Хлеб - всему голова.
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект: «Хлеб – всему голова».
Авторы проекта: Гришина А.В.
Продолжительность проекта: Ноябрь.
Тип проекта: исследовательский, творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:
«Бережное отношение к хлебу».
Цель проекта:
- формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
- закрепить названия профессий людей, растящих хлеб;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
Задачи проекта
Для детей:
Обучающие:
- Приобщение к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности;
- Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
- Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе.
- Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
- Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.
Развивающие:
- Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
- Развитие познавательно-поисковой активности ребенка.
- Развитие чувства толерантности к сверстнику и взрослому. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
- Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Для педагогов:
- Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта;
- Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей;
- Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии;
- Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России;
- Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми;
- Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.
Для родителей:
- совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;
- формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;
- наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая.
Продукты проекта
Для детей:
- Лепка: «Хлебный колос»;
- Рисование: «Колосья в вазе»;
- Аппликация: «Колосок»;
- Опыт: Изготовление солёного теста;
- Лепка изделий из солёного теста по образцам.
Для родителей:
- Предложить родителям придумать совместно с детьми сказку на тему: «Приключения хлебного зёрнышка»;
- Выставка домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!»;
- Поделки.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- Освоение бережного отношения к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
- Овладели средствами общения со взрослыми и сверстниками, адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для педагогов:
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин);
- оценка проекта в целях определения его актуальности (продолжение или закрытие проекта).
Для родителей:
- позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений с ребенком;
- усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.
Краткое содержание проекта «Хлеб – всему голова».
Авторы проекта: Яковлева Ю. В., Дымова М. Ю.
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Подготовитель ный (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Избрание позиции сотрудничества, позитивной установки. На основе изученных проблем постановка цели проекта. Подбор материала и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы. Составление плана-схемы проекта. Разработка собственных инновационных форм работы, направленных на осознание детьми значения хлеба в жизни людей. Модернизация развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с помощью активного участия родителей. | Участие в тематических беседах: «Откуда хлеб пришёл», «Народные пословицы о хлебе» Просмотр презентации «Выращивание хлеба» | Активное участие в предполагаемых формах работы с родителями (информационно-аналитических ). |
Деятельност ный (непосредствен ная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Формирование мотивации, связанной с внутренним желанием узнавать что-то новое. Организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности. Поощрение проявления самостоятельнос- ти в решении проблемных ситуаций. Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка. Модернизация развивающей среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей. Организация различных форм работы с родителями | Активное непосредственное участие в формах работы, предлагаемых педагогами и самими детьми. Проявление самостоятельности и творческих способностей. Накопление и осмысление норм- регуляторов поведения. Проявление умения самостоятельно оценивать свою деятельность. | Непосредствен-ное участие в жизни ДОУ, в предполагае- мых формах работы с родителями. Расширение познавательного интереса, информирова- ние о проводимых мероприятиях |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом) | Организация досуговой формы с привлечением родителей. | Оптимизация знаний о хлебе. Осознание значимости хлеба в жизни людей. Расширение норм- регуляторов . Презентация продуктов проекта. | Предполагаемое активное участие в досуговой форме «Вот он – хлебушек душистый!». |
Системная паутинка по проекту «Хлеб – всему голова».
Познание | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)
пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…», «Тесто», «Хлебушек», «Пекарь», «На блины».
|
|
|
Социализация | Труд | Безопасность |
|
|
|
Здоровье | Физическая культура | Формы взаимодействия с семьей |
«По - неровной дорожке шагают наши ножки» - профилактика плоскостопия. «Прямая спинка» (мешочек с песком на голове. «Волшебная вода» - полоскание рта после еды. «Мы делаем зарядку, чтоб было все в порядке» |
|
|
Художественное творчество | Музыка | Режимные моменты |
|
|
|
Беседа о хлебе.
Цель:
- Дать детям понятие о том, как раньше на Руси выращивали хлеб.
- Показать детям, как русские поэты А. В. Кольцов и Н. А. Некрасов отражали в своих стихах тяжёлый труд хлеборобов.
- Продолжать воспитывать уважение и интерес к труду земледельцев, бережное отношение к хлебу.
- Словарная работа:
Соха, сноп, крестьянин, гумно, скирда, серп, жница, пахарь.
Ход занятия:
Труд хлеборобов всегда был тяжёлым. Особенно трудно было выращивать хлеб, когда не было ни машин, ни тракторов, ни комбайнов. Землю пахали деревянной сохой, в которую впрягали лошадь. За сохой шёл пахарь. Поэт А. В. Кольцов писал отличные стихи о людях, пашущих землю, сеющих хлеб. Когда читаешь его стихи, кажется, что это звучит голос крестьянина, вышедшего в поле рано – рано утром.
«Ну! Тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.
Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит…
Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.
Его вспоит, вскормит Мать – земля сырая;
Выйдет в поле травка - Ну! Тащися, сивка! »
Когда поле было вспахано, его засевали вручную. На шею вешали лукошко с зерном, брали горсть зерна и размашистым, плавным движением руки бросали его в землю. Вот как об этом пишет А. В. Кольцов:
«… Чем свет по полю
Все разъехались –
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
За кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьём
Порасчёсывать… »
Несмотря на тяжёлый труд, люди радовались, когда на поле появлялись первые всходы, говорили с любовью о поле, о земле, ждали дождя, чтобы был хороший урожай. Н. А. Некрасов в стихотворении «Колосья» так рассказывает об этом:
«Уж налились колосики.
Стоят столбы точёные,
Головки золочёные,
Задумчиво и ласково шумят.
Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжёлым ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царём!
Не столько росы тёплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя. »
Когда хлеб созревал, приступали к уборке урожая. А. В. Кольцов писал:
«… Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремлет колосом
Почти до земи.
Ветерок по ней
Плывёт, лоснится,
Золотой волной
Разбегается…
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую… »
Рожь жали серпом. Чаще всего эту работу выполняли женщины. Их называли жницами.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Жница»:
«Это не люди лихие,
Не бусурманская рать,
Это колосья ржаные,
Спелым зерном налитые,
Вышли со мной воевать!
Машут, шумят, наступают,
Руки, лицо щекотят,
Сами солому под серп нагибают –
Больше стоять не хотят!
Жать принялась я проворно,
Жну, а на шею мою
Сыплются крупные зёрна –
Словно под градом стою! »
Эта работа была очень тяжёлой. Вот как об этом писал В. А. Кольцов в стихотворении «Молодая жница»:
«Высоко стоит Солнце на небе,
Горячо печёт Землю – матушку.
Душно девице, Грустно на поле,
Нет охоты жать Колосистой ржи.
Всю сожгло её Поле жаркое,
Горит – горма всё Лицо белое.
Голова со плеч На грудь клонится,
Колос срезанный Из рук валится… »
Пшеницу связывали в снопы и собирали в копны. Копны грузили на телеги и везли на гумно, где складывали в скирды. Когда весь хлеб был убран, на гумнах начинали его молотить.
Конспект занятия «Хлеб – наше богатство»
Программное содержание:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?» (Подбор определений к существительному). Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч. Называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Рассказ воспитателя сопровождается просмотром презентации «Выращивание хлеба».
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
Воспитатель: И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб:
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....