Коллекционирование как способ развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

Пудовкина Наталья Николаевна

Познавательная активность у детей дошкольного возраста – это потребность в знаниях, положительное отношение к процессу познания и сама познавательная деятельность, в результате которой у детей формируются такие волевые качества, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, ответственность и настойчивость в достижении цели. Коллекционирование – эффективный способ развития познавательной активности у ребенка младшего дошкольного возраста, так как оно способствует формированию устойчивого и осознанного познавательного интереса и любознательности, развитию интеллекта и речи, овладению ребенком элементарных универсальных учебных действий, которые ему пригодятся для дальнейшего обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:    Пудовкина Наталья Николаевна, 

воспитатель МАДОУ д/с «Радуга»  

ХМАО - Югра,  г. Советский 

Коллекционирование как способ развития познавательной активности

у детей младшего дошкольного возраста.

Современный мир, динамичный и подвижный, все время изменяется: появляются новые предметы, вещи, явления, исчезает все старое, изжившее себя. В этом движении, в активности – физической, умственной, познавательной – заключен смысл жизни человека.  Современное общество нуждается в людях, которые обладают всеми этими видами активности, именно такие люди способны всю жизнь познавать окружающий мир, принимать нестандартные решения, изменять наш мир к лучшему, использовать его возможности для блага других людей.

Познавательная активность свойственна ребенку с момента его рождения. Она проявляется в том, что малыш смотрит на окружающие его предметы, ощупает и исследует их руками, слушает звуки. В период раннего и  дошкольного детства (с 2 до 7 лет) познавательная активность ребенка должна повышаться. Вот почему в Федеральном государственном образовательном стандарте выделена в качестве одной из приоритетных образовательная область «Познавательное развитие». В ходе овладения содержанием этой области у дошкольников развиваются «система интересов, формируются познавательная мотивация, любознательность и познавательные действия, пополняются и углубляются представления о форме, величине, цвете, материале объектов окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними»  [13].

Термин «познавательная активность» можно перефразировать в «активность в познании». Ключевые слова этого понятия – «активность» и «познание». Кратко охарактеризуем их, чтобы понять, в чем состоит сущность познавательной активности.

Одно из основных понятий ВКР «познавательная активность» состоит из двух составляющих «активность» и «познание».

Активность – это общая характеристика всех живых существ, главная  особенность которых «способность к движению, к преодолению сопротивления окружающей среды, которая обеспечивает рождение, развитие и существование организма» [2, с. 7]. Активность в психологии – одна из характеристик жизнедеятельности человека, которая «проявляется в произвольных движениях и является необходимым условием для становления и изменения личности» [12]. В педагогике активность рассматривается как «форма психической активности человека, направленная на познание и преобразование окружающего предметного мира и самого человека. Ее составляющими являются мотивы, интересы, волевые качества и способности человека» [1, с. 6].

Понятие «познание» в широком смысле означает «приобретение знаний об окружающем мире, постижение его закономерностей» [9, с. 843].  

Как видим из данных выше определений, активность, с одной стороны, связана с деятельностью (ее сущность в движении), с другой стороны, она направлена на познание и изменение окружающего мира.

Потребность в познании мира и интерес к этому познанию возникают у ребенка с самого его рождения. Благодаря познавательной активности ребенок развивается, у него формируются и совершенствуют все познавательные процессы – восприятие, ощущения, мышление, память, внимание, воображение и речь.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста разными авторами определяется по-разному. Так, например, В.В. Щетинина предлагает понимать эпод этой активностью «положительное отношение ребенка к познавательной деятельности, направленной на усвоение знаний, опыта и способов деятельности, накопленных человечеством» [15, с. 31].

По мнению Е.И. Щербаковой, познавательная активность должна рассматриваться как «насущная потребность в познании, как готовность к волевым усилиям при овладении новыми знаниями, как стремление к совершению учебных действий, которые помогают узнать и понять нечто новое» [14, с.186].

В познавательной активности детей дошкольного возраста
И.С. Морозова и И.С. Штепина называют следующие действия, характерные для этого вида активности: «наблюдение,  ощупывание и манипулятивные действия с предметами, сравнение, простейший анализ и синтез, обобщение, классификация, сериация, поиск информации, установление причинно-следственных связей, отношений между предметами и их свойствами, выявление закономерной и т.д.» [8, с. 164]. В.Б. Голицын, опираясь на свои наблюдения за детьми 3-4 лет, выделяет у этой возрастной категории детей ряд признаков познавательной активности:  много вопросов, которые ребенок задает взрослому, чтобы узнать что-то новое, состояние эмоциональной приподнятости в процессе познания, интерес к знаниям, стремление освоить новые для ребенка способы деятельности» [3, с. 25].

Компонентами познавательной активности дошкольников являются познавательный интерес и любознательность.

Познавательный интерес можно назвать двигателем познавательной активности. В психологии этот интерес определяется как «избирательная  направленность  личности, обращенная к предметной стороне познания и самому  процессу  овладения  знаниями» [16, с. 186].

