Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология). Тема: "Юные знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Курушина Людмила Владимировна

Конспект предназначен для детей старшей группы. Дети расширят представления о правилах поведения в природе, о многообразии форм охраны природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoe_zanyatie_po_ekologi_v_starshey_gruppe.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                      «Радищевский детский сад №1»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология)

Тема: « Юные знатоки природы»

                                                                                       

                                                                                               

                                                                                                   

                                                                                                           Выполнила воспитатель:

                                                                      Курушина Л. В.

Тема: «Юные знатоки природы».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Обучающие:

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли,  необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы.

Развивающие:

Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками.

Воспитательные:

Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: беседы и игры на экологическую тему, чтение художественной литературы.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация организованной образовательной деятельности, 2 чёрные шапки с кисточками для учёных, телеграмма, маски к сценке, карточки развития бабочки, птицы, глобус.

Воспитатель:

Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.

Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Загадка:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

Молодцы, вы все назвали правильно.

 (Приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет, который состоится сегодня в 9.30 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. (дети проходят за столы, а учёные надевают шляпы)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли юные ученые. Они расскажут нам о живой и неживой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения,  животные, насекомые, птицы, рыбы. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все,  что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.  И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

- Я предлагаю сейчас отправится в небольшой лесок и понаблюдать что же там происходит. (дети одевают маски животных)

Сценка « Как зверюшки лес спасли»

Лесная фея: Лесные зверюшки, скорее сюда! Случилась беда!

В лес пришел мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнезда разрушает!

Звери: Надо Гришку испугать,

С Гришкой в «Эхо» поиграть!

Нужно проучить мальчишку,

Злого хулигана Гришку.

Лесная фея: Слышу: Он идет сюда!

Прячьтесь, звери. Кто куда! (выходит Гришка, напевая песню)

Гришка: Я люблю в лесу гулять,

Всех пугать и все ломать!

Я цветы срываю,

Гнезда разрушаю!

Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!

Гришка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Гришка: На меня наводит страх…

Звери: Ах – ах – ах !

Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Гришка: И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь – юсь – юсь.

Гришка: Ой- ей – ей !

Ай –яй – яй!

Мама, мама, выручай!

Я больше не буду

Цветочки срывать

Я больше не буду

Лес обижать! (убегает)

Звери: Ура!

Воспитатель: Правильно ли поступил Гришка?

- А вы знаете правила поведения в лесу?

(показ картинок на экране, дети называют правила поведения в лесу)

- А сейчас, давайте поиграем.

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете (схема развития человека).  Так развивается и растет человек. Для этого нужно: тепло, питание, вода, воздух, забота.

- А сейчас разделимся на группы. Первая группа будет собирать схему развития  бабочки, а вторая – схему развития птицы.

(Дети последовательно раскладывают картинки и по картинкам рассказывают: мама бабочка откладывает яйца, из яиц появляются личинки - гусеницы, гусеницы превращаются в куколку, а из куколки – бабочка;  

мама птица высиживает яйцо, потом в яйце развивается зародыш, из яйца вылупляется птенец, он растет, становится молодой птицей, потом взрослой птицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы росла и развивалась птица?

Воспитатель: Оказывается для роста и развития птицы нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

- Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают)

В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в посёлке, городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на мультимедийной доске)

Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в...(землю).

- Чтобы зерно взошло, надо его... (полить).

- Еще растению нужно... (солнце)

- Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Воспитатель: А теперь ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением:

Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

С природой будем дружно жить . (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)

Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом - планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.

Учёные заметили, что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли, если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать.

Ребята, а почему  именно Красная книга?

Дети:  Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»

Давайте с вами вспомним, какие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу Ульяновской области (дети, смотря на экран, называют объекты, занесённые в Красную Книгу Ульяновской области)

- Что вы можете мне сказать об этих животных, растениях, птицах? Что их объединяет?

Дети: они все из Красной книги.

- Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Дети. – У какого животного самая длинная шея? (жираф)

Гости. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

Дети. – Какая птица любит сало? (синица)

Гости. – Какая птица любит рябину? (снегирь)

Дети. – Зверьки - строят дом среди реки (бобры)

Гости. – У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)

Дети.  – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)

Гости. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

Дети.  – Самая маленькая птичка? (колибри)

Гости. – Как называют кусочки льда, падающие с неба? (град)

Дети. – Снег состоит из снежинок, а дождь …(из капель)

Гости. – Кого называют «царём зверей»? (льва)

Воспитатель: Подвожу итоги конкурса.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое). Вам понравилось? - Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. 

                                             Л. Дайнеко

- Сегодня вы были юными знатоками природы, а это значит что? (ответы детей). А значит, вы награждаетесь медалями «Знатоки природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»

Конспект организованной образовательной деятельности   по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы)   во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе "В зимнем лесу"

Занятие позволяет расширить представления детей о диких животных, отметить их характерные особенности и повадки: зайце, медведе, лисе,Обогатить активный словарный запас детей: берлога, сладкоежка, зим...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе «Как звери готовятся к зиме»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе«Как звери готовятся к зиме»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...