Дополнительная общеобразовательная программа "Мир сенсорики"
рабочая программа (младшая группа)

Кузнецова Галина Валерьевна

Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_mir_sensoriki_3-4goda.docx108.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа                                                

         Предметом «Мир сенсорики» как учебной дисциплиной является полноценным восприятием окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам, учитывая возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняя и расширяя задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

         Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.

Ведущая идея программы - заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности  педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также  имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.

Идея программы состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле отдельного учебного предмета.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Ключевые понятия

          Сенсорика: 1.Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. 2. Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей.

         Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

Координация движений – управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве.

Сенсорная комната – это пространство, организованное по индивидуальному проекту, состоящее из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Уникальность и инновационность сенсорного оборудования состоит в том, что оно позволяет получить массу положительных психофизических эффектов.

Глазодвигательные упражнения – упражнения для профилактики нарушения зрения. Они способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, упругость век.

Дыхательные упражнения стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир сенсорики» имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы - базовый

Актуальность образовательной программы.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению  потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста  в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие»  привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.  

Проведение  кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.

    Педагогическая целесообразность образовательной программы.

          Программа «Мир сенсорики» заключается в том, что она позволяет детям в полной мере познакомиться с отдельными свойствами предметов и явлений. В процессе обучения они получают дополнительные знания о форме, цвете, величине, пространстве, времени, движениях, особых свойствах. 

          Кроме того, программа помогает детям раннего возраста учиться самостоятельно принимать решение на практике и уверенно чувствовать себя при выполнении задания

          Также педагогическая целесообразность программы заключается в том, что развитые сенсорные способности ребёнка составляют важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, а также определяют готовность ребёнка к школьному обучению. 

             Практическая значимость образовательной программы

          Практическая значимость программы «Мир сенсорики», заключается в выявлении и использовании комплекса методик, направлениях на сенсорное восприятие детей. Результаты и выводы исследования могут быть успешно использованы педагогами и родителями для решения практических задач по ознакомлению сенсорного развития детей 3-4 лет.

          Принципы отбора содержания образовательной программы

    Основными принципами, заложенными в основу программы являются:      

    - Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств  в предмете.   Это развивает его способность отделять  свойства от самого предмета).

    - принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

          - принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    - принцип индивидуальности, предполагающий  индивидуальную работу  с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

    - принцип  комфортности для каждого ребёнка, предполагающий  создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.  

    - принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и  способствовать взаимопомощи.  

     Отличительные особенности программы.

 Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи.  Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование  практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической  деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.  

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного  тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к  изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет  дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения  материала обусловлено  и объективными  условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.  

В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.

Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.

Цель образовательной программы.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

Задачи образовательной программы.  

Обучающие задачи:      

- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;

-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);  

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

 Развивающие задачи:

- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

 Воспитательные:  

- формирование  у  воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитание усидчивости, целенаправленности.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей МАДОУ ЦРР д/с №105 для детей 3-4 лет.

Набор детей – свободный.

Особенности организации образовательного процесса

Особенности организации образовательного процесса.

Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 10-20 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

    Срок освоения программы – 1 год.

    Основные методы обучения

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке;

 - словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;

        В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

        При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

         При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

   Планируемые результаты

   Планируемые результаты.

   В работе над программой обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения…

         В результате освоения программы воспитанники будут:

    - знать:

    - шесть основных цветов спектра и  их названия, оттенки  цветов и  их названия, систему цветов;

    - пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал,  прямоугольник) и их названия;

    - вкусовые качества овощей и фруктов.

    - уметь:

    - идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;

    - подбирать предметы по образцу;  

    - группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);

    - сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;

    - чередовать предметы по величине;

    - расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;

    - сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;

    - обозначать величину предметов словами;

    - воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;

    - находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;

    - словесно описывать формы предметов.

    - владеть:  

    - приёмами обследования формы;

    - действиями подбора по образцу;  

    - способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по  осязательно воспринимаемому образцу.

