"Рекомендации к оформлению центра науки и естествознания в младших и старших группах детского сада"
учебно-методический материал по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_noyabr_2021.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рекомендации по оформлению центра науки и естествознания в группах младшего и старшего возраста в детском саду»
Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов - обучение через собственный опыт, пробы и открытия.
Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.
Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.
В центре науки решаются следующие задачи:
• Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• Развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
•Формирование элементарных математических представлений: размерах, объеме, величинах, времени, о причинно – следственной связи;
• Развитие восприятия вкусов, цветов, запахов;
• Развитие речи и других коммуникативных навыков;
• Развитие умения размышлять, сопоставлять, формировать вопросы, делать выводы;
• Обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия;
• Формировать умение видеть разнообразие растительного и животного мира;
• Развивать навыки ухода за объектами природы и бережного отношения к ним.
Компоненты центра науки в разных возрастных группах.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В центре «песок - вода» можно разместить:
Емкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.),
пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
В центре «науки и природы» можно разместить:
Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.).
В центре «искусство» можно разместить:
Листы белой бумаги, листы цветной ной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветовые волчки.
В центре «кулинария» можно разместить:
Мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы, пооперационные карты рецептов блюд.
В центре «литература» можно разместить:
Книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания.
В «манипулятивном центре» можно разместить:
Мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, резиночки, бусинки.
В младшей группе необходимо разместить календарь погоды с кармашками – для наблюдения за погодой и размещения в кармашках нужной картинки с соответствующим символом.
Не следует давать детям сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т. д. Материалы для экспериментирования в младшем дошкольном возрасте - резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, сосуды для воды; песок, бумага разного цвета и плотности, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В среднем возрасте можно добавить следующие центры.
В центре «воздух» можно разместить:
Верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры.
В центре «песок - вода» можно разместить:
Емкости разного размеру мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблик, лопатки, совочки, ведёрки, куски резинового шланга, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики различной формы, величины, степени прозрачности, опилки, мерные стаканчики, мерные ложки, шарики из разного материала.
В центре «науки и природы» можно разместить:
Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д.), магниты, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.
В центре «литература» можно разместить:
Книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания.
В центре «искусство» можно разместить:
Листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, ножницы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки.
В центре «кулинария» можно разместить:
Мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы, пооперационные карты рецептов блюд.
В «манипулятивном центре» можно разместить:
Мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, веревочки, бусинки.
Необходимо добавить «макеты» – плоскостные и объемные. Примеры: «Макет леса», «Птичий двор», «Времена года». Модели и схемы (например: схема проведения опыта или наблюдения; правила ухода за растениями; плакат "Бережем природу")
Экологические дидактические игры - сменяемые в зависимости от темы и решаемых задач в данный момент. К ним относится такие игры как, например, "Душистые коробочки", "Шумящие коробочки", "Звонкие бутылочки", а также "Игры с вкладышами ", "Домино", "Лото", "Пазлы", Лепбуки и т. д.
Альбомы, наборы картин, иллюстраций, открыток по разным темам: животные, растения, насекомые, птицы, времена года и т. д.
В центре науки для детей необходимо организовать уголок "Мастерилка", где дети, знакомясь с природным материалом, могут создавать из него какие - то поделки. То, что создано детьми (поделки, рисунки) также должны быть представлены в центре науки.
Гербарии, книги, энциклопедии, детские проекты.
Коллекции (коллекции семян, шишек, тканей, ниток, ракушек, камней)
В методическом уголке можно разместить правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Так же тут могут находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети вместе с воспитателем.
Старший возраст
В старшем возрасте все центры можно оставить, только наполняемость их увеличивается.
В центре «песок — вода» можно разместить:
Емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
В центре «воздух» можно разместить:
Верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
В центре «науки и природы» можно разместить:
Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой, оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света: луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д., магниты, бисер, стеклярус, янтарь, рукавичка с вшитым магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, карта мира, картотека опытов, клеёнчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, пипетки, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце — земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резиновые перчатки, щётка-смётка, совок, отвёртки, винтики, наждачная бумага, колесики, деревянные зубочистки.
