ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР СЕНСОРИКИ»
материал по окружающему миру (младшая группа)

Виноградова Кристина Сергеевна

            Актуальность разработки программы «Мир сенсорики» обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_sensoriki_kruzhok.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР СЕНСОРИКИ»

Содержание:

  1. Пояснительная записка

3

1.1.  Актуальность

3

1.2. Цель программы. Задачи

4

  1.   Принципы реализации программы

4

  1.   Сроки реализации программы

4

1.5. Список детей, посещающих кружок

       5

  1. Расписание образовательной деятельности (учебный план) и режим работы

       6

2.1.  Календарно – тематический план

6-9

2.2. Структура занятий

9

III. Методическое обеспечение и условия реализации Программы

9

IV. Ожидаемые результаты

10

V. Формы подведения итогов реализации программы

10

VI. Литература

11

Приложение 1

12

Приложение 2

13

I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» (далее – Программа) социально - педагогической направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках оказания образовательных услуг с детьми дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014);
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированого в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014);
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  1. Актуальность проблемы

            Актуальность разработки программы «Мир сенсорики» обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

       Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

  1. Цель программы. Задачи

Цель программы:

Cоздание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
  • обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
  • закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
  • формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);  
  • учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;
  • развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитание усидчивости, целенаправленности.

  1. Принципы реализации программы
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

 

  1. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения:

I модуль (первый год обучения) - 8 месяцев – 1ноября 2020 г. – 29 мая 2021 г.

  1. Список детей, посещающих кружок

I модуль

Ф.И ребенка (1 подгруппа)

Ф.И ребенка (2 подгруппа)

1

2

3

4

5

II.Расписание образовательной деятельности и режим работы.

Проведение занятий планируется 1 раза в неделю I модуль – четверг (не более 30 минут) во вторую половинудня по подгруппам.

Модули

День недели

Время проведения занятия

Форма проведения

I модуль

Четверг

1 подгруппа (16.00-16.15)

2 подгруппа (16.15-16.30)

Подгрупповая

                                  Учебный план

Модули

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

I модуль

1

4

28

        

  1. Календарно-тематический план

I модуль – год обучения

Тема

Задачи

Наглядный материал

1

Мониторинг уровня сенсорного развития на начало учебного года

Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года

Цветной картон фигуры цветов и бабочек; Куб – ящик с отверстиями разной формы Фигуры – кубик и шарик. Пирамидки из четырех колечек.

2

«Веселая прищепка»

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета,
развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Прищепки разных цветов.

Силуэты: солнышко, елка,  тучка, цыпленок, трава.

3

«Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

4

 «Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письм,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

5

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

6

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

7

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

8

«Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

9

«Геометрическое лото»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

10

«Разложи в коробки»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

11

«Помоги шоферу»

Познакомить с длиной предметов

Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика»  разной длины.

12

«Куклы собираются в гости»

Продолжать знакомить с длинной предметов.

Кукла, ленты разной длинны.

13

«Самая длинная, самая короткая».

Закреплять знания о величине предметов (длина)

Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

14

«Бусинки большие и маленькие»

Учить детей чередовать предметы по величине.

Шнурки, бусинки

15

«Чудесный мешочек»

Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

16

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

17

 «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

18

«Научи зайца строить забор»

Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.

19

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»

Деревья разные по-высоте, толщине.

20

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

21

«В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов.Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

22

 "Угости маленького и большого ёжика яблоками" .

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

 Нарисованные фигурки ёжиков разного размера, яблоки разных размеров.

23

«Озорные кружочки»

Учить детей различать цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета, развивать речь, внимание, усидчивость, мышление, фантазию, мелкую моторику.

Баночки с крышками от ватных палочек (5 штук): 4 баночки обклеены кружочками основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и одна баночка обклеена кружочками разных цветов, в крышках сделаны отверстия;Кружочки, изготовленные из плотного двухстороннего цветного картона (толщина 3 мм.) 

24

«Найди предмет такой же формы»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

25

«Достроим домики»

Развитие глазомера детей.

3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

26

«Гости»

Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Круг, квадрат, треугольник, овал

27

«Кто там?»

Закрепить представления об отношениях  по  величине между плоскими и объемными предметами. Научить располагать в порядке убывания пять предметов.

Матрешки деревянные, макеты матрешек плоскостные из картона.

28

Мониторинг уровня сенсорного развития на конец учебного года

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Цветной картон фигуры цветов и бабочек; Куб – ящик с отверстиями разной формы Фигуры – кубик и шарик. Пирамидки из четырех колечек.

2.2.  Структура занятий.

  1. Организационный момент.

(Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти, формирование пространственно-временных представлений).

  1. Дидактические игры на развитие сенсорного развития.
  2. Физкультминутка.
  3. Подвижная игра.
  4. Итог занятия.

Примечание: Структура занятий может изменяться в зависимости от материала.

III. Методическое обеспечение и условия реализации Программы

  1. Условия реализации.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

  • наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
  • словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
  • практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства  обучения на кружке.  

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.  

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).  

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

  1. Дидактический материал.

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

  • Дидактические игры:  

«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.  

  • Картотеки:  

«Геометрические фигуры», «Цвета».

  • Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
  • Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):  

игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

  • Конспекты занятий.

IV. Ожидаемые результаты

В результате реализации программы воспитанник может:

1.Ориентироваться в основных цветах и цветового спектра, называть, подбирать по образцу.

2.Ориентироваться в пяти контрастных величинах (собирать пятиместную матрешку и другие вкладыши).

3.Запомнить основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их названия.

4.Давать характеристику геометрическим фигурам с помощью наглядных моделей и классифицировать их по определенному признаку

V. Формы подведения итогов реализации

Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка  уровня сформированности следующих умений:

  • различать предметы по величине (большой – маленький, больше

меньше);

  • различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • образовывать группы однородных предметов;
  • выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

     Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырех балльной шкале (Приложения 1, 2).

  1. Литература

  1. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998 г.
  3. Жакова О., Данкевич Е. «Игрушки своими руками», М., «Аст - Пресс», 1996г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  7. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  8. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  9. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  10. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  11. Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян», Издательство «Сталкер», 2006 г.

Приложение 1

           Мониторинг сенсорного развития

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 баллов  – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал. 1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка: 3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

высокий уровень - 3 балла;

средний уровень - 2 балла;

низкий уровень - 1 балл;

умение не сформировано - 0 баллов.

Приложение 2

Форма протокола результатов мониторинга сенсорного развития  

у детей 3-4 лет в ------- учебном году  

в рамках программы  кружка «Мир сенсорики».

Ф.И. Ребёнка

Результаты выполнения заданий

1 задание

2 задание

3 задание

Итого

Начало  года

Конец года

Начало  года

Конец года

Начало  года

Конец года

Начало  года

Конец года

        

        Средний балл:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Разноцветный мир» с детьми дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная сенсорика"

Очень интерессная дополнительная образовательная программа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики» Возраст детей: 3 – 4 года...

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....

Дополнительная образовательная программа по сенсорики

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение восп...