«Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности».
проект (младшая группа) по теме

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности».

Сообщение подготовила

воспитатель МАДОУ «Сказка»

Авхадиева Э.Н.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений, их взаимосвязями. Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Сегодня я хочу представить свой опыт работы по созданию условий для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, используя проектный метод обучения. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы и в этом ему помогают взрослые: родители, воспитатели. А проектная деятельность, как никакой другой вид детской деятельности, дает столько возможностей для познавательной активизации детей, помогающие развивать познавательную сферу ребенка, расширять его кругозор, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

В прошлом учебном году, работая с детьми второй младшей группы, мною были поставлены следующие задачи:

  • Расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • Создавать условия  для развития самостоятельной познавательной            активности.

В решении этих задач помог проектный метод обучения. С детьми данного возраста мы организовали проект «Домик в деревне», который помог обогатить представления детей о домашних животных, которые живут в деревне у бабушки Арины. Мы знаем, что дети очень любят животных, но так мало о них знают.  

К участию в проекте были привлечены родители воспитанников. Необходимо было довести до сведения родителей и детей проблему. Было вывешено такое  объявление:  «Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!» Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом «Домик в деревне».

Цель проекта: познакомить детей с домашними животными, их детёнышами.

Узнать как можно больше о их жизни, повадках, о том где они живут, чем питаются.  Просьба,  всем принять активное участие!  Мы очень на вас надеемся!

По теме проекта  были подобраны:

  • дидактический материал, наглядные пособия: альбомы для рассматривания, картины,
  • настольные игры, аудиозаписи с голосами  домашних животных  и птиц,
  •  подобрана художественная литература (русские народные сказки, потешки, скороговорки, загадки, песенки, заклички);
  • подобран материал по игровой деятельности (дидактические игры, хороводные игры, подвижные игры, настольно- печатные игры);
  •  Подготовлена основа для книжки – самоделки «Бабушкины любимцы».

Для успешной реализации проекта был составлен перспективный план работы, который отражал интеграцию в разнообразных видах детской деятельности (в организованных формах обучения, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, в игровой деятельности.)                                  

Родителям понравилась тема проекта, они активно влились в совместную деятельность. Для реализации проекта «Домик в деревне» родители  изготовили макет деревенского дома, с приусадебным хозяйством.

Макет  расположили на трансформируемом, многофункциональном подиуме, подиум покрыли зелёной травкой, связанной руками родителей.

 Во двор этого дома мы постепенно поселили сшитых родителями домашних животных со своими детенышами: свинью с поросенком, лошадь с жеребенком, корову с теленком. Вскоре подселили к ним барашка, котенка.

Родители, заинтересованные в реализации этого проекта связали курицу, цыплят, смастерили гнездо. А вот для собаки родители изготовили отдельный дом, который называется будкой. Тут же рядом с домом разместили изготовленные макеты деревьев.

Вместе с детьми начали изготовление  книжки – самоделки «Бабушкины любимцы».

Организовали фото – выставку «Наши любимцы».

Проект «Домик в деревне» необычен тем, что каждый новый гость появляется там один за другим.

Каждое семейство домашних животных презентуется беседой или игрой - занятием.

Первой во дворе нашего домика появилась корова с телёнком.  Два дня было уделено только знакомству с ней. Мы узнали все, что нам было необходимо: играли в хороводные, дидактические игры, рассматривали картины, иллюстрации о корове с телёнком.                                        

Второй во дворе нашего дома появилась собака, так как она верный сторож. Для нее мы изготовили специальный дом, который называется будкой. Учили о ней стихотворения, потешки, играли в подвижные игры, провели беседу о том, что собака -верный друг. Говорили о том, что она помогает человеку, так как она сторожит его жилище.

                                                         

Следующей во дворе нашего домика появилась свинья с поросенком. В последующие два дня мы узнали новое и интересное о ней: чем она питается, какие у нее характерные особенности. Уделили внимание тому, как она любит своего детеныша.

                                                           

Итак, о каждом новом животном, появляющемся во дворе нашего домика (барашка с ягнёнком, корове с телёнком, лошади с жеребёнком и т.д.)

