«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_chudesa_sensoriki.docx | 58.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский САД №6 «Буратино»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на совещании заведующий МАДОУ «ДС№6 «Буратино»
педагогических работников
МАДОУ «ДС №6 «Буратино» _________________А. А. Иванькович
протокол от приказ от
«Чудеса сенсорики»
Дополнительная образовательная программа
познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр
для детей от 2 до 3 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор: Гордиевская Е.В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Мегион 2021
Оглавление
№ | Содержание | Страница |
1. | Целевой раздел | |
1. | Титульный лист | 1 |
2. | Пояснительная записка | 3-5 |
3. | Учебно - тематический план | 5 - 8 |
4. | Содержание ДОП | 8 - 16 |
5. | Методическое обеспечение ДОП | 16 - 17 |
6. | Список литературы | 18 |
«Самые далеко идущие успехи науки и техники
рассчитаны не только на мыслящего, но и на
ощущающего человека».
Б. Г. Ананьев
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная дополнительная образовательная программа по развитию сенсорных эталонов «Чудеса сенсорики» для детей 2-3 лет имеет познавательную направленность. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.
Новизна данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что в процессе познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. В процессе разработки данной программы были модифицированы существующие игры на развитие восприятия и моторики, а также представлены авторские дидактические игры.
Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Таким образом, в раннем возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.
Педагогическая целесообразность
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человечества. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. В это время закладывается целостность будущей личности, продолжают
формироваться основы психического и физического здоровья.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А. П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом.
Задачи:
Образовательные
1.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
2.Способствовать умению детей называть свойства предметов.
3.Активизировать речь детей.
Развивающие:
1.Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
2.Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3.Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к предметному окружению.
2.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение в программу игр, направленных на развитие зрительно-моторной координации, слуховых ориентировочных реакций, тактильно-двигательного восприятия, развитие общей и мелкой моторики.
Возрастной диапазон освоения программы – 2-3 года. Продолжительность освоения программы – 1 год.
Форма проведения образовательной деятельности – игровая.
Форма организации образовательной деятельности - групповая
Продолжительность образовательного процесса - 10 минут
Режим занятий - 1 раз в неделю
Ожидаемый результат
К концу года дети должны:
1.быть успешными в предметной деятельности;
2.знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
3.различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
4.идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей.
Форма отчетности: мониторинг по сенсорному развитию детей, который проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года (октябрь, май).
В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В. Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:
- восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
- восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- разрезные картинки (2-2,5 г. – две части; 2,5-3 г. – три части);
- детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма – крыша, столбик);
- складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине (2-2,5 г.); складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине (2,5-3 г.);
- постройка дорожки из трех кирпичиков (2-2,5 г.); постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин (2,5- 3 г.);
- постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы (2-2,5 г.); постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы (2,5-3 г.);
- постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям (2-2,5 г.); постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально (2,5-3 г.).
- игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы
П./п. Ф.И. ребенка | восприятие цвета | восприятие формы | постройки из строительного материала | разрезные картинки | Состояние мелкой моторики | Общее количество баллов | |||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Итого: |
- Критерии оценки:
- 3 балла – ребенок с заданием справляется без ошибок
- 2 балла – ребенок с заданием справляется с незначительными ошибками и / или с частичной помощью педагога
- 1 балл – ребенок с заданием справляется с грубыми ошибками и / или только с помощью педагога
- 0 баллов – ребенок с заданием не справляется совсем.
3.Учебно – тематический план ДОП
№ п/п | Название раздела | Количество ОД |
1. | Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету. | 12 |
2. | Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине. | 8 |
3. | Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. | 12 |
4. | Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. | 4 |
Календарно – тематический план
Месяц | № ОД | Тема | Всего ОД | Задачи |
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету». | ||||
Сентябрь | 1 2 3 4 | Д/и «Рыбки». Д/и «Ежики». Д/и «Чей колпачок». Д/и «Разноцветные круги». | 1 1 1 1 | Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим; развивать мелкую моторику рук. Закрепление умений различать и называть основные цвета. |
Октябрь | 5 6 7 8 | Д/и «Спрячь мышку». Д/и «Разноцветные комнаты». Лото «Цвет». Словесная игра «Что бывает такого цвета?». | 1 1 1 1 | Знакомство с основными цветами спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей соотносить предметы по цвету. |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Мини-эксперимент «Синий и белый». Мини-эксперимент «Красный и белый». Мини-эксперимент «Окраска воды». Д/и «Подбери к своему цвету» | 1 1 1 1 | Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. Закреплять умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. |
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине». | ||||
Декабрь | 13 14 15 16 | Д/и «Матрешка». Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол». Д/и «Посади бабочку на цветок». | 1 1 1 1 | Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький». |
Январь | 17 18 19 20 | Д/и «Мячи». Д/и «Куклы и медведи». Д/и «Разложи мишкам мисочки». Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки». | 1 1 1 1 | Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине. |
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме». | ||||
Февраль | 21 22 23 24 | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1). Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2). Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3). Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4). | 1 1 1 1 | Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. |
Март | 25 26 27 28 | Д/и «В царстве «фигурок-человечков». Д/и «Разложи фигуры по местам!» Д/и «Почини одежду зайчикам». Д/и «Гости». | 1 1 1 1 | Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные формы разными методами. |
Апрель | 29 30 31 32 | Д/и «Найди предмет такой же формы». Д/и «Чудесный мешочек-1». Д/и «Чудесный мешочек-2». Д/и «Разрезные фигурки». | 1 1 1 1 | Закреплять представления о 4 геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. Развивать умение составлять целое из двух частей. |
4. Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака». | ||||
Май | 33 34 35 36 | Лото «Цвет и форма». Лото «Величина и форма». Д/и «Магазин» (Вариант №1). Д/и «Магазин» (Вариант №2). | 1 1 1 1 | Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. |
Итого: | 36 ОД |
4.Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание программы | Материал | Деятельность детей |
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету». | ||
1. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук. | Вырезанные из картона силуэты рыбок красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов. | Д/и «Рыбки». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на хвостик красной рыбки, прищепки синего цвета – на синюю рыбку и т.д. |
2. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук. | Вязаные фигурки ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов. | Д/и «Ежики». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красного ежика, прищепки синего цвета – на синего ежика и т.д. |
3. Закрепление умений различать и называть основные цвета – красный, желтый, синий. | Изображения гномов красного, желтого и синего цвета, Колпаки такого же цвета, что и гномы. | Д/игра «Чей колпачок?». Дети «надевают» гномам колпаки соответствующего цвета, называя при этом какого цвета колпак и гном. |
4. Закрепление умений различать и называть основные цвета – красный, желтый, синий, развитие мелкой моторики. | Вязаные круги красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов. | Д/и «Разноцветные круги». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красный круг, прищепки синего цвета – на синий круг и т.д. |
5. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Обучение идентификации цвета. | Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, «домик». Квадраты тех же цветов – «дверцы». «Домики» и «дверцы» раздаются на каждого ребенка. | Д/игра «Спрячь мышку!». Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра. |
6. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
| Большие листы бумаги шести цветов – «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. | Д/игра «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета. |
7. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). | 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с теми же цветами. | Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра, которые поочередно достает из коробки ведущий (воспитатель), и закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте. |
8. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету. | Карточки с 6 цветами спектра. | Словесная игра «Что бывает такого цвета?». Воспитатель поочередно показывает карточки определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети называют, что бывает такого же цвета. |
9. Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом. | Гуашь синего и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра. | Мини-эксперимент «Синий и белый». Воспитатель показывает способы смешивания синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски. |
10. Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом. | Гуашь красного и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра. | Мини-эксперимент «Красный и белый». Воспитатель показывает способы смешивания красной и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски. |
11. Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. | Две большие банки с наклейками - голубой и розовый, красная и синяя гуашевые краски, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки. | Мини-эксперимент «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале – розовую, набирая на кисть немного красной краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем голубую, набирая на кисть немного синей краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки. |
12. Закрепление умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. Развивать умение идентифицировать цвета. | Разнообразные предметы 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и двух его оттенков (голубой, розовый). Цветные медальоны для детей. | Д/и «Подбери к своему цвету». Дети надевают цветные медальоны и каждый называет свой цвет и цвета других детей. Заранее в разных местах комнаты надо разместить предметы (игрушки) разного цвета. Затем каждый ребенок должен найти игрушки цвета своего медальона. Дети с игрушками одного цвета образуют «желтую нитку бус», «зеленую гусеницу» и т.д. Во время игры дети 2 раза меняются медальонами. |
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине». | ||
13. Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой», маленький» Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине. | Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка. | Д/и «Матрешка». Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький. |
14. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. | 2 коробки разной величины, 2 куклы разной величины. | Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Дети рассматривают кукол и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают каждой кукле коробку – «домик». |
15. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. | Кубики, кирпичики, большая и маленькая куклы. | Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол». Дети рассматривают кукол и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой куклы надо построить большой диванчик, а для маленькой – маленький. Дети самостоятельно строят большой и маленький диванчики. |
16. Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер). | Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета (все на каждого ребенка). | Д/и «Посади бабочку на цветок». Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету. |
17. Развитие умения соотносить три предмета разного цвета по величине. | Три мяча разного размера и цвета. | Д/и «Мячи». Дети рассматривают ' мячи, располагая их по величине и называя цвет мячей: большой мяч красного, средний (поменьше) зеленого, самый маленький мячик желтого цвета; учатся обозначать величину мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить пошире), затем - со средним (руки расставлены не так широко), затем - с маленьким (руки надо держать близко друг к другу). |
18. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине. | Игрушки кукол и мишек трех размеров. | Д/и «Куклы и медведи». Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассаживают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: "Уложи большую куклу спать", "Принеси маленькому мишке бочонок меда" и т.д. |
19. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой. | Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по 3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка. | Д/и «Разложи мишкам мисочки». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как стоят мишки (по росту), говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше и какой самый маленький. Далее вместе с воспитателем играют - раскладывают миски в соответствии с величиной медведей (самому большому медведю - самую большую миску, тому, кто поменьше – поменьше мисочку, самому маленькому – маленькую мисочку). Затем дети самостоятельно раскладывают картонные мисочки так же у себя на столах. |
20. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой. | Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка. | Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки». Дети рассматривают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка), располагая их полпорядка: самый большой, поменьше (средний), самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "квартир" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов. |
