Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация») Тема: Передача «Удивительные животные».
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Занятие давалось в рамках конкурса "Воспитатель года-2013". Планируется как заключительное после изучения темы "Животные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Передача "Удивительные животные" | 718.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» с. Хватовка
Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(«Познание» и «Коммуникация»)
Тема: Передача «Удивительные животные».
Воспитатель первой
квалификационной категории
Близнова Светлана Борисовна
2013 год
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами, и применять метод синквейна при составлении рассказов о животных.
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный, метод синквейна.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, использование речевых игр.
Предварительная работа: ( рекомендовано)
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?».
4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», гимнастика для глаз «Крошка Енот», физминутка «Лисонька - лиса», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»
Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы); скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»».
Аппаратное обеспечение: магнитофон.
Программное обеспечение: аудиозапись (из мультипликационного фильма «Крошка Енот) сл.: М.Пляцковского, муз.: В.Шаинского, «Голоса леса» П.И.Чайковский, аудиосопровождение.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Образовательные ресурсы: Программа «Детство» Гогоберидзе, Бабаева, Михайлова, «Удивительные истории» Л.Е.Белоусова; «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б Егорова.
Интернет ресурсы:
1. http://ds82.ru/doshkolnik/4480-.html
2. http://viki.rdf.ru/item/1497/
3. http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=10#list
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, хотите я вам открою маленький секрет?
Я не ела, не спала,
Я все думала, ждала.
С вами встретиться хотела.
Вот и встретились мы с вами.
Покачали головами,
Встретились руками,
Встретились глазами.
Обнялись, поцеловались,
И на миг расстались.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие?
Дети: Животные.
В: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны? В путь!
Путешествовать мы с вами отправимся на волшебном зонтике, он перенесет нас куда пожелаем.
(Звучит музыка. Прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя)
- Коллеги, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре).
Основная часть:
Беседа с просмотром презентации
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? ( Слайд 1-7)
У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?
(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т.д.)
В.: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и поговорим о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами).
Беседа с использований схем-моделей
(Педагог выставляет перед детьми первую схему и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: где живут домашние животные? Где живут дикие животные?).
В.: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.
- Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу – мультминутку для глаз.
Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением:
В: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза.
(Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми.)
В.: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомним, как называется жилище некоторых животных?
(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк- логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога и т.п.)
- Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.
(Педагог выставляет схему, обозначающую цвет.)
Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?
(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)
Составление рассказов по схемам:
В.: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров).
Слайд 8-10
(Далее педагог выставляет еще одну схему.)
В.: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.
Слайд 11-18
В.: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д.? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема:
(Далее педагог выставляет еще схему.)
Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)
Физкультминутка «Лисонька-лиса» с музыкальным сопровождением (ТСО- аудиозапись)
В.: А сейчас мы отправимся в путешествие к лисице в лес.
Посмотрим как лиса мышкует, то-есть охотится на мышек.
(Показ видео сюжета)
Проводится физкультминутка с имитацией движений:
Речедвигательная гимнастика
У лисицы острый нос Показать руками,
У нее пушистый хвост, «оглаживаем» воображаемый хвост,
Шуба рыжая лисы бока, грудь.
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, Величаво и медленно идет,
Шубу пышную поглаживает оглядывается на свой хвост – поворачивает голову вправо и влево.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь Тихонько крадется.
И тихонько затаюсь Затем садится, пригибается.
После прыгну и схвачу, Вскакивает, «хватает» курицу,
Деткам в норку отнесу Уносит ее.
(Педагог просит детей занять свои места)
Игра «Расскажи о себе»
В.: Чтобы наша передача стала интересней для зрителей, каждый из вас озвучит кадры, представит себя каким-либо животным и расскажет о себе с помощью схем.
(Каждый ребенок берет карточку с изображением животного)
Рассказывать о животных вы будете по двое: один – о диком, а второй – о домашнем сравним их.
Слайд 20-25
Педагог задает по два вопроса:
- Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса)
- Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)
- В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)
- Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка)
- Это животное стало первым другом человека. (Собака)
- У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц)
Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к схемам. Педагог спрашивает, кто из них начнет первым, предлагает использовать в речи следующую конструкцию высказывания: "У меня..., а у меня...".
Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни»: вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.). Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей)
В: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты. Растущих вдоль забора. (2-3р.).
Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:
Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.
«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»– заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где ? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.
Игра «Наш театр» - рассказывание на заданную тему с игрушками.
Педагог предлагает детям игрушки для театра би-ба-бо. Дети составляют творческие рассказы на заданную тему.
Заключительная часть:
(Выслушав рассказы детей, подводится итог)
Игра «Посмотри и скажи»
В.: Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки, изображённые на экране)
- не умеют строить себе жилье,
-самостоятельно добывать для себя пищу,
-защищаться от врагов.
И подводя итоги нашей передачи, не забудем о диких животных:
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
В.: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
В.: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей).
- Спасибо за участие в передаче «Удивительные животные», а вечером я вас приглашаю просмотреть интересную книгу и послушать голоса животных.
Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Познание», «Коммуникация»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних животных, формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологииЗадачи:Образовательные:...
Конспект Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Удивительный мир космоса »
Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”
Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
методическая разработка проводится с использованием мультимедийного оборудования...
Конспект опытническо – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительная соль». (с использованием технологии А.И. Савенкова)
Конспект опытническо-экспериментальной деятельности на тему: "Удивительная соль"...