушки две дорогие,

Ульяна А.: Семья - и сестренки мои озорные.

Ваня П.: Семья - это крестная, тети и дяди,

Тоня: Семья - это елка в красивом наряде.

Руслан: Семья - это праздник за круглым столом,

Соня Ф.: Семья - это счастье, семья - это дом,

Артем: Где любят и ждут, и не помнят о злом.

 «Представление семей»

Ведущий 1: Мы провели в группе работу на тему «Моя семья» и сейчас предлагаем вам рассказать о ваших проектах. Каждый ребенок расскажет о своей семье, семейных увлечениях, традициях, семейных праздниках.

Выступление родителей и детей с презентациями.

Ведущий 1: Мы благодарим семьи, принявшие участие в нашем проекте.

Ведущий 2: «Загадки»

Папа, мама, брат и я – Вместе нас зовут … (семья)

Вкусные оладушки Мы едим у … (бабушки)

Вот семейный наш портрет, Самый старший, в центре,-… (дед)

Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, … (Папа)

Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет, И умоет, и причешет, В щёчку поцелует - чмок? Вот она всегда какая Моя ... родная! (Мамочка)

Ведущий 1: «Вспомни пословицу о семье»

Вы должны продолжить пословицу.

- Вся семья вместе, … (так и душа на месте).

- Семья без детей, что… (часы без гирьки).

- Где любовь да совет,… (там и горя нет).

- Муж без жены - … (что гусь без воды).

- На что и клад, коли… (в семье лад).

- В каждой избушке…(свои погремушки).

- Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)

- Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается).

- Семейный горшок… (всегда кипит).

- Родители трудолюбивы, …   (и дети не ленивы)

- Мать кормит детей, …         (как земля людей)

- Дом вести …          (не бородой трясти)

- Кто без присмотра в колыбели, …(тот весь век не при деле)

- Семья в куче – …  (не страшна туча)

Ведущий 2: «Мы знаем друг друга»

 Сейчас родителям необходимо ответить на вопросы.

Анкета для родителей:  

ФИО_________________________________________________

Вопросы

Ответы

Что больше всего любит из еды ваш ребенок?

Любимая сказка или сказочный герой ребенка?

Что папа больше всего любит делать?

Любимая одежда папы?

   

Ведущий 1:  «Читающая семья»

Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки.

конкурс для ребят, называется он - «Угадай сказочного героя».

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей сквозь очки на них глядит добрый доктор…(Айболит)

Ему надоело сидеть на окошке, и он покатился в лес по дорожке. (Колобок)

Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля из сказки «По щучьему веленью»)

Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несёт её домой. (Машенька)

Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила девочка имя забыла своё а ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех до сыта, что сама собой она вкусных кушаний полна. (Скатерть - самобранка)

Я старушка хоть куда: и умна, и молода! Со мною всюду крыска по имени Лариска. (Шапокляк)

У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой, всюду нос суёт свой длинный. Кто же это? (Буратино)

Сладкий яблок аромат заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, и светло вокруг, как днем. (Жар-птица)

Так быстро от принца девица сбежала, что туфельку даже она потеряла. (Золушка)

Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила: репку вытащить из грядки деду с бабкой помогла. (Мышка)

Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таиться. Что же это за предмет? Дай дружок скорей ответ. (Игла)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят)

Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федора)

Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги, зато есть замечательный аппарат летательный. Какой? (ступа)

У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной. (Туфелька)

Ведущий 2:  Это как здорово, когда вся семья вместе. Если дружно и весело дети и родители мастерят, играют и поют,  тогда любая беда не беда. Всем вам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

«Моя семья»

(Текст песни - Александр Ермолов)

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…

Припев: Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.

И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья, а это значит:

Я счастливей всех на этом свете.

В проекте принимали участие 22 семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Семья! Как много в этом слове..."

Проект предназначен для взоимодействия с родителями и детьми 5-6 лет. Целью проекта является формирование представления о себе, своей семье у детей старшего дошкольного возраста. В рамках проекта орга...

Сценарий спортивного праздника, посвященного дню матери "Мама как много в этом слове..."

Сценарий спортивного праздника ко дню матери« Мама как много в этом слове….»     Цели:Укрепление взаимоотношений между ребенком и матерью  по средствам физической культурыЗада...

НЕЛЬЗЯ! Как много в этом слове...

Ваш любимый, но хулиганский сынок разбил горшок с китайской розой, а, может быть, вы просто «застукали» его за попыткой засунуть в стиральную машину, обожаемую вами морскую свинку. В ответ на вашу гне...

"Семья...как много в этом слове"

отзыв родителей о мероприятии к Дню Семьи....

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как много в этом слове - мама»

НОД «Как много в этом слове - мама» для детей старшего дошкольного возраста.Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детски...

Методическая разработка "Семья как много в этом слове"

Конспект интегрированного занятия к дню "Семьи, любви и верности" для детей старшего дошкольного возраста....