    В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются  необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

    Механизм оценивания образовательных результатов

    Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:

- входящая диагностика и итоговая диагностика. Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.

В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год, беседа с целью выявления образовательного уровня, их интересов и способностей при поступлении в кружок.

          Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Все данные, полученные в результате проведения диагностических исследований вносится в диагностические карты.

    Форма подведения итогов реализации образовательной программы

    Форма подведения итогов реализации образовательной программы

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.  Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:

1) входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.      

2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе, выставки творческих работ обучающихся.

3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках, проектах - итоговая диагностика.

           Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

           Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

          Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.07.2024 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №105, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №105, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №105.

          Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

               Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

           Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей  и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

           Материально-технические условие (обеспечение).

- Группа «Почемучки» - групповое помещение для проведения мероприятий, соответствующее нормам «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

- Доска школьного типа с магнитной поверхностью- 1 шт.

- Ноутбук высокопроизводительный – 1 шт.

- Архив видео и фотоматериалов.

- Методические разработки занятий.

- Шкаф для хранения методического материала – 1.

- Детские столы – 4.

- Детские стулья – 16.

           Кадровые.

   Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Оценочные и методические материалы.

        Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку дошкольников. Успехи обучающихся оцениваются по разделам:

- теория;

- практика.

       Для определения полученных знаний, после каждого занятия проводится рефлексия.

       Методическое обеспечение  

- Демонстрационный материал: иллюстрации к занятиям;

- Дидактические и настольные игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.  

- Картотеки:  «Геометрические фигуры», «Цвета».

- Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.

- Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):  

 игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат,   треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

- Игрушка Кукла Маша, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.

- Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.

- Конспекты занятий (Приложение 4).

                             КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   социально-гуманитарной направленности

«Мир сенсорики»

1.

Начало учебного года

01сентября

2.

Продолжительность учебного периода

36 недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

36 часов

6.

Окончание учебного года

30 мая

7.

Период реализации программы

01.10.2024 – 30.05.2025

                                          УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

      Название  

 раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

         Всего

теория

        практика

Кол-во занятий

минут

 1

Диагностика на начало учебного года.

2

30 мин

10 мин

20 мин

Устный опрос

2

Шесть цветов и оттенки.

22

5ч 30 мин

1 час 50 мин

      3 ч 40 мин

2.1

«Спрячь мышку»

4

1 час

20 мин

40 мин

2.2

Лото «Цвет»

4

1 час

20 мин

40 мин

2.3

«Окраска воды»

4

1 час

20 мин

40 мин

2.4

«В царстве царя-Разноцвета»

4

1 час

20 мин

40 мин

2.5

«Магазин»

4

1 час

20 мин

40 мин

2.6

«Радуга»

2

30 мин

10 мин

20 мин

3

Геометрические формы

28

7 часов

2 часа 20 мин

4 часа

40 мин

3.1

«В царстве фигурок - человечков»

4

1 час

20 мин

40 мин

3.2

«Кто где спит?»

4

1 час

20 мин

40 мин

3.3

«Гости»

4

1 час

20 мин

40 мин

3.4

«Найди предмет такой же формы»

4

1 час

20 мин

40 мин

3.5

«Чудесный мешочек»

4

1 час

20 мин

40 мин

3.6

«Составные картинки»

4

1 час

20 мин

40 мин

3.7

«Какой формы предметы в нашей группе»

4

1 час

20  мин

40 мин

4

Величина

12

3 часа

1 час

         2 часа

4.1

«Бусинки большие и маленькие»

4

1 час

20 мин

40 мин

4.2

«Три квадрата»

4

1 час

20 мин

40 мин

4.3

«Достроим домики»

4

1 час

20 мин

40 мин

5

Вкусовые качества

4

1 час

20 мин

40 мин

5.1

«Кислое, сладкое, соленое»

4

1 час

20 мин

40 мин

6

Расположение фигур на плоскости.

2

30 мин

10 мин

20 мин

6.1

«Орнамент»

2

30 мин

10 мин

20 мин

7

Диагностика на конец учебного года.

