Программа кружка "Школа волшебства".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Целью работы кружка является создание условий для развития познавательной активности детей через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shkola_volshebstva.docx | 43.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Школа волшебства».
Образовательная область «Познание»
(нормативный срок освоения программы 1 год)
Пояснительная записка.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Целью работы кружка является создание условий для развития познавательной активности детей через экспериментирование.Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде детского сада - лаборатория экспериментирования, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации кружковой работы.Наличие детской лаборатории дало возможность работать небольшими группами (по 5 - 6 человек), использовать материалы, которые невозможно использовать при большом количестве детей, не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических целей (прольёшь, испачкаешься).Структура программы состоит трех разделов: Живая природа. Неживая природа. Человек. Рукотворный мир. Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.Занятия проводятся с сентября по май во вторую половину дня.Кружок проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий:30 минут.Целевая группа - кружок посещают дети 6 - 7 лет.Форма проведения - групповая (12 человек)Занятия проводятся в форме партнерской деятельности с взрослым, накоторых дети получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность.
Актуальность.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получилось в результате? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Как я это делаю?
Цель.
Развитие познавательных интересов детей, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на основе обогащенного и сформированного эмоционально - чувственного опыта.
Задачи.
1) Стимулировать познавательную активность и любознательность детей старшего дошкольного возраста.
2) Способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.),
3) Активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными и физическими явлениями.
4) Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, оценочное и критическое отношение к миру.
Методы и приемы организации познавательной деятельности:
• наблюдение;
• эвристическая беседа;
• эксперимент;
• описание;
• постановка проблемных вопросов; вопросов, помогающих прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание, вопросы, стимулирующие самооценку ребенка (Доволен ли ты собой, как исследователь);
• прием стимулирования детей к коммуникации (Спроси своего друга, что он думает по этому поводу).
Основное оборудование детской лаборатории:
· приборы-«помощники»:микроскоп,лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
· бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
· разные виды бумаги;
· красители: гуашь, акварельные краски;
·медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши;
· прочие материалы:зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т.д.
Последовательность проведения детского эксперимента:
1.Постановка проблемы (задачи).
2.Поиск путей решения проблемы.
3.Проведение опытов.
4.Фиксация наблюдений.
5.Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Предполагаемые результаты:
расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности;
развитие уровня умственных умений дошкольников.
Критерии оценки планируемых результатов:
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы использовали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И). (Таблица 1).
Для оценки изучения уровня развития любознательности послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича). (Таблица 2).
Таблица 1
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоги с взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблем. С трудом понимает выдвинутые детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей, последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдо логические. Ребенок ориентируется на внешние несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание. |
Таблица 2
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1. | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2. | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3. | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
4. | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
5. | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно читать схемы, карты, чертежи и делать что–то по ним (лепить, конструировать) | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
6. | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Для определения уровня знаний о неживой природе мы использовали следующие вопросы:
1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Поэтому мы разработали программу кружковой работы по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы.
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ | |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | ||||
Сентябрь | 1.Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Работа по теме. Практическая часть (опыты). Наблюдение. Выводы. | |
2.Нужен ли корешкам воздух? | Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | Рассматривание почвы. Практическая часть (опыты). Наблюдение. Выводы. | ||
3.Что выделяет растение? | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. | Беседа «Почему в лесу так легко дышится?» Практическая часть (опыты) Выводы. | ||
4.Что нужно для питания растениям? | Установить, как растение ищет свет. | Беседа о том, почему растения имеют зеленую окраску. Практическая часть (опыты) Выводы. | ||
Октябрь | 1.Для чего корешки? | Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функции корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. | Рассматривание черенков растений с корнями. Выяснить, для чего нужны корни растениям. Практическая часть (опыты). Выводы. | |
2.Растение-насос. | Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. | Вспомнить о функциях корней растений. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
3.Живой кусочек. | Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений. | Рассматривание корнеплода. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
4.Испарение влаги с листьев растений. | Проверить, куда исчезает вода. | Рассмотреть растение. Уточнить, как движется вода по растению. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