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме». | ||
21. Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1). Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы. |
22. Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой формы, дети закрывают «окна» квадратной формы. |
23. Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой и квадратной формы, дети закрывают «окна» треугольной формы. |
24. Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.), формы прямоугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой, квадратной и треугольной формы, дети закрывают «окна» прямоугольной формы. |
25. Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - "фигурки-человечки"
. . ˡ ͜͝ По 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка. | Д/и «В царстве «фигурок-человечков». Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; называют имена человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм. |
26. Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори. | Д/и «Разложи фигуры по местам!» Дети вынимают фигурки из углублений и играют с ними совместно с воспитателем: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет. |
27. Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Рамка-вкладыш Монтессори в виде силуэтов одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Д/и «Почини одежду зайчатам». Появляется зайчиха с корзинкой и плачет. Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха? Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона). Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах? Дети: на круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Воспитатель: Правильно. Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. Зайчиха: Большое дети, вам спасибо! |
28. Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета. | Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка. | Д/и «Гости». Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и квадрата с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (их домики): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и квадрата (кружки и квадраты меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все квадраты - на лист бумаги с изображением квадрата). |
29. Закреплять представления о 4 геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. | Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм. | Д/и «Найди предмет такой же формы». Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом. |
30. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. | Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик. | Д/и «Чудесный мешочек – 1». В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. |
31. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно – осязательного обследования и называть их. | Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. | Д/и «Чудесный мешочек – 2». Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет в мешочке объемную фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру. |
32. Развивать умение составлять целое из двух частей. | Разрезанные на 2 части формы круга, квадрата, треугольника и прямоугольника на каждого ребенка. | Д/и «Разрезные фигурки». Детям предлагаются перемешанные части форм. Задача каждого ребенка найти две одинаковые части и собрать целую форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. |
| ||
33. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины). | 4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов. | Лото «Цвет и форма». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте. |
34. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с отвлечением от третьего признака (цвета). | 4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов. | Лото «Величина и форма». Игра проводится аналогично предыдущей игре. |
35. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины). | Игрушки и предметы разной формы и разного цвета. | Д/и «Магазин» (Вариант №1). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы), чтобы "продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч). |
36. Итоговое занятие: " Мишка в гостях у ребят". | Игрушки и предметы разной формы и разной величины. Д/и сделанные, своими руками. | Формировать умение детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент. Закреплять умение различать один и много предметов; знание геометрических фигур. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков. Развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в группе. |
5. Методическое обеспечение ДОП
Организация занятий осуществляется в группе "Ягодки», расположенной на первом этаже МАДОУ ДС № 6 «Буратино»
Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:
1.Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
2.Наглядный материал:
а) демонстрационный:
- карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);
- карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);
- карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);
- геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);
- модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).
б) раздаточный:
- рамка-вкладыш Монтессори;
- дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.
- Магнитно-маркерная доска, как универсальное средство для речевого и познавательного развития и обогащения словарного запаса детей.
- Песочница с подсветкой. Рабочая зона оснащена бортами, светодиодными матрицами, которые закрыты прозрачным безопасным стеклом (обеспечивают подсветку песка). Предназначена для организации занятий, направленных на развитие навыков тактильного восприятия, мелкой моторики и творческого мышления.
- Комплекты дидактического материала с играми на развитие познавательных процессов, материалом для творчества, игрушками, предметными и сюжетными картинками.
- Геометрический конструктор, направлен на развитие конструктивной деятельности, пространственной ориентировки, восприятия цвета, формы.
- Мыльные пузыри (мыльный раствор во флаконе) используются для дыхательной гимнастики, зрительного сосредоточения, создания благоприятного эмоционального фона.
ИКТ:
- интерактивная панель.
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна с учётом здоровьесберегающих
технологий. Занятия проводятся в игровой форме.
Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса.
-Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,2001.
Борисенко М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
Волосова Е. Б., Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:
Жевнерова В. Л. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» - учебно-методическое пособие 2012г.
Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. М.: АРКТИ, 2012
Кочеткова Н. П., Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочеткова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Лямина Г. М., Гербова В. В., Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:2010, с.81-82,162-163.
Маханева М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д. Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС НОО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.
Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Школа внимания»
В основу программы положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Программа «Школа внимания» составлена с ...
КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе
Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»
Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, се...