2

30 мин

10 мин

20 мин

Итого:

72

18

6

12

                                                               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                       1 год обучения (72ч , 1 час в неделю)

Тема

Наименование

модулей,

разделов и тем

Содержание

Методы

обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Диагностика

Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.  

Беседа.   Практическое занятие.

индивидуальная

Индивидуальные беседы по результатам диагностики.

Тема №2

«Спрячь мышку»

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвет.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Анкетирование "Вопросы сенсорного  развития и воспитания дошкольников" (Приложение 3)

Тема №3

«В царстве фигурок-человечков»

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.  Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Тема №4

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов. Обучение  выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №5

«Кто где спит?»

Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №6

«Гости»

Обучение группировке  геометрических фигур  по форме с отвлечением от величины и цвета.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №7

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Беседа. Эксперимент.   Практическое занятие.

фронтальная

Фотоотчёт по итогам проведения занятий.

Тема №8

«Бусинки большие и маленькие»

Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Показ, беседа, практическое занятие.

фронтальная, индивидуальная

Выставка изделий детей (бусы на ёлку).

Тема №9

«Кислое, сладкое, соленое»

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Беседа, практическое занятие

фронтальная

Оформление консультации «Игровая деятельность в семье».

Тема №10

«Найди предмет такой же формы».

Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Беседа, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №11

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Беседа, практическое занятие.

фронтальная

Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.

Тема №12

«Достроим домики»

Развитие  и совершенствование глазомера детей.

Беседа, демонстрация, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №13

«В царстве царя Разноцвета»

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

фронтальная

День открытых дверей. Организация посещения занятия. Открытое занятие.

Тема №14

«Орнамент»

Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №15

«Магазин»

Совершенствовать  умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

фронтальная, парная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №16

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Рассматривание, беседа, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №17

«Чудесный мешочек»

Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №18

«Составные картинки»

Обучение  расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (конструирование).

Тема №19

«Какой формы предметы в нашей группе»

Обучение зрительному  обследованию предметов в группе. Формирование умения  словесно описывать формы предметов в группе.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №20

Диагностика на конец учебного года

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Беседа.   Практическое занятие.

индивидуальная

Индивид. беседы по резуль. сравнительного анализа мониторинга сенсор. развития детей. Отчёт  о работе кружка. Презентация.

     

                           Рабочая программа воспитания

Воспитательный компонент        осуществляется по следующим  направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

- гражданско-патриотическое;

- нравственное и духовное воспитание;

- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

- интеллектуальное воспитание;

- здоровьесберегающее воспитание;

- правовое воспитание и культура безопасности;

- воспитание семейных ценностей;

- формирование коммуникативной культуры;

- экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.

Используемые формы воспитательной работы: игровые программы.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, поисковый.

Планируемый результат: сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

                             Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Правила        поведения        на занятиях

Безопасность и

здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь

2.

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

3.

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Трудовое воспитание, нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

4.

Беседа об уважительном отношении друг к другу, о правах и обязанностей  во время занятий

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

5.

Участие в творческих конкурсах различного уровня

Воспитание интеллектуально- познавательных интересов

В рамках занятий

Сентябрь- май

6.

Беседа о праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»,

«День государственного  флага»

Гражданско- патриотическое, нравственное и

духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

В течении учебного года

7.

Беседа о праздниках: «День матери», «День отца», «8 марта», «Всемирный день здоровья», «День космонавтики», «День защиты

детей»

Гражданско- патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

В течении учебного года

8.

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное воспитание;

формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Апрель, май

                                                 Список литературы

        Нормативные правовые акты

        1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

        2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.

        3. Указ Президента Российской Федерации  «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 №597.

       4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

       5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09 мая 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

       6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

       7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года №9121 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 года) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»

                Для педагога дополнительного образования:

    1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.

    2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.

     3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.

     4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.

      5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.

      6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.-  64 с.

       7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.

       8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с.

                    Для обучающихся и родителей:

       1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки /  О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.

       2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012.- 176с.

        3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.

       4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160 с.

        5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики,    речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина.- М.: Академия развития, 2011.- 192с.

