Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nash.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта: декабрь 2020 – январь 2021г.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Название проекта: «Покормите птиц зимой»

Актуальность:

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Санкт-Петербурге и Ленинградской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Познавательное развитие : Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края. Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Речевое развитие: Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.

Физическое развитие: Формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и др.

Художественно- эстетическое развитие: Развивать эстетический вкус, воображение, логическое мышление, зрительную память. Учить использовать в работе нетрадиционные материалы.

Задачи решаемые в рамках реализуемого проекта:

-Расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года

- Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма

- Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение

- Активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта

- Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию

- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время

- Пополнить развивающую среду по теме проекта

- Привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности – изготовлению кормушек для птиц, изготовление костюмов для спектакля.

Ожидаемые результаты:

Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Реализация проекта по этапам:

I этап – подготовительный

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Анкетирование родителей.

- Определение темы проекта, постановка цели и задач.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Театрализованное представление «Наши друзья»

Фотовыставка «Как мы птицам помогали».

План мероприятий

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

Декабрь

4-я неделя

1. Знакомство  детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

4. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

5.Изготовление кормушек совместно с родителями

6. Конкурс кормушек «Столовая для птиц»

Дети

Воспитатели

Родители

2 этап

 Основной

Январь

2-3 неделя

«Что ты знаешь о птицах?»

«Птицы зимой»

«Чем питаются птицы зимой»

«Кто заботится о птицах»

Беседы

Дети

Воспитатели

Родители

- Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

- Ежедневное наблюдение на прогулках:

- наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц,

- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.

- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).

- наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?

Наблюдение

ФЦКМ «Зимующие птицы»

ФЦКМ «Птички-невелички»

Аппликация «Птички – невелички снегири»

Р.Р. «Покормите птиц зимой!»

Конструирование «Кормушки для птиц»

Оригами «Синица, снегирь, сорока, ворона, воробей»,

Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.

Занятия

«Прилетели птицы»

«Четвертый лишний»

«Счёт птиц»

 «Скажи наоборот», «Много – мало»,

«Чей хвост, чья голова?»

Дидактическая игра

«Перелётные и зимующие птицы»,

«Птички в гнёздышках»,

«Совушка – сова»,

«Перелёт птиц»,

«Ворон и воронята».

Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»

Подвижная игра

«Зимний разговор через форточку»

«Орнитологи»

Игра – инсценировка

Сюжетно ролевая игра

Игровое упражнение «Назови ласково»

Игровое упражнение «У кого кто?»

Игровое упражнение «Кто о ком заботится?»

Игровое упражнение «Кто кем станет?»

Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Речевая игра

- Чтение художественной литературы:

М. Горький «Воробьишко»,

Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,

А. Барто «Пусть поют птицы».

- Научно – познавательная литература:

Г. К. Плотников «Птицы Кубани»,

М. Штейнбах «Как птицы выращивают птенцов» - природа России,

С. Ю. Модестов «Птицы» - моя первая энциклопедия.

- Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок:

А. Тарасова «Воробей»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

Е. Благинина «Прилетайте в гости»,

А. Прокофьева «Снегири»,

А. Барто «Свиристели»,

З. Александрова «Птичья ёлка»,

Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги!»,

В. Берестов «Сова и синица»,

Р. Бухараев «Кормушка».

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Художественная литература

Консультация для родителей

«Покормите птиц зимой»

Изготовление костюмов для спектакля

Работа с родителями

3 этап

Заключительный

Январь

 4-я неделя

Театрализованное представление «Наши друзья»

«Как мы птицам помогали»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов на сайте ДОУ

Спектакль

Фотовыставка

Презентация

Дети

Воспитатели

Родители

Список литературы, интернет-ресурсы:

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.

3. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html

4. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

5. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Проект

творческий, групповой, информационно – познавательный.

В средней группе «Улыбка

На тему: «Покормите птиц зимой»

долгосрочный.

Использование инновационных технологий презентация.

Декабрь 2020 –Январь 2021

 воспитатель:  Прикотень Ю.П.

                                                                                                       Кванкевич О.Э

        

Санкт – Петербург – 2021год

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

По ФЦКМ

(Совместная деятельность с воспитанниками)

На тему: ««Зимующие птицы»

для детей средней  группы

26.12.2020

 воспитатель:  Прикотень Ю.П..