В конце каждого занятия дети вместе с бабушкой Ариной оформляли книжку-самоделку «Бабушкины любимцы».  

Книжка – самоделка выставлялась в приёмной комнате для совместного рассматривания и обсуждения родителей с детьми.

Рядом с работой детей на следующей странице родители найдут для себя практические советы и рекомендации по развитию речи и расширению словаря: подходящее стихотворение, картинку, примерный план рассказа, вопросы, которые можно обсудить с ребёнком, слова для запоминания (с постепенным усложнением).          

В ходе реализации проекта, домашние животные вызвали  большой интерес у детей, мы заметили, что дети  во время совместной и самостоятельной деятельности часто упоминают  своих домашних питомцев. Было выяснено, что у 70%  детей есть домашние животные, поэтому дети часто говорят о своём ближайшем окружении.

Было решено поддержать интерес детей, и организовать фото – выставку на тему «Наши любимцы».

Выставка  на наш взгляд получилась интересной и оригинальной, она вызвала большой интерес у детей и родителей.

Изначально выставка выглядела  чёрно - белой на ней были рамки, в которых находились чёрные силуэты людей и домашних животных, а сверху надпись «Место для вашего фото».

Мы попросили родителей принести фотографии своих домашних питомцев. Родителям и детям пришлось посветить вечер рассматриванию семейного фотоальбома, а у кого не нашлось подходящего фото в альбоме, они устроили фото - сессию со своими любимцами.

Через неделю наша выставка стала цветной и яркой.

Дети с удовольствием рассказывали и делились    впечатлениями.                                      

Был проведён совместный досуг с родителями на тему: «Как цыплята маму искали»,  посвящённый Международному женскому дню, который подарил положительные эмоции всем участникам, а главными героями досуга стали домашние животные.                                              

К концу проекта было проведено повторное педагогическое обследование детей с использованием того же диагностического инструментария.

После обработки данных была составлена диаграмма, которая показала, что уровень знания о домашних животных к окончанию проекта повысился.

В рамках проекта «Домик в деревне» были созданы: макет «Домик в деревне».  А так же книжка - самоделка «Бабушкины любимцы»;  фото – выставка «Наши  любимцы»;  дидактические игры;  картотека загадок и пословиц о животных.

Данный проект нашёл эмоционально -  познавательный отклик не только у детей и их семей, но и у нас – педагогов.

Работа над ним способствовала успешному решению поставленных задач.

Проектная деятельность помогла повысить интерес детей к домашним животным, они получили большой запас знаний о животных их детёнышах, внешнем виде, повадках, их проживания, роли животных в жизни человека.

У детей увеличился  словарный запас: активных и пассивных слов. В связанной речи многие дети стали использовать названия частей тела форму, величину, цвет,  мягкость фактуры шерсти животного. Знают обобщающее слово «Домашние животные». Ребята знают потешки, песенки, игры, сказки.

Дети стали более открытыми, общительными как со взрослыми, так и и со своими сверстниками, а родители активными участниками образовательной деятельности. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. У них появилось желание перенести какие-то методы и формы работы в свою семью, стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.

Проектная деятельность помогла детям получить большой запас знаний о домашних животных и птицах. Родители стали активными участниками образовательной деятельности.  Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о высокой результативности проектной деятельности.

Перспективы. Работа над проектом «Домик в деревне» завершена, необходимо и в дальнейшем продолжать развивать у детей позноват. Активность.

Когда был собран весь материал, я оформила проект, презентацию проекта и выступила перед педагогами детского сада "Сказка".

Коллеги дали положительную оценку результатам проектной деятельности, многие заинтересовались содержанием и результатами проекта.

Продемонстрировали презентацию, на родительском собрании, поблагодарили всех родителей за активное участие.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В дальнейшем  я планирую продолжить работу над развитием познавательной активности детей, используя проектный метод обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметам обучением, как компонент системы продуктив...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Мастер класс «Использование элементов проблемного обучения как условие развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важ...