В педагогической литературе под познавательным интересом принято понимать «форму проявления познавательной потребности в новых знаниях, которая способствует более полному и глубокому отображению действительности в сознании человека» [1, с. 53]. Важной характеристикой этого интереса является его поисковый характер. Он проявляется в том, что дошкольник постоянно задает вопросы типа «это что такое?», «почему это так происходит?», «зачем чему-то или кому-то что-то?», ответы на которые он активно ищет у взрослых, а когда получает понятные для него ответы, то испытывает радость и эмоциональный подъем от получения нового знания.

Под влиянием удовлетворения познавательного интереса у ребенка возникают новые, более широкие интересы. Постепенно они становятся устойчивыми и переходят в любознательность – свойство личности ребенка, которое свидетельствует о том, что его познавательная активность перешла на более высокий уровень по сравнению с познавательным интересом. Любознательность – «одна из степеней выражения познавательной активности, которая у ребенка дошкольного возраста направлена на самостоятельное и инициативное познание окружающей действительности и формирование системы знаний о ней» [6, с. 11].  Н.Н. Поддьяков отмечает, что «под влиянием любознательности дети дошкольного возраста обнаруживают новые для себя свойства и признаки предметов, более глубокие связи и отношения между различными явлениями» [11, с. 87]. По мнению А.М. Матюшкина, «при наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, следовательно, ее можно считать своеобразным психологическим состоянием, повышающим уровень деятельности сознания» [7, с. 39].

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что развитие познавательной активности у младших дошкольников – это педагогически организованный процесс перехода от познавательного интереса к любознательности, а затем – и к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемый на основе субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах деятельности. Этот процесс требует учета возрастных психологических особенностей детей.

К младшему дошкольному возрасту принято относить детей 3-4 лет.  У них развиты наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления. Дети осваивают сенсорные эталоны величины, формы и цвета, могут устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Развивается память: ребенок по просьбе взрослого запоминает 3–4 слова и 5–6 названий предметов. Соподчинение мотивов поведения происходит только в самых простых ситуациях, произвольность поведения только начинает складываться. У детей данного возраста интерес к окружающему миру и стремление узнать что-то новое должно постоянно поддерживаться взрослым, который сообщает ребенку эти знания и организует его деятельность – совместную со взрослым или с другими детьми [10].

Способы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста разнообразны – игра, экспериментирование, проектная деятельность. Особое место среди них занимает коллекционирование.

Детское коллекционирование «целенаправленное и осознанное собирательство разнообразных предметов, объединенных тематически и по определенным  признакам, характеристикам и представляющих познавательную или художественную ценность» [4]. Современные дошкольники могут коллекционировать самые разные предметы: игрушки на одну тему (медвежата, машинки, смешарики, дракончики и др.), магниты, брелоки, фантики, марки, значки и многое другое.

В ходе коллекционирования познавательная активность дошкольника развивается, потому что ребенок постоянно и многократно, с интересом, увлеченно и добровольно совершает действия, которые удовлетворяют его потребность в познании. Это действия по расспрашиванию взрослого о том, что он знает о предметах, которые ребенок коллекционирует, действия по поиску и приобретению предметов коллекции, их рассматриванию, изучению, анализу, сравниванию, классификации и размещению в какой-либо раздел своей коллекции, положительное эмоциональное отношение к знаниям и способам деятельности, полученным в ходе составления коллекции.  

Учитывая особенности психического развития в младшем дошкольном возрасте, детям 3-4 лет рекомендуется в качестве объектов коллекционирования предметы, которые можно изучать тактильно (ощупывать пальцами рук). Лучше всего, если это предметы разной величины, формы и цвета, изготовленные из разных материалов. Их коллекционирование будет одновременно способствовать  познавательному и сенсорному развитию ребенка, т.е. формированию системы знаний о предметном мире и сенсорных эталонах.

На наш взгляд, всем этим требованиям соответствует коллекционирование пуговиц. Еще раз напомним, что в целях безопасности и сохранения здоровья (чтобы ребенок случайно не проглотил пуговицу или не засунул ее в свой нос) занятия с коллекцией пуговиц проводятся под присмотром и под руководством взрослого – родителя или педагога.

Пуговицы – экономные предметы для коллекционирования (в отличие, например от марок, которые стоят недешево). Они есть в каждом доме, их можно попросить у родственников и знакомых, можно недорого купить в магазине даже одну пуговицу. Ребенок, создавая свою коллекцию пуговиц, сам решает, какие пуговицы ему нужны, а взрослый дает ему советы и рекомендации.