        

Санкт – Петербург – 2020 год

Цель:

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие

Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Познавательное развитие

Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение

Речевое развитие-:

Активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта

Художественно- эстетическое развитие;

 Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию

Физическое развитие

Развивать двигательную активность летей.

Предварительная работа: беседа по теме зимующие птицы, наблюдения на прогулке. Чтение художественной литературы «Воробьишко»

Материал и оборудование Фотографии зимующих птиц. Фигурка птицы, запись пения воробья, разный вид корма, кормушки;

Словарная работа: стая, чирикать, нахохлиться.

Вводная часть

 (На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)

Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои.

«С добрым утром!» - написали

Непоседы-воробьи.

Кто рассыпал на снегу

Длинные цепочки?

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

Основная часть

Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.

Беседа по вопросам

- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?

- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.

Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)

Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.

- Легко ли птицам добывать корм зимой?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Рассказ воспитателя

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.

Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Дидактическая игра «Что за птица?»

Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.

Заключительная часть

Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

По речевому развитию

(Совместная деятельность с воспитанниками)

На тему: «Птичка-невеличка» для детей средней  группы

11.01.2021

 воспитатель:  Кванкевич О.Э.

        

Санкт – Петербург – 2021 год

Цель:

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие

Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Познавательное развитие

Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе.

Речевое развитие

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Художественно- эстетическое развитие:

Развивать творчество, фантазию.

Физическое развитие:

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.

Материал и оборудование:

 Фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Словарная работа: Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться.

Вводная часть

Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку. 

Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик!

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).

Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

 Основная часть

Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).

 

Воспитатель: -А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

-В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Дощечка новая, Для птиц столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей).

Воспитатель: - Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).

Воспитатель: - Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: -Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки) 

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

 По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Заключительная часть

Воспитатель: - Не забывайте кормить птиц зимой!

Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »(К. Муххамали)

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

По ФЦКМ

(Совместная деятельность с воспитанниками)

На тему: «Покормите птиц зимой»

для детей средней  группы

18.01.2021

 воспитатель:  Прикотень Ю.П..

        

Санкт – Петербург – 2021 год

Цель:

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах;

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Познавательное развитие

Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц.

Речевое развитие:

Совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели; совершенствовать диалогическую речь;           совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.

Художественно- эстетическое развитие

Продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей.

Предварительная работа:

Подбор познавательного материала, стихов, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.

Материал и оборудование:

Кормушки с кормом, карточки с изображением птиц, аудиозаписи голосов птиц.

Словарная работа:

Зябко, голодно, насекомоядные, стылый, морозная даль.

Вводная часть

Воспитатель беседует о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

Воспитатель: - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

Основная часть

Воспитатель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Воспитатель: - Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Воспитатель: - Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Воспитатель: - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Воспитатель: - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Воспитатель: - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Пальчиковая гимнастика: 
Воспитатель: -Ребята, надо размять пальцы.
Я решил ворон считать: (Дети попеременно ударяют кулак о кулак и 
Раз, два, три, четыре, пять. ладонь о ладонь)
Шесть-ворона на столбе, 
Семь- ворона на трубе,
Восемь-села на плакат,
Девять кормит воронят...
Ну а десять -это галка.
Вот и кончилась считалка! (Сжимают и разжимают пальчики)

- Ребята, сегодня мы выучим стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Заключительная часть

Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »(К. Муххамали)

Анкета для родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

  1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

______________________________________________________

  1. В какое время суток насыпаете корм?

______________________________________________________

  1. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .

______________________________________________________

  1. Чем кормите птиц?

______________________________________________________

  1. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

______________________________________________________

  1. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

______________________________________________________

  1. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

______________________________________________________

  1. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?

______________________________________________________

  1. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

______________________________________________________

  1. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

______________________________________________________

  1. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

______________________________________________________

  1. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

______________________________________________________

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

По художественно – эстетическому развитию (конструирование)

(Совместная деятельность с воспитанниками)

На тему: «Кормушки для птиц» для детей средней группы

20.01.2021

 воспитатель:  Прикотень Ю.П..

        

Санкт – Петербург – 2021 год

Цель:

Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового материала.

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать отзывчивость, поощрять желание заботиться о пернатых.

