Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 26.39 КБ |
statya.odt | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Выполнила Камышова Е. П.
воспитатель МАДОУ « ЦРР-детский сад
«Солнышко»
«
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого тношения со стороны педагога к данной проблеме.
ФГОС ДО 2013г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, их познавательной активности.
Познавательное развитие детей -одно из важных направлений в работе сдетьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности . Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях , напрвленных на получение новых впечатлений об окружащем мире. « Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте , тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семенович Выгодский.
Малыш-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошколього возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересычерез исследовательскую деятельность.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В процессе практико-познавательной деятельности воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности -знания, в ней добытые. Экпериментирование осуществляется во всех видах детской деятельности: прием пищи, занятия, игра, прогулка, сон, умывание.
В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
В условиях нашего ДОУ используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- в процессе этих опытов не происходит научных открытий ,а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- они практически безопасны;
- в такой работе используется бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют,делают выводы,высказывают свои умозаключения. При организации исследовательской работы с детьми соблюдаем определенные правила:
- Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- Не сдерживать инициативу детей;
- Не делать за них то,что они могут сделать;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Прослеживать связи между предметами событиями и явлениями;
- Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Для детей младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Основой мировозрения трехлехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, тои познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто?Какой?) и внутренние характеристики(Для чего? Как?).
Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов не может( т. к. вего арсенале один способ познания: вижу-действую), ему необходима помощь взрослых.
Образ мира формируем в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
- Познавательные процессы( восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
- Информация(опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира;
- Отношение к миру( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явленияи события нашего мира).
Дети четвертого года жизни начинают устанавливать первые связи и первые зависимости(соотношение внешних и внутренних характеристик предмета),осознаать роль и значение предметов в жизни человека.
Комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание.На доступном,близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями между сверстниками и взрослыми.
Во второй младшей группе как минимум раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим со строением собственного тела, предметами( игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь , снег, проводим простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Очень важно, что в процессе проведения опытов мы задействуем каждого ребенка.
Для чтобы у ребенка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности, создаем в группе определенную развивающую среду. Организованная нами предметно-пространственная среда позволяет создать в группе стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу, атмосферу, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого, учиться общаться.
Вся работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями. Взаимодействие с семьей происходит через различные формы работы: мастер-класс, участие в проектах, совместных природоохранных акциях, участиев выставках поделок. С целью выявления отношения родителей к познавательно-исследовательской деятельности проводилось анкетирование. Анализ анкет показал, что родителям необходима методическая помощь в этом вопросе.
В своей работе стараемся использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлениидетей познать мир , использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы.Все это реализуется в проектной деятельности.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Литература.
- Приказ Минобрнауки России от17 октября 2013г. №1155 « Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»
- Рабочая программа
- «Ребенок в мире поиска.»( под ред. О.В.Дыбиной)
- «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС» (А.С. Микерина)
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» ( под ред. Л.Н.Прохоровой)
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Выполнила Камышова Е. П.
воспитатель МАДОУ « ЦРР-детский сад
«Солнышко»
«
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого тношения со стороны педагога к данной проблеме.
ФГОС ДО 2013г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, их познавательной активности.
Познавательное развитие детей -одно из важных направлений в работе сдетьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности . Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях , напрвленных на получение новых впечатлений об окружащем мире. « Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте , тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семенович Выгодский.
Малыш-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошколього возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересычерез исследовательскую деятельность.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В процессе практико-познавательной деятельности воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности -знания, в ней добытые. Экпериментирование осуществляется во всех видах детской деятельности: прием пищи, занятия, игра, прогулка, сон, умывание.
В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
В условиях нашего ДОУ используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- в процессе этих опытов не происходит научных открытий ,а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- они практически безопасны;
- в такой работе используется бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют,делают выводы,высказывают свои умозаключения. При организации исследовательской работы с детьми соблюдаем определенные правила:
- Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- Не сдерживать инициативу детей;
- Не делать за них то,что они могут сделать;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Прослеживать связи между предметами событиями и явлениями;
- Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Для детей младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Основой мировозрения трехлехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, тои познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто?Какой?) и внутренние характеристики(Для чего? Как?).
Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов не может( т. к. вего арсенале один способ познания: вижу-действую), ему необходима помощь взрослых.
Образ мира формируем в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
- Познавательные процессы( восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
- Информация(опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира;
- Отношение к миру( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явленияи события нашего мира).
Дети четвертого года жизни начинают устанавливать первые связи и первые зависимости(соотношение внешних и внутренних характеристик предмета),осознаать роль и значение предметов в жизни человека.
Комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание.На доступном,близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями между сверстниками и взрослыми.
Во второй младшей группе как минимум раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим со строением собственного тела, предметами( игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь , снег, проводим простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Очень важно, что в процессе проведения опытов мы задействуем каждого ребенка.
Для чтобы у ребенка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности, создаем в группе определенную развивающую среду. Организованная нами предметно-пространственная среда позволяет создать в группе стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу, атмосферу, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого, учиться общаться.
Вся работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями. Взаимодействие с семьей происходит через различные формы работы: мастер-класс, участие в проектах, совместных природоохранных акциях, участиев выставках поделок. С целью выявления отношения родителей к познавательно-исследовательской деятельности проводилось анкетирование. Анализ анкет показал, что родителям необходима методическая помощь в этом вопросе.
В своей работе стараемся использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлениидетей познать мир , использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы.Все это реализуется в проектной деятельности.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Литература.
- Приказ Минобрнауки России от17 октября 2013г. №1155 « Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»
- Рабочая программа
- «Ребенок в мире поиска.»( под ред. О.В.Дыбиной)
- «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС» (А.С. Микерина)
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» ( под ред. Л.Н.Прохоровой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.
Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"
АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...
Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».«Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.Я делаю и п...