Конспект НОД с детьми старшего возраста Тема: «Зима - любимое время года». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область. «Познание».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: Закрепить знания детей о временах года. Обобщить представления детей о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_s_detmi_starshego_vozrasta._zima-lyubimoe_vremya_goda.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 22 «Почемучка»
Конспект НОД
с детьми старшего возраста
Тема: «Зима - любимое время года».
Направление: «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область. «Познание».
Автор: Добролюбова Вера
Владимировна,
воспитатель высшей
категории
г.Воркута
Тема: «Зима - любимое время года».
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Закрепить знания детей о временах года. Обобщить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение, речь. Воспитывать любовь
и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
1. Наблюдения на прогулке.
2.Чтение и заучивание стихов о временах года.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, весны.
4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»
5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов Левитана, Остроухова, Куинджи, Грабаря и др.
6. Рисование деревьев и кустарников, зимних пейзажей.
7. Отгадывание загадок о временах года.
Материал: пакет, репродукция с картины И.Грабаря «Февральская лазурь», репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, белая гуашь, кисточки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Воспитатель: Ребята, ваши друзья – школьники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?
Ответы детей (дети стоят около воспитателя).
Воспитатель: открывает пакет, вынимает карточки с загадками и записку, читает: «Дорогие «почемучки»! Нам очень хочется узнать, как вы занимаетесь в детском саду, как готовитесь к школе?
Сейчас на юге России уже весна. Растаял снег. Распустились листья на деревьях. Взрослые готовятся к посадке овощей. А к нам в Республику Коми, в Воркуту, весна еще не пришла. И мы посылаем вам загадки про наше любимое время года, которое у нас задержалось, и пока не хочет уходить Попробуйте отгадать наши загадки. Ваши друзья». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?
Ответы детей:
Воспитатель загадывает загадки:
1. Белое покрывало на землю упало (снег).
2. На дворе горой, а в избе водой (снег).
3.Зимой на земле лежал, а весной в реку убежал (снег)
4. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка).
5.Сам не бежит, стоять не велит (мороз).
6. С неба звезды падают, лягут на поля,
Пусть под ними скроется черная земля,
Много, много звездочек тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)
7. Кто мостик на реке мостит, без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)
8.В воде не тонет, в огне не горит, сама вода, по воде плавает (лед)
9.И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней).
10. Лечу, кручу, на весь мир ворчу (метель)
11. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой).
Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему вы так решили?
Ответы детей: Загадки были про мороз, про снег, про снежинки, про метели, про лед, про иней.
Воспитатель: А какие ещё признаки зимы вы знаете?
Ответы детей: деревья, кустарники без листьев; птиц мало; короткие дни, длинные ночи.
Воспитатель: А какая зима у нас на Севере?
Ответы детей: Зима на Севере длинная (наступает рано, заканчивается поздно); холодная, морозная ,снежная, с метелями и оттепелями. Зимой наступает полярная ночь. Появляется северное сияние.
Воспитатель: Как животные выживают в зимнее время? Чем они питаются?
Ответы детей: Лиса ловит мышей. Зайцы питаются корой деревьев. Волки охотятся стаей. Медведи спят. Птицы прилетают поближе к людям.
Воспитатель: Какие птицы не улетают на Юг, а зимуют на Севере? Ответы детей: вороны, сороки, голуби, воробьи, куропатки, полярные совы.
Воспитатель: (обобщает высказывания детей) Зимой холодно, мороз, бывают метели. Водоемы (реки, озера) покрываются льдом. Земля – снегом. Деревья и кусты без листьев. Не растут, спят, так как отсутствуют необходимые условия (нет тепла, воды, мало света). Птиц мало. Животным зимой трудно. Им холодно, Мало пищи. Зимой самые короткие дни, длинные ночи.
А на Севере зима длинная, снежная, морозная, с метелями и оттепелями.