Познавательное развитие

Формировать представление детей о зимующих птицах: их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях. Способствовать развитию интереса к животному миру.

Речевое развитие:

Расширять и активизировать речевой запас детей. 

Художественно- эстетическое развитие

Продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Физическое развитие.

Развитие мелкой моторики.

Предварительная работа:

Подготовка бросового материала для кормушки.

Материал и оборудование:

Аудио запись альбома А.Вивальди «Осень», презентация «Птицы». Обручи трех цветов, картинки — перелетные, зимующие, и кочующих птиц, краска, ножницы, бросовый материал (бутылки из-под сока), нитки.

Словарная работа

Зябко, голодно, насекомоядные, стылый, морозная даль.

Вводная часть

Звучит аудио запись альбома А. Вивальди «Осень» ( воспитатель включает презентацию «Осенний лес»). 

Воспитатель:-Что вы представляли себе , когда слушали музыку.
Беседа по теме:
1) постановка проблемной ситуации: «Почему не слышно пение птиц?»
Воспитатель: -Ребята, сегодня я приглашаю отправиться в лес. Посмотрите какие красивые деревья, а вокруг тишина. Не слышно ничего. Почему так тихо?
Птицы удивительные существа. 
-Скажите, пожалуйста какие птицы живут в лесу?
- Какие птицы живут рядом с человеком ? 
-Какие птицы прилетают к нам с наступлением зимы?
Дидактическая игра «Угадай кто?»

Воспитатель: -Про кого можно сказать?
-Хитрая, ловкая, находчивая...(ворона)
-Желтогрудая, ловкая...(синица)
-Смелый, неунывающий...(воробей)
-Упорный, пестрый ...(дятел)
-Хищная, большеголовая, бесшумная...(сова)
-Красногрудый, бойкий...(снегирь)
-Яркие, веселые, дружные...(свиристели)
Дидактическая игра.
Воспитатель:
-вопрос для мальчиков: какая птица умеет подражать собачьему лаю, смеху человека и даже умеет произносить отдельные слова.
(ворона)
-вопрос для девочек: у какой птицы есть свой день.
(синица)
Загадки:

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

 

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее ... (ворона).

 

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)

 

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

 

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

 

Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)

 

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

 

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках — хохолки! (Свиристели)

 

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей)

 

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Физкультминутка: 

«Сова и мыши».

На возвышении располагается ребенок «сова», все остальные дети «мышки» бегают вокруг, пищат. «Сова» говорит слова:

- Высоко сижу!
Далеко гляжу!
Кто мешает отдыхать?
Буду быстро догонять!..

Дети «мышки» разбегаются, сова их ловит.

/ Вариант: заранее оговаривается место для движения убегающих детей, например, вокруг песочницы к дому совы. Кто первым займет место, тот становится «совой».

Основная часть
Конструирование из бросового материала ( бутылки из-под сока, )

Воспитатель:
-У вас на столе лежат бутылки. Из них мы будем делать кормушки.
-Для чего нужны нитки? (чтобы завязать петельку).
-Обращайтесь с ножницами аккуратно!
-Для чего нужно вырезать отверстие! (чтобы птички попали во внутрь кормушки).

Заключительная часть

Рефлексия: 
Воспитатель:

Дети что сегодня мы с вами делали?

В какую игру мы с вами играли?

Из какого материала сделали кормушки?

Для чего нам нужны кормушки?

Что вам больше всего понравилось?

-Молодцы! Все справились. Посмотрите, сколько кормушек. Сейчас мы пойдем на прогулку и развесим наши кормушки. 
Мы кормушку смастерили.
На туе прикрепили, 
Чтоб когда придут холода птицы легче зиму пережили.

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

По художественно – эстетическому развитию (аппликация)

(Совместная деятельность с воспитанниками)

На тему: «Кормушки для птиц» для детей средней группы

26.01.2021

 воспитатель:  Кванкевич О.Э.

        

Санкт – Петербург – 2021 год

Цель:

Учить детей передавать в аппликации образ снегиря и синички, особенности формы головы и туловища, хвоста, соблюдая относительную величину. Передавать окраску птиц.

