Программа кружка по эксперементированию "Мир волшебства"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_eksperementirovaniyu.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Ростов-на-Дону
Рабочая программа кружка по экспериментированию
«Мир волшебства»
Бойченко С.Н.
2021-2022 уч.год.
Пояснительная записка
Нормативные основания: Данная программа разработана на основе ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , ФГОС ДО, СанПиН2.4.1.3049-13 , Устава МБДОУ №121, Образовательной программы МБДОУ.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 10-15 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Перспективное планирование
экспериментальной деятельности
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | |
2 неделя | |||
3 неделя | «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. | |
4 неделя | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. | |
Октябрь | 1 неделя | «СОРЕВНОВАНИЕ» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. |
2 неделя | «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | |
3 неделя | «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | |
4 неделя | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» | Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | |
Ноябрь | 1 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». | Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса |
2 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». | Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. | |
3неделя | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | |
4 неделя | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | |
Декабрь | 1 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» | Совершенствовать знания детей о снеге. |
2 неделя | «ГДЕ ЛУЧИКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | |
3 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | |
4 неделя | «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ» | Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | |
Январь | 1 неделя | «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» | Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. |
2 неделя | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | |
3 неделя | «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | |
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль | 1 неделя | «ДРУЗЬЯ» . | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность |
2 неделя | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?» | Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | |
3 неделя | «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ». | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | |
4 неделя | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» | Дать детям представление об очистке воды. | |
Март | 1 неделя | «ПРОКАТИ ШАРИК» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. |
2 неделя | «ТАНЕЦ ГОРОШИН» | Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | |
3 неделя | «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» | Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | |
4 неделя | «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. | |
Апрель | 1 неделя | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» | Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | |
3 неделя | «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | |
4 неделя | «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | |
Май | 1 неделя | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. |
2 неделя | «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ» | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | |
3 неделя | «РАДУГА В КОМНАТЕ» | Познакомить детей с природным явлением – радуга. | |
4 неделя | «ЭФФЕКТ РАДУГИ» | Воспитывать бережное отношение к природе. |
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
3. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.
4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
7. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
8. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Программа кружка "Школа волшебства".
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находи...
Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"
Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет
Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка «Волшебство полосок»
Рабочая программа кружка «Волшебство полосок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5....