Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Природа в опасности»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект организованно-образовательной деятельности
по познавательному развитию «Природа в опасности»
Дата: 19.04.2018 г.
Цель:
Формировать у детей представление об окружающей природе.
Задачи:
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе, о Красной книге;
- Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах, о диких животных;
- Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
-Формировать умение правильно вести себя в природе;
- Развивать умения высказывать предположения, рассуждать во время беседы, аргументировать свои ответы, развивать познавательный интерес к родной природе;
- Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение ко всему живому, разбудить в душе ребёнка эмоциональный отклик радости на красоту природы.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, о жизни животных наших лесов, просмотр видеороликов, рассматривание картинок с изображением птиц, животных, насекомых, лесов, водоемов прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», аппликация «Подснежник»
Оборудование: видеообращение «Природы», экологические знаки, иллюстрации с изображением птиц, разрезные картинки с изображением животных, цветы для дорожки, видеозапись журчания ручья, пение птиц, голоса животных, кочки; материалы для творческой деятельности
Ход организованно – образовательной деятельности.
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
«Доброе утро!»- тебе сказали.
«Доброе утро!» - ответил ты!
Нас две ниточки связали (берутся за руки)
Теплоты и доброты!
Ребята, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей: Доброе утро!
Ребята, я сегодня получила видеообращение. Посмотрите от кого. Вы узнали?
Видеобращение: SOS!!!!!!!!Дорогие ребята! Прошу вашей помощи. Злая Кикимора и Леший решили погубить наш лес. В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Они разогнали всех животных с детенышами, всех птиц и насекомых, истоптали всех цветов. Помните:
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защищаться
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни!
Я в опасности! Будьте осторожны в лесу, они приготовили для вас препятствия. С любовью и с надеждой к вам ваша Природа!»
- Ребята, вы хотите помочь Природе? Злая Кикимора и Леший приготовили для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания, чтобы спасти Природу. Вы готовы?
- Лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. В лесу по соседству живут самые разнообразные растения и животные. У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Также для жителей леса, лес является столовой.
А вы знаете, как себя нужно вести в лесу? Давайте рассмотрим знаки, что мы можем делать в лесу, а что мы не должны?
Дети рассказывают о знаках.
- Будьте осторожны, потому что в лесу можно заблудиться. - Я вам открою тайну. Нам будут помогать маленькие помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. ( Дети берутся за руки и идут шагом - «змейкой» между разложенными на полу цветами).
Упражнение "Мы идём в лес".
В лес весенний на прогулку,
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Пойдем природу мы спасать.
- Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Смотрите письмо. Да это же задание.
- Внимательно слушайте задания: «Отгадайте птицу, найдите на картине и покажите ее». Ребята задание очень трудное, будьте внимательны
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи»
2.Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его…скворец.
3. Иногда зовут — касатка,
Брюшко бело,
Гладко-гладко.
Ответ: ласточка
4. Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…соловей
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит …жаворонок.
- Как называются все эти птицы, которых мы отгадали?
Дети: - Перелетные птицы.
А зачем птицы прилетают на родину?
Дети: Птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину.
- Для чего нужны птицы?
Дети: Птицы уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
- Надо ли охранять и беречь птиц? (да).
- Как мы можем помочь птицам? Дети: Делать скворечники, кормушки; подкармливать. Нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке, где живут птицы.
-Для чего нужны птицы?
Дети: Птицы уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Закроем глаза и послушаем, я что-то услышала. Вот ребята птицы и ожили. Мы их расколдовали. Видеослайд голоса птиц 6-7 сек.
- Идём дальше. Ребята, мы подошли к болоту. Опять письмо Кикиморы: «Попробуйте пройти мое болото и не промочить ноги» Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться в болото и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Как вы думаете, куда мы сейчас придём? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит.
(Включается запись журчания воды – 5 -6 сек). Как красиво в лесу! Давайте разомнемся немножко
Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем
- Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
- Мы пришли с вами на лесную полянку.
Пока мы шли мы не встретили ни одного живого существа в лесу. Даже зайчик не пробежал. Вот опять письмо от Кикиморы: «Не бывать животным в лесу! Они мне жить спокойно не дают. Птицы со своими песнями, эти животные со своими детенышами гулять мешают по лесу, мы с Лешим такие праздники устраиваем, а они под ногами путаются. Все равно вы не сможете помочь животным: я разрезала их на кусочки. Вот если их соберете и расскажете о них, тогда, может быть, позволю животным вернуться в лес».