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Познавательное развитие

Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем, уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Речевое развитие:

Уточнить и активизировать словарь

Художественно- эстетическое развитие:

Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Физическое развитие:

Развивать зрительное внимание и восприятие, памяти, тонкой и общей моторики.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций, характерные, внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина.

2. Беседы детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке, о бережном отношении к птицам.

3.Чтение энциклопедической литературы.

4. Заучивание стихов о птицах.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, предметные картинки, «Зимующие птицы», клей карандаш, цветная бумага, раскраски с изображением птиц, образец, выполненный воспитателем. Материалы к занятию: клей карандаш, цветная бумага, раскраски с изображением птиц, магнитофон (пение птиц).

Словарная работа:

Стая, чирикать, нахохлиться.

Вводная часть

Организационный момент.

Хлопай, хлопай не зевай и ладошку мне давай. Дети берутся за руки желают друг другу позитивного настроя. Мы с вами все друзья, мы с вами одна семья.

Сюрпризный момент: стук в дверь, письмо от Незнайки и его друзей.

Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята пишет вам Незнайка и его друзья. Мы живём в жарких странах и никогда не видели синичек и снегирей, они к нам не прилетают. Хотели сделать аппликацию птиц но совсем запутались. Я думал, что у снегиря грудка жёлтая, а друзья говорят, что красная. Ребята помогите нам пожалуйста. Я знаю, что вы наверно всё о птицах знаете.

Ход занятия

Воспитатель: ну, что ребята поможем Незнайке. Ответы детей.

Воспитатель: -Скажите, ребята, какое сейчас время года?- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть? Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами? Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

Рассматривание картинок

Воспитатель: выставляет на фланелеграф картинки с изображением зимующих птиц ( голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь).

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

Какие это птицы? Это зимующие птицы

Почему их так называют? Они живут у нас зимой.

Что страшнее зимой для птиц холод или голод? (Голод)

Чем же питаются зимой птицы? (Ответы детей)

Да, в основном это (ягоды, семена деревьев, семена растений) (2 слайд)

А мы можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц)

Ребята, скажите, пожалуйста, а как можно помочь птицам зимой в морозы?

(Ответы детей)

Если мы положим зёрна на землю, их может замести снегом. Что же делать? Лучше положить в кормушку.

Основная часть

 Физминутка «Птички»:

Летели птички собой невелички.

Как они летели - все люди глядели.

Как они садились - все люди дивились.

Сели, посидели, взвились, полетели

Песенки запели.

Воспитатель Давайте и мы с вами сделаем зимующих птиц. Садитесь за столы я покажу как мы будем делать птичку. У вас на столе лежат детали крыльев и хвоста различной формы и цвета, так, что вы сможете из них выбрать более подходящие для ваших птичек.

Воспитатель: Давайте посмотрим на детали, которые лежат на подносе и попробуем расположить их на листе в правильном порядке.

Сначала положим туловище. Следом приложим красную грудку. Потом голову, хвостик и крылышко.

Теперь аккуратно намажем туловище птиц клеем и приклеим, к туловищу приклеим грудку, голову, хвостик и крылышко.

Самостоятельная работа детей. (Звучит спокойная музыка.)

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались, о чем мы сегодня говорили? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, много знаете и умеете. Я еще сегодня приготовила лакомство для птиц: сало, семечки, зёрна, хлеб. Мы сейчас с вами пойдём на прогулку и покормим тех птиц, которые прилетят к нам на участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста Тема: «Зима - любимое время года». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область. «Познание».

Цель:  Закрепить знания  детей о временах года. Обобщить представления детей о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать...

педагогический проект "Зима как время года"

В ходе наблюдения за детьми во время прогулок было выявлено несколько проблем. Во – первых, некоторые ребята во время самостоятельных игр и наблюдений в зимнее время мало используют игровой матер...

Зима удивительное время года

Дети гуляют и делают поделку в группе...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

зима-красивое время года

: обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно их находить. Развивать способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любовь...

Зима – красивое время года

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Развивать способность наблюдать, строить предположения. Воспитыва...

Занятие по развитию речи "Зима- чудесное время года".

Тема НОД: «Открытое занятие по развитию речи «Зима -чудесное время года».Разработчик: Козлова Марина Григорьевна.Возрастная категория детей: 5-6 лет.Время проведения: февраль 2...