В центре «литература» можно разместить:
Книги, журналы, лингвистические игры, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план - схема и модели для рассказывания, алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотеки чистоговорок, скороговорок, разные картинки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы, кубики с азбукой, различные виды театра.
В центре «искусство» можно разместить:
Листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, мелки, поролоновые губки разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки, пластилин, игровое тесто, бумага различного размера и текстуры, восковые свечи, газеты, штампы, обёрточная бумага, пооперационные карты, синтепон, тряпочки, фломастеры, художественная литература по изо деятельности, восковые мелки, чернила, тушь, ватные шарики, фольга, авторучки.
В центре «кулинария» можно разместить:
Мука, сахар, соль, доски, терки, вилки и ложки, ножи (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, косынки, подносы, пооперационные карты рецептов блюд, сито, дуршлаг, формочки для печенья, кондитерский шприц, контейнеры, миски, лопатки, поварешка, овощерезка, толкушка, формы для кекса, печенья.
В «манипулятивном центре» можно разместить:
Мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, веревочки, бусинки, балансовые весы, домино, шашки, коллекция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатные игры, пазлы, рабочие листы заданиями, счёты, тетради в клетку, цифры, резиновые кольца.
В старшем возрасте должны быть календари природы с обозначением месяцев, времени суток и дней недели. Можно разместить, например, наглядно – схематическую модель наблюдения за птицами.
Так же необходимы макеты – плоскостные и объемные: примеры ( макеты природных зон: «Макет пустыни», «Арктика», «Тропический лес», "Мини - планетарий" и др.) В макетах в старшем возрасте можно отразить жизнь и быт людей разных регионов Земли (например, их жилища: дома, хижины, юрты, иглу, чумы и др.)
Модели и схемы (например: схема проведения опыта или наблюдения; правила ухода за растениями; плакат "Бережем природу"). Экологические дидактические игры - сменяемые компоненты в зависимости от темы и решаемых задач в данный момент. К ним относится такие игры как, например, "Душистые коробочки", "Шумящие коробочки", "Звонкие бутылочки", а также "Игры с вкладышами ", "Домино", "Лото", "Пазлы", Лепбуки ; альбомы, наборы картин, иллюстраций,открыток по разным темам: животные, растения, насекомые, птицы, времена года и т. д.
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на батарее); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Материалы для экспериментирования старшем дошкольном возрасте - глина, пластик, дерево, ткань. Стаканчики разного объема, безопасные красители, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, светом и др.
Приборы и приспособления: лупы, песочные часы, весы, микроскоп, термометры, компас, магниты, часы, фонарики и др.
Методический материал: картотеки опытов, дидактических игр, бесед, НОД.
Все материалы в центре науки должны соответствовать требованиям безопасности, должны быть доступны детям. Все должно быть эстетично оформлено. Некоторые материалы могут быть использованы только совместно со взрослым.
Центр науки и природы – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.
В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе детского сада с учётом ФГОС Тема: «Вежливые науки»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобзовательная школа №555 с углубленным изучением англиского языка «Белогорье»Приморского района Санкт-Петербурга Структурное подраз...
Эффективный опыт работы ДОУ. Проектирование театрального центра в старшей группе детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.
Одной из задач ФГОС ДО является формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельн...
Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой». (Для младшей и старшей группы детского сада)
Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям при проведении веселого мероприятия, посвященного Прощанию с новогодней Ёлкой для детей младшей и старшей групп....
Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада.
Особенности проведения подвижной игры в старших и подготовительных группах детского сада....
«Методические рекомендации по ознакомлению с родным городом в старшей группе детского сада».
С детьми старшего дошкольного возраста значительно расширяется и усложняется работа по ознакомлению с родным городом, проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходим...
Рекомендации по оформлению центра науки и естествознания в группах дошкольного возраста»
Центр науки и естествознания принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов - обучение через собственный опыт, пробы и открытия. Цен...
- Мне нравится (1)