Проект на тему: «Волшебная соль»
проект по окружающему миру (средняя группа)
В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.
Более восемь тысяч лет люди используют соль в пищу. Вот и мы решили узнать как и где можно использовать соль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 727.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение лицей
Дошкольное отделение «Колокольчик»
Проект
информационно – творческий,
краткосрочный (одна неделя).
Тип проекта: познавательно – исследовательский,
для детей средней группы (4-5 лет).
на тему: «Волшебная соль»
Подготовила и провела: воспитатель
первой квалификационной категории
Курако Елена Александровна
категория участников
(воспитатель, родители, дети)
г. о. Электрогорск 2021 г.
Проект на тему: «Волшебная соль»
для детей средней группы.
Вид проекта: информационно – творческий.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя)
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Содержательная часть:
- Введение
Актуальность реализации проекта.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих продуктов удаётся обойтись, а без соли – нет. Более восемь тысяч лет люди используют соль в пищу.
Дети по своей натуре – исследователи. Чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям. Вот и мы решили всё узнать о соли, так как часто ее используем, а ничего о ней не знаем.
Проблема: Как и где можно использовать соль.
Цель проекта:
Формирование представления о соли, её свойств и качеств.
Задачи проекта:
- Познавательное развитие - Систематизировать знания детей о соли. Формировать представление, что соль интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).
- Речевое развитие - Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения. Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.
- Социально - коммуникативное развитие - Развивать познавательный интерес детей, внимания, памяти, анализа. Формировать умение вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Художественно - этетическое развитие - Создавать условия для развития: изобразительных навыков (рисование); эстетического вкуса, начала экологической культуры; глазомера и мышления.
- Физическое развитие - Создавать условия для развития физических качеств (координацию движения, ориентировку в пространстве, двигательную активность) через подвижные игры, физкультминутки, трудовую деятельность.
Гипотеза: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Методы и приемы:
- Игровая деятельность;
- Наблюдения;
- Опытно - экспериментальная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Творческая деятельность.
Объект исследования: соль.
Предполагаемый результат:
- Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах.
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
- Развитие познавательного интереса к окружающему миру; коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества, познавательно – исследовательских навыков.
Практическая значимость.
В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое. А так же ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Основная часть выполнения проекта:
Теоретическое исследование
- Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о соли.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор методической, познавательной, художественной литературы, интернет - ресурсов в рамках проекта.
- Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.
Основной этап:
- Беседы: «Что такое соль?», «Сто мы знаем о соли?»
- Соль в народном творчестве: пословицы и поговорки, загадки про соль. Сказки: русская народная сказка «Соль» «Соль и снеговик», словацкая сказка «Сказка о соли».
- Просмотр мультфильма: «Как казаки соль добывали».
- Дидактические игры: «Сладкое – соленое», «Солим огурцы», «Варим борщ», «Продолжи предложение».
- Опытно – экспериментальная деятельность:
- Инструкция по безопасности и защиты при проведении опытов.
- Опыт №1
Дети берут в руки стаканчики с солью и подносят их к носу. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
Вывод: Соль не имеет запаха.
- Опыт 2.
Дети насыпьте немного соли в тарелочки. Что вы сделали: насыпали или налили? (насыпали).
Вывод: значит соль, какая? Сыпучая, рассыпчатая.
- Опыт 3.
Возьмите щепоточку соли и потрите между пальцами. Вы что-то услышали. Правильно, хруст. А как вы думаете, почему соль хрустит? Сейчас мы это будем выяснять, но для начала протрите руки салфеткой.
- Опыт №4 «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
- Опыт № 5 «Соль хрустит».
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
- Опыт№ 6.
Продолжим изучать свойства соли. Возьмите пипетку и наберите воды. Капните немного воды на соль. Что произошло? (соль впитала воду)
Вывод: большое количество соли впитывает небольшое количество воды.
- Опыт № 7 «Соль растворяется в воде».
Перед детьми стоят три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с пепси-колой. В каждый стакан положить по одной чайной ложке соли и посмотреть, растворится ли соль. И если растворится, то где быстрее?
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В пепси-коле соль растворилась быстрее, образовав пену.
- Опыт № 8 «Соль растворима».
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
- Опыт №9 «Плавающая картошка и яйцо».
Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект «Мёртвого моря»).
- Опыт № 10 «Незамерзающая вода».
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.
В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
- Опыт № 11 «Покраска соли с помощью восковых мелков».
Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте.
Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком.
Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета.
- Физкультминутка «Дни недели»
- Пальчиковые упражнения с солью.
Цель: развитие мелкой моторики. Комплекс таких упражнений и игр с солью направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки дошкольника к письму, профилактику заболевания органов дыхания, развитие внимание, воображения, усидчивости.
- «Паучок» - погружение в соль только подушечки пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки и молчок».
- «Солим суп» - захватить солью щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
- «Ловим рыбку» - в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
- «Художники» - указательным пальцем на соленой поверхности дети рисуют самостоятельно.
- Художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование солью: «Разноцветные узоры», «Снегири».
- «Акварель плюс соль».
Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель плюс соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент.
Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок
соли, пятнышки можно получить разной величины.
- Работа с родителями:
- Оформить папки – передвижки: «Соль-друг, соль-враг», «Полезные советы».
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Рекомендации: «Проведите простые опыты с детьми дома»
- Памятка: «Удивительные истории о соли».
- Заключительный этап:
- Выявление уровня знаний детей на тему проекта.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обработка и оформление результатов проекта.
Вывод: Благодаря исследовательской деятельности в ходе проекта, выяснили:
- Соль является интересным материалом для проведения опытов и творчества.
- Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей.
- Сформировались начальные навыки экспериментирования.
- Научились рисовать солью.
- У родителей повысился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Теперь мы знаем, что самая простая соль - творит чудеса!
Список литературы:
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007.
- Воробей И. С ознакомление с окружающим через познавательно – практическую деятельность в группе «Фантазёры» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер»,2004.
- Интернет ресурсы.
Фотоотчет:
«Опыты с солью»
Рисование солью: «Разноцветные узоры»
Лаборатория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект на тему "Волшебная соль"
Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»
Когда мне было предложенно провести открытое занятие для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...
Фотоотчёт познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная соль" часть 1
Фотоотчёт познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная соль" часть 1...

Познавательно- исследовательский проект на тему "Волшебная соль"
Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности....

проект для старшей группы На тему: «Волшебная соль».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №38 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области. Инфо...

Познавательно - исследовательский проект для детей группы общеразвивающей направленности (6-7 лет) на тему: «Волшебная соль»
Каждый день мы сталкиваемся с самыми обычными и в то же время удивительными по своим свойствам веществ. К таким веществам относится самая обыкновенная соль, та, что у нас на столах. Соль - одно ...
Проект познавательно-исследовательский "Волшебная соль"
Проект познавательно-исследовательский "Волшебная соль"...