        6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.

                                                                                                                         

                                                                                                                           Приложение 1

                                                    Педагогический мониторинг.

Задание № 1 

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

 Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 баллов  – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

 Задание № 2 Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал. 1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3 Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка: 3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

 

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

высокий уровень - 3 балла;

средний уровень - 2 балла;

низкий уровень - 1 балл;

умение не сформировано - 0 баллов.

 

 

Приложение 2

Форма протокола результатов мониторинга сенсорного развития  

у детей 3-4 лет в ------- учебном году  

в рамках программы  кружка «Мир сенсорики».

Ф.И. Ребёнка

Результаты выполнения заданий

1 задание

2 задание

3 задание

Итого

Начало  года

Конец года

Начало  года

Конец года

Начало  года

Конец года

Начало  года

Конец года

        

        Средний балл:

Приложение 3

 

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках реализации программы кружка «Мир сенсорики» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

               

                 1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

                       

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

      2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

                   

  • считаю нужным;
  • не считаю нужным;
  • затрудняюсь ответить.

  1. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

                   

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

                         

  1. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном   воспитании:

                         

  • информация отсутствует;
  • есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
  • я не обращаю внимание на информацию;
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
  • наглядная информация интересна и полезна для меня.

           

  1. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

                   

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

                         

                           6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

                   

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

               

 7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

   

 8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

                     

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 4

Конспекты занятий кружка

«Спрячь мышку»

Цель:    Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка.  

Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход ОД: Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того  же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

        «В царстве фигурок-человечков» 

Цель:    Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки.  

Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка.

Ход ОД:    Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает  названия этих фигур.  Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты,

треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

       «Лото «Цвет» 

Цель:    Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход ОД: Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель - ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

 

«Кто где спит»

Цель:    Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки).  Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.  

Ход ОД: Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.  Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.                                                    

 

«Гости»

Цель:    Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал: Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Ход ОД: Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы - на лист бумаги с изображением овала.

 

«Окраска воды»

 

Цель:    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".    

Материал: Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светлокрасной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Ход ОД: Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

 

«Бусинки большие и маленькие»

Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: Шнурки, плоскостные бусинки.

Ход ОД: Воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку. Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.

 

«Кислое, сладкое, соленое»

Цель: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.  Материал: Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Ход ОД: Воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о вкусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.  

 

«Найди предмет такой же формы» 

Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

                     Материал: Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы - круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

 

«Три квадрата»

Цель:    Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.      

Материал: Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.

Ход ОД: Воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.

 

«Достроим домики»

Цель:    Развитие глазомера детей.  

Материал: 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величины.

Ход ОД: Воспитатель предлагает поиграть в игру "Достроим домики". Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по  размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.

 

«В царстве царя-Разноцвета»

Цель:    Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

Ход ОД: Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя Разноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

 

«Орнамент»

Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Материал: Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см).  

Ход ОД: Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие - по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.

 

«Магазин»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

Ход ОД: Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».

 

«Радуга»

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Материал: Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.

Ход ОД: Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.  

 

«Чудесный мешочек»

Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал: Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Ход ОД: Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.

 

«Составные картинки»

Цель:  Обучение  расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал: Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек. Раздаточный: фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники, овалы треугольники для фланелеграфа.

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.

 

«Какой формы предметы в нашей группе»

Цель:  Обучение зрительному  обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они формы. Затем проводится игра: воспитатель называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета. Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мир сенсорики»

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Мир сенсорики»

Направленность программы «Мир сенсорики» (математика) – социально-педагогическая.  Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллект...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики» Возраст детей: 3 – 4 года...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Мир сенсорики". Возраст воспитанников: от 1,6-3 лет Срок реализации: 2 года (57 часов) с1.12.2020 по 31.05.2022 учебный год.

Дополнительная общеобразовательная  программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста"Мир сенсорики".Возраст воспитанников: от 1,6-3 летСрок реализации: 2 года (57 час...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «СЕНСОРИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАтехнической направленности по робототехнике«СЕНСОРИК»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «В мир сенсорики»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мышления и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. «Мир сенсорики».

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...