НОД с детьми подготовительной группы "Перелётные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_otkrytoe_zanyatie_rayonnogo_urovnya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Цели и задачи:

  1.  Дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.
  2.  Закладывать основы экологического воспитания.
  3. Активизировать наблюдательность.
  4. Расширять словарь за счет                                                    

  существительных: грач, скворец, ласточка, соловей, гнездо, скворечник, яичко, птенец;

 имен прилагательных: перелётный, птичий;

 глаголов: возвращаться, откладывать, вылупляться, защищать, заботиться.  

  1. Активизировать употребление в речи приставочных глаголов: прилетел, подлетел, залетел, влетел, вылетел, взлетел, пролетел.
  2. Закреплять в речи предлоги: на, в, к, около, над, под.
  3. Активизировать употребление в речи имен существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.
  4.  Учить отвечать на вопросы полными ответами.
  5.  Развивать артикуляционную моторику – подвижность губ, нижней челюсти.

10.) Развивать слуховое и зрительное внимание

11.) Развивать фонематический слух – различать и воспроизводить триады звукоподражаний, отличающиеся друг от друга по принципу глухости – звонкости.

12.) Развивать пальчиковую моторику – умение выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

13.) Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

14.) Развивать счетные навыки.

15.) Закреплять знание геометрических фигур.

16.) Учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.

17.) Развиваем логическое мышление – учим детей отгадывать загадки.

Оснащение:

У детей:

1. Счетные палочки в коробках.

2. Макеты скворечников со скворцами из картона.

У воспитателя:

1. Картинки перелетных птиц: грача, скворца, ласточки, соловья.

2. Запись песен птиц.

3. Рисунок образца для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек.

4. Рисунок для пальчиковой игры «Птица».

5. Рисунок для пальчиковой игры «Птичка».

6. Пособие «Скворечник» с привязанным к нему на нитке или веревке скворцом.

7. Картинка «Где скворец?».

8. Плакат «Приметы весны».

9. Картонное или тряпочное солнышко.

10. Клетка с птицами (музыкальная).

11. Макеты деревьев (деревянные).

12. Две березки с листьями (из бумаги)

Ход занятия:

      1.  Организационный момент.

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Ой, а солнышко наше спит.

Давайте его разбудим потешкой:

Солнце ясное покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное нарядись.

Платье алое надень (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

Переворачиваем солнышко.

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

Назовите приметы весны.

Кто весной прилетает с юга?

Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

Включаем музыку.

     2.  Ответы на вопросы.

Как называются эти птицы? (Перелетные).

Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, соловей. При ответе на этот вопрос дети могут смотреть на картинки).

Каких перелетных птиц вы видели?

Голоса каких перелетных птиц вы слышали?

     3.  Грачи летят.

Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая.

Показываем рисунок.

Сейчас мы с вами с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей.

Сколько птиц на картинке?

Сколько палочек нужно для того, чтобы выложить одного грача? (2 палочки)

Сколько птиц вы хотите сложить?

Сколько палочек вам для этого потребуется?

Молодцы, у нас получилась большая стая птиц.

 4.  Пальчиковые игры «Птица» и «Птичка».

Вот он, грач-

Проворный, черный,

Кричит «крак – крак»,

Всем червякам – враг!

(Перекрестить руки в запястьях и помахивать кистями рук, как крыльями.

Дети повторяют движения и звукоподражания.)

Вслед за грачами спешат домой из дальних стран соловьи, ласточки, скворцы.

Игра «Птичка».

Птички летят, спешат-

Домой хотят.

(Развернуть руки ладонями к себе, перекрестить ладони и зацепить их одна за другую большими пальцами – это будет «головка» птицы. Помашем пальцами рук, как крыльями. Дети повторяют движения).

     5.  У скворечника.

Что станут делать перелетные птицы, когда вернутся домой? (Вить гнезда, откладывать яйца, выводить птенцов).

Как называется этот домик? (Скворечник.)

Для каких птиц люди делают скворечники?

Почему люди строят жилища для скворцов и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов? (Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.)

Возьмите свои скворечники.