Ноябрь | 1.Кто чистит аквариум? | Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд» | Рассмотреть стенки аквариума. Понаблюдать за поведением моллюсков. | |
2.Кто ест водоросли? | Продолжать выявлять взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд» | Рассмотреть водоросли в аквариуме. Выяснить, кто их ест. Практическая часть. Выводы. | ||
3.Вода - это хорошо или плохо? | Выделить из многообразия растений водоросли. | Продолжать рассматривать водоросли, выделяя их особенности и разновидности. Практическая часть (опыты). Наблюдение. Выводы. | ||
4.Почему говорят «Как с гуся вода?» | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Рассмотреть гусиные и куриные перья. Выяснить, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Практическая часть (опыты). Выводы | ||
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. | ||||
Декабрь | 1.Почва | Научить узнавать и называть почву, дать представление о том, что почва это верхний плодородный слой земли. | Беседа о почве. Рассматривание почвы. Практическая часть (опыты). Выводы. | |
2.Откуда берется почва? | Рассказать детям о том, как образуется почва, как долго это происходит. Как дождевые черви создают почву. | Рассматривание дождевых червей. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
3.Как убедиться, что в почве есть вода? | Познакомить детей со свойствами почвы. Подвести детей к выводу, что в почве есть вода. | Рассмотреть почву. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
4.Как обнаружить в почве воздух? | Обнаружить, что в почве есть воздух; выявить, как воздух выходит из почвы. | Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
Январь | 1.Могут ли животные жить в почве? | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки) | Беседа о том, что необходимо животным для жизни. Практическая часть (опыты). Выводы. | |
2.Почему песок хорошо сыплется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Практическая часть (опыты). Выводы. Составление алгоритмов опытов. | ||
3.Где вода? | Определить, что песок и глина по- разному впитывают воду. | Рассмотреть через лупу песок и глину. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
Февраль | 1.Какие свойства? | Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Беседа о воде. Сравнение воды и льда, воды и снега, снега и льда. Практическая часть (опыты). Выводы. | |
2.Откуда берется вода? | Познакомить с процессом конденсации. | Практическая часть (опыты). Рассматривание образовавшегося конденсата | . | |
3.Куда делась вода? | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды) | Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
Познакомить с силой воды. | Практическая часть (опыты). Выводы. Составление алгоритма деятельности. | |||
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР. | ||||
Март | 1.Родственники стекла. | Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Вспомнить о свойствах стекла. Беседа о производстве стекла. Опыты. Выводы. | |
2.Мир бумаги. | Узнать различные виды бумаги, сравнить их качества и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Рассмотреть разные виды бумаги. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
3.Мир ткани. | Узнать различные виды ткани, сравнить их качества и свойства. Дать понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Рассмотреть разные виды ткани. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
4.Мир пластмасс | Узнать вещи, сделанные из разного вида пластмасс. Сравнить их свойства. Объяснить, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. | Рассмотреть разные виды пластмасс, изделий из них. Практическая часть (опыты). Выводы. | ||
Апрель. | 1.Вулкан | Совершенствовать умение работать с разными материалами, проявлять стремление к преобразованию. | Рассмотреть иллюстрации с изображением вулкана. Изготовление макета вулкана. | |
2.Волшебные превращения (1) | Объяснить изменения агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые-жидкие) | Рассматривание украшений из различных материалов. Практическая часть. Выводы. | ||
3.Волшебные превращения (2) | Выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые-жидкие-газообразные). | Уточнить, из какого материала сделана свеча. Опыты со свечой. Выводы. | ||
4.Вертушка | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта. | Беседа «Можно ли играть с ветром?» Практическая часть. Игра с вертушкой. | ||
Май | 1.Как не обжечься?(1) | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. | Рассмотреть емкости с водой. Практическая часть (опыты). Выводы. | |
2. Как не обжечься (2) | Продолжать выяснять, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. | Выяснить, какие предметы лучше проводят тепло. Практическая часть (опыты) Выводы. | ||
3. Как не обжечься (3) | Продолжать работу по изучению теплопроводности материалов. | Практическая часть (опыты). Выводы. Игра «Веселые человечки». | ||
4. Как измерить тепло? | Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема при сжатии, охлаждении) | Определение температуры воды (горячая, теплая, холодная). Практическая часть (опыты). Выводы. |
Использованная литература:
1.Венгер Л.А. Планы занятий по программе «Одаренный ребенок» для старшей и подготовительной группы детского сада. – М., 1993.
2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
3.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
5.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
8.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
9.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
10.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
11.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
12.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа». – М., 2005.
13.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
14.Семенова Т.М. Занятия в детском саду: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников. – Дошкольная педагогика - декабрь 2012 года.
15.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"
Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет
Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка «Волшебство полосок»
Рабочая программа кружка «Волшебство полосок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5....
Программа кружка «Волшебство глины»
Программа кружка «Волшебство глины» в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.Цель. Формирование развития творческих способностей детей д...