Коллекционирование пуговиц – увлекательное занятие для ребенка 3-4 лет, если его правильно организовать. Поддержанию и развитию познавательной активности ребенка способствует то, что пуговицы бывают разной величины (от 0,5 до 6-7 см), разной формы (круглые, овальные, прямоугольные, квадратные и т.д.), разного цвета. Бывают пуговицы с двумя или четырьмя дырочками или на ножках для пришивания их к ткани. Коллекция пуговиц позволит ознакомить ребенка с теми материалами, из которых их делают: из пластмассы, металлического сплава, дерева, стекла и др. Для поддержания интереса к этому вопросу ребенку можно показать фильм (скачать из Интернета) о том, как делаются пуговицы из разного материала.

Наверняка ребенку будет интересно узнать историю возникновения пуговиц (пуговицы известны человеку более 5 тысяч лет) и то, как и для чего они используются (для застегивания одежды, для украшения разных изделий, для массажных дорожек и т.д.).

Коллекционирование пуговиц – эффективный способ развития познавательной активности. Это происходит в том случае, когда взрослый организует действия ребенка с пуговицами. Это одновременно умственные (сравнение, анализ, классификация) и физические действия (найти и выбрать, разложить, переложить и т.п.). Первые из этих действий способствуют развитию логических операций мышления, вторые – развивают мелкую моторику пальцев и кистей рук, что положительно влияет на развитие речи ребенка.

Взрослый предлагает ребенку 3-4 лет поиграть с коллекцией пуговиц. Он дает ребенку игровые задания. Например, просит помочь Незнайке выбрать для его новой, только сшитой курточки пуговицы подходящего цвета и формы. Или, например, три медведя, у которых гостит девочка Маша, сшили себе зимние пальто и им нужно, чтобы Маша выбрала для них пуговицы и пришила их: для Михайлы Ивановича – черные круглые и большие, для Настасьи Петровны – красные прямоугольные средней величины, для Мишутки – зеленые овальные маленькие. Еще одно задание: чтобы Золушка не опоздала на бал во дворец короля, ей нужно помочь разложить все пуговицы в три коробочки по материалу, из которого они изготовлены: пластмассовые, деревянные и металлические. Можно предложить ребенку выложить пуговицами контур и/или внутри контура изображения какого-либо предмета, животного, птицы или растения, назвать этот объект и рассказать о нем то, что ребенок знает. Ребенку понравится и будет полезной для него игра «Пуговичное лото». Ее правила такие: ребенок и взрослый делят пуговицы трех цветов поровну (не учитывая того, сколько пуговиц разного цвета досталось каждому из них), затем по очереди выкладывают пуговицы одна за другой в определенном цветовом порядке: белая, синяя, красная. Выигрывает тот, у кого меньше осталось пуговиц.
В ходе этой игры или сразу после нее взрослый спрашивает ребенка о том, где можно увидеть такую последовательность цветов. Ответ: это «триколор» флага России – одного из государственных символов нашей страны. У любознательного ребенка могут возникнуть вопросы (например, «Что такое государственные символы? Какие еще бывают  эти символы?   А у других стран какой флаг? и т.д.), на которые взрослый должен ответить подробно и понятно для ребенка. После этого можно предложить ребенку начать собирать новую коллекцию мини-изображений государственных символов России и других стран. Такое коллекционирование окажет положительное влияние на познавательную активность ребенка в этой области.  

Таким образом, познавательная активность у детей дошкольного возраста – это потребность в знаниях, положительное отношение к процессу познания и сама познавательная деятельность, в результате которой у детей формируются такие волевые качества, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, ответственность и настойчивость в достижении цели. Коллекционирование – эффективный способ развития познавательной активности у ребенка младшего дошкольного возраста, так как оно способствует формированию устойчивого и осознанного познавательного интереса и любознательности, развитию интеллекта и речи, овладению ребенком элементарных универсальных учебных действий, которые ему пригодятся для дальнейшего обучения в школе.

Список литературы

  1. Андриади, И. П. Педагогический словарь / И. П. Андриади,
    С. Ю. Темина. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 221 с.
  2. Болотова, А. К. Настольная книга практикующего психолога : практическое пособие / А. К. Болотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 341 с.
  3. Голицын, В. Б. Познавательная активность дошкольников /
    В. Б. Голицын // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 24
    -28.
  4. Использование коллекционирования в организации образовательной деятельности дошкольников. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-kollekcionirovaniya-v-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-doshkolnikov-4065397.html
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 719 с.
  6. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Н. Ц. Купарадзе. –  М.: Детство-Пресс, 2013. – 121 с.
  7. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин. – М.: Просвещение, 2013. – 164 с.
  8. Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Морозова, И. С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2012. – С. 162-168.
  9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
  10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под ред. Н. Е. Вераксы,
    Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 368 с.
  11. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение / А. Н. Поддьяков. – М.: Сфера-Пресс, 2013. – 158 с.
  12. Психология человека от рождения до смерти: словарь психологических терминов. – URL: http://www.вокабула.рф/словари/пчордс/
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  14. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
  15. Щетинина, В. В. Проблемы развития познавательной активности в современных исследованиях / В. В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. – Ульяновск: Издатель Качалин. – 2013. – №11. – С.32-35.
  16. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.

Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...

«Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности».

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, ...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....