Сейчас будем работать вместе со мной.

Вот сейчас в наш скворечник прилетит хозяин – скворец. (Показываем фигурку скворца, привязанного на нитке к скворечнику, а до этого момента она была спрятана за скворечником.)

 

Работа по картине со скворечниками.

Скворец к скворечнику подлетел. ( А)

Скворец в скворечник залетел. (Б)

Где скворец?

Он скворечник осмотрел. (Вынуть птичку из скворечника.).

И вылетел из него довольный. (В)

Сел скворец около скворечника. (Г, на палочку около отверстия скворечника).

И весеннюю песню запел. (Можно посвистеть.)

Песню спел и полетел

Взлетел над скворечником. (Д)

Пролетел под скворечником. (Е)

И сел отдохнуть на скворечник. (Ж)

Воспитатель еще раз повторяет все действия вместе с детьми, а ребята сами комментируют.

     6.  Подвижная игра «Стайка».

Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают. (2-3 раза.)

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом у круг)

     7.  Птенчики.

Для скворцов люди сами делают скворечники. А где же живут остальные птицы? (Птицы сами вьют себе гнезда.)

Из чего птицы строят свои гнезда? (Из веток, травы, мха, глины.)

Давайте изобразим птичье гнездо с помощью пальчиков.

Пальчиковая игра «Гнездо»: сложить ладони в виде чаши.

Что птицы откладывают в свои гнезда? (Яйца.)

Пальчиковая игра «Яички в гнездышке»: обхватить левой ладонью сложенные в щепоть пальцы левой руки.

Считаем вслух пальчики и говорим, что в нашем гнездышке лежат 5 яичек.

Положите в свое гнездышко 3 яичка.

Сколько яиц снесли птички в ваших гнездышках?

Что потом будет с яйцами? (Из них вылупятся птенцы.)

Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть.

Что будут делать птицы-родители? (Кормить своих птенцов.)

Давайте поиграем в «птенчиков».

Вы будете птенчиками, а я мамой-птицей.

Когда птенцы видят свою маму, они широко-широко открывают ротики.

Сейчас я буду вас кормить. Широко открывайте ротики.  (Подношу щепоть ко рту каждого из детей и, не прикасаясь, изображаю, что что-то кладу в рот. При этом говорю: «На тебе червячка, а тебе жучка, а тебе комарика, а тебе мошку, тебе мушку, а тебе бабочку». После того как дети-птенцы получат «корм», они могут закрыть рты.

Когда птица-мама улетает на поиски корма, птенцы не пищат, а тихо сидят – клювики закрывают и маму поджидают.

Давайте сделаем «Клювик»: вытянуть губы вперед в виде трубочки, как при произнесении звука (У).

Попробуйте по моей словесной команде выполнять артикуляционные упражнения «Ротик» и «Клювик».

Начинаем: «Ротик, клювик, ротик, клювик, ротик, клювик».

     8.  Итог занятия.

Загадки:  

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?..(Соловей.)

Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (Скворец).

((По мере отгадывания загадок дети ладошкой показывают на определенную птичку на дереве, но там одна лишняя.)

Сколько птичек вы узнали?

Как называются эти птички?

Когда они к нам прилетают?

Пятая птичка тоже перелетная и с ней мы познакомимся на другом занятии.

Вы сегодня все очень хорошо работали. Давайте себе похлопаем.

(На музыкальной клетке включить звук, чтобы птички запели.)

Птички благодарят вас и просятся с нами на улицу.

Возьмем их с собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Что мы знаем о птицах?»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности  по примерной основной  общеобразовательной программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова).Обра...

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы»

Цели:Образовательные:Закрепление знаний детей о характерных признаках весны. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Закрепить представление о перелётных пти...

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром «Птицы» с детьми подготовительной группы.

наблюдение за птицами во время прогулок. - чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда». - загадывание загадок. - рассматривание дидактические материалы, книжны...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Проект по организации работы детьми подготовительной группы "Птицы – наши друзья".

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос...

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Перелетные птицы.Водоплавающие пти...