«Удивительные животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скорнякова Наталья Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Удивительные животные»

Цель: Закрепить и расширить представления детей о мире животных (дикие и домашние) через занимательные рассказы, исторические факты. Закрепить знания детей о жизни животных, обобщить важность жизни всех животных. Их значение для окружающей природы, формировать любознательность и интерес к познавательной деятельности. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей, воспитывать заботливое отношение к животным. 

Материалы. Презентация « О животных»; картинки с животными, схемы.  

Предварительная работа: Просмотр изображений животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто, где живёт», «Кто лишний». Проведение подвижных игр.                        Ход НОД:                                                                                                         Орг. момент: Давайте поделимся своим хорошим настроением друг с другом. (В кругу)                                                                                                                          -Эй, ребята, подходите, друг на друга посмотрите.                                                                  Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь все немножко.                                             Что за чудо чудеса: вот тебе моя рука.                                                                            Вот ладошка правая, вот ладошка левая!                                                                   Скажем, всем вам, не тая: Это все мои друзья!                                                                                Загадывание загадки:                                                                                                               Они бывают дикими,                                                                                                        Живут в лесу дремучем,                                                                                                 Домашними бывают и помогают людям.                                                                        - Кто они такие?                                                                                                          Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого мы станем с вами участниками передачи «Удивительные животные». Согласны? Как в любой передаче у нас есть зрители.

 -Ребята, а вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в музей времени и узнаем, как это происходило. Мы с вами отправимся в музей на машине времени. Отправляемся?  (Звучит музыка: из кинофильма «Гостья из будущего»)                                                                                                     

Основная часть:

Беседа с просмотром презентации

Давным-давно жили на Земле Человек  и много разных животных, и были эти животные дикими. Чтобы добыть себе пропитание, люди охотились на хищных животных, используя для этого палки, дубинки и большие камни. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. - Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? (ответы детей)  – Правильно, первым домашним животным стала собака. Однажды он заметил, что волки близко подходят к его жилищу. Опасаясь за свою жизнь человек, стал подкармливать их. Постепенно волки стали добрее,  а их детеныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним.  Они уже были  не дикими, а домашними. Так появились собаки.

 - А зачем собака была нужна Человеку? (Ответы детей)  Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило много лет и не одно столетие, вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков.

- У домашних животных остались в дикой природе братья и сестры предки, давайте расскажем зрителям, каких из них вы знаете? Я называю дом.животных, а вы дикое животное предка (Вос. называет домашнее животное, а дети - дикого предка)

 Собака – волк. Кролик – заяц. Свинья – кабан. Корова – тур. Кошка – рысь. Лошадь - дикий конь (мустанг тарпан ) и т. д.

Восп: Из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими.

Давайте вернемся в наше время, в нашу студию, и продолжим нашу беседу о животных (дети вновь отправляются на машине времени и располагаются за столами).1-3.jpg

Воспитатель выставляет перед детьми схему: дерево и дом.                                                                         В: Ребята, посмотрите какая интересная схема. Она состоит из 2х частей: на одной дом, на второй - деревья, лес. Как вы думаете, почему изображены на картинке дом и лес?  (Ответы)                                                                                                       - Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа,  а для других – жилье рядом с домом человека.  Жилье любого животного –имеет свое название.                                                                                                                                                  - Посмотрите у вас на карточках  –  жилище животных, но здесь все перепутано. Нам с вами нужно расселить животных по своим домам.                                                                                                                        Дети заселяют животных (рисуя стрелочки от животного жилищу) : ( корову – в коровник, кабан-лежанка под корнями деревьев (гайно), свинью – в свинарник, лошадь – в конюшню, собаку – в будку, кролика - в вольер, заяц-ямка или под кустом, белка-дупло, медведь- в берлоге, волк-логово)                                                                             В:  Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, где живут  домашние и дикие животные.  - А сейчас - музыкальная пауза.                                                                   Физминутка «Скачут зайцы»                                                                                  - Для того чтобы выжить, домашним животным помогает человек. Все домашние животные приносят пользу человеку. Как вы думаете, какое домашнее животное важнее всех для человека? Почему?                                                                                         Дети: Все домашние животные нужны людям, так как каждое животное приносит свою пользу. А знаете ли вы, как живут дикие животные, как  приспосабливаются к окружающей среде. (Ответы детей: меняют окрас, сон, питание) - Ребята, скажите,  все ли животные питаются одинаково? (ответ детей: домашних животных кормит человек,  дикие добывают  себе пищу сами).- Вы правильно сказали, все животные, по- разному приспосабливаются к жизни в природе.                                                                   - Чем питаются дикие животные? (ответы детей: травой, листьями, ягодами, насекомыми, мясом,  и тд.).                                                                                         Д/и «Кто лишний?»                                                                                                                                         - Перед вами картинка с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему?                                                                                                1) корова, заяц, лиса                                                                                                                                  (корова и заяц питаются травой и ветками, ягодой (травоядные), а лиса – животными (хищник)).                                                                                                 2) свинья, медведь, кабан                                                                                                                            (Медведь и кабан дикие жив., а свинья –дом. животное)                                                           3) волк, заяц, белка                                                                                                                        (Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк – нет).                                                 – Чтобы наша передача стала интересней, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Угадай Животное»                                                                                                   предлагаю детям взять картинки, рассмотреть их и найти пару:                                                                                                               • Посмотри и подумай, часть какого животного у тебя на карточке.                                                                     • Найди себе пару ребенка с карточкой, на которой изображены части того же животного, что и у тебя.                                                                                                                       • Назовите животное, которое у вас получилось.                                                   - Что есть у всех животных? Какие основные части. (Голова, туловище, лапы, хвост).                                                                                                                                         - Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.)лишний1.pngжилище живот-х.pngiлдщшшщ.jpg

                                                                                                                                     Заключительная часть:                                                                                                 В :  И подводя итоги нашей передачи, друзья, как вы думаете, домашние животные могут жить в дикой природе?  (нет….так как они: дети дополняют фразу)                                                                                                                                          - Не умеют строить себе жилье.                                                                                                        - Самостоятельно добывать для себя пищу.                                                                                    - Защищаться от врагов.                                                                                                                В: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте.                                    Пусть будет так, как устроила сама природа.                                                                        Спасибо скажем мы не раз,                                                                                                      Всему живому вокруг нас!                                                                                              Как хорошо на свете жить,                                                                                                                Как хорошо уметь дружить!                                                                                    Давайте, к тому стремится, Чтоб нас любили и зверь и птицы.                                        И доверяли повсюду нам как самым верным своим друзьям!                                     В: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Что было вам наиболее интересно? Что вы нового узнали? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Эти удивительные животные"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Непосредственная образовательная деятельность "Удивительные животные"

1.Ознакомление детей с происхождением домашних животных от диких. 2. Составление рассказа с помощью схем....

"Удивительные животные Африки"

Непосредственная образовательная деятельность, область "Коммуникация", тема: "Удивительные животные Африки", для детей подготовительной логопедической группы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация») Тема: Передача «Удивительные животные».

Занятие давалось в рамках конкурса "Воспитатель года-2013". Планируется как заключительное после изучения темы "Животные"....