Наступает полярная ночь. Бывает северное сияние.
II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?
Ответы детей:
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо. Итак: Зимой хорошо – почему?
Ответы детей: Можно покататься на лыжах, коньках, с горки на санках, поиграть в снежки, походить по снегу. Можно слепить снеговика. Зимой
бывает Новый год, наряжают елку. Дед Мороз приносит подарки. На площади ставят большую елку. Строят ледяной городок. Зимой деревья, покрыты инеем, снежинки красивые. Можно увидеть Северное сияние.
Воспитатель: Зимой плохо, потому что…
Ответы детей: Холодно. Ветер. Темно. Мерзнут руки, лицо, нос. Много одежды надо надевать. Нельзя купаться, загорать.
.Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?
Ребята, Многие художники очень любили зиму и изображали ее на своих полотнах.
III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»). Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. (Дети, стоя, рассматривают картину. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»). Что изображено на этой картине?
Ответы детей: Березы на фоне голубого неба. Вдали темнеет лес.
Воспитатель: Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое!
Воспитатель: Картина называется «Февральская лазурь» (лазурь – это синева, светло-синий цвет). Видите, как много светло-синего цвета на картине? Написал эту картину художник И.Грабарь. Как называются художники, изображающие природу?
Ответы детей: Художники – пейзажисты.
Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого неба леса, он был поражен их красотой. И сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. 130 лет назад написал Грабарь эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа. (Музыка смолкает).
IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?
Ответы детей: (трещат ветки, звенят на морозе, скрипит снег, сорока где-то стрекочет и т.д.).
Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?
Ответы детей: (покататься на лыжах, потрогать эти березки, походить по глубокому снегу).
Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?
Ответы детей: Холодно. Какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!.
Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года зима! Как красиво зимой!
V. Воспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)
«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите зиму и много знаете о ней. А не забыли ли вы другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!
Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только зиму, но и другие времена года!
(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)
VI. Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и лето, и осень, и весну. А знаете что еще прислали вам ребята? Свои рисунки. И просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?
Ответы детей: Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.
Воспитатель: Елочка зеленая бывает круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? Ручейков нет. Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее зимней. Полюбуемся еще немного красотой зимнего пейзажа! Что для этого нужно? Чего не хватает?
Ответы детей: Снега.
Воспитатель: Давайте нарисуем снег.
(Дети и воспитатель садятся за столы и начинают рисовать белой гуашью снег. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».) Ребята! Не только художникам нравится зима. Поэты тоже восхищаются зимней природой и пишут стихи. А вы знаете стихотворения о зиме?
VII.Воспитатель: Вот теперь у нас получилась зимняя картина. Сколько снега! Как красиво! Ребята, а вам нравится зимняя природа? А как нужно относиться к природе?
Ответы детей: Относиться к природе нужно бережно: не ломать веточки у деревьев, подкармливать птиц, животных. Не разбрасывать мусор, не загрязнять водоемы.
Воспитатель: Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем свои картины.
(Дети дают названия картинам: «Зима белоснежная», «Снегопад», « Зима белая», «Зимний лес». «Зима-зимушка», «Зима на Севере». «До свидания, зима», «Зима снежная», «Зима северная»; рассматривают их ,обмениваются впечатлениями).
Воспитатель: А сейчас скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? А что для вас было трудным?
Ответы детей:
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!
Ребята! А какое время года скоро наступит?
Ответы детей : Весна.
Воспитатель: А вам нравится весна? На следующем занятии мы поговорим с вами о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной ...
Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»
Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы» Задачи:-об...
Тема: «Путешествие на Северный полюс» Направление образования и развития (Образовательная область): «Познавательное развитие» «Здравствуй мир».
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Часть 1. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного...
Конспект физкультурного занятия для детей старшей группы. Тема «Зима – чудесное время года»
Конспект физкультурного занятия для детей старшей группы.Тема «Зима – чудесное время года»...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Деревья»
Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...