Смотрите (Достает разрезные картинки).
Игра «Сложите картинку» (Предлагает детям разрезанные картинки с изображением животных).
-Кто расскажет, как звери готовятся к весне:
В волчьей семье весной прибавление – появились слепые и глухие волчата. Сначала мать-волчица выкармливает их своим молоком. Волк-отец учит волчат охотиться.
-Почему волков называют санитарами леса?
У лисы рождается 4-6 слепых детёнышей, о которых она заботится: кормит молоком, вылизывает, согревает. Зорко следит она за лисятами, когда они, выбежав из норы, играют. При опасности мать подаёт сигнал тревоги глухим, отрывистым звуком.
Медведица выбирается из берлоги, чтобы поискать на проталинках корни, прошлогодние плоды. А медвежата, накормленные молоком матери, засыпают.
Весной ёж очень голоден и первым делом принимается поедать червей и насекомых. Ежиха устраивает гнездо в виде шалаша из сухих листьев, мха и готовится выводить потомство. Ежата рождаются с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же тёмными и острыми, как у матери.
Д/и «Угадай, где зимой живут звери».
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите и повторите все предложение.
Где живет медведь? (В берлоге).
Где живет белка? (В дупле).
Где живет заяц? (Под кустом).
Где живет лиса? (В норке).
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт ёж? ( Под листьями)
Весна наступила и все вернулись животные в свои квартиры - в лес. Лес кормит своих жителей. В лесу много животных, птиц и насекомых.
Они питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, кореньями, травой, ягодами и грибами.
Видеослайд- голоса животных.
Ребята, что интересного узнали о животных?
Ребята, посмотрите, весна наступила, а цветов на полянке нет. Мы же с вами превратились в волшебников. Давайте мы с вами создадим лесную полянку.
Одна полянка для девочек, а одна для мальчиков.
Практические действия
Ребята, посмотрите, какая стала полянка красивая! Для чего нужны цветы?
Посмотрите, я вам покажу красную книгу. В эту книгу занесены те растения и животные, рыбы, птицы, которых очень мало осталось в природе. Печально, когда с лица Земли исчезают прекрасные растения и животные. Красная книга - это сигнал тревоги, предупреждения. Он, как и сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». Эта книга подаёт нам жителям планеты Земля сигнал бедствия.
Что надо сделать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды животных?
- Бережное отношение ко всему живому.
- Соблюдение правил поведения в природе (не мусорить, не разорять гнёзда птиц, не ломать ветки, не поджигать траву).
- Посадка леса.
- Запрет на охоту редких животных.
Послушаем стихи о цветах, которые занесены в Красную книгу и нуждаются в охране.
Даша .Фиалка, медуницы
Весной в лесу цветут.
И звездочки кислицы
Белеют там и тут.
Марсель .А маленький подснежник –
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
Женя. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны и
не будет красоты!
Видеослайд
Ребята, понравилось вам наша прогулка. Как мы помогли природе? Как вы думаете, Природа осталась довольна? А вы сами довольны? Кому нужна природа?
Какую пользу приносит лес? Как мы можем защитить и оберегать красоту нашей природы?
Мы попрощаемся с лесом и вернемся в детский сад:
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Видеозапись Природы: Спасибо мои маленькие друзья, вы помогли мне и освободили от злого и вредного колдовства Кикиморы. Теперь я самая красивая и богатая. Я очень вам благодарна! Ваша любимая Природа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Наша планета Земля в опасности»
Цель: Воспитывать у детей чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к свой планете.Задачи:Образовательная: Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опаснос...
Конспект Организованной образовательной совместной деятельности в области – познавательное развитие в подготовительной группе на тему: «Прогулка в лес»
Закрепление и углубление представлений о растительности леса, диких животных, птицах. Обучение умению различать деревья и кустарники по окраске листьев, се...
Конспект организованной образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий"Молоко и молочные каши"
ООД по познавательному развитию "Молоко и молочные каши"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Планета Земля в опасности»
Программное содержание: · Закрепить знания детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, А...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».
Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....
Конспект Организационной образовательной деятельности По познавательному развитию На тему : « Не играй с опасными предметами» Для детей второй младшей группы.
laquo; Не играй с опасными предметами»...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)
В данной методической разработке подобран материал для формирования навыков безопасного поведения детей при обращении с электроприборами....