Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_6-7_let.doc | 937.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Волшебство из пластилина»
(6-7 лет)
Составила: Филиппова О.А.
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Особенностями детей 6-7 летнего возраста являются проявление произвольности всех психических процессов, переход к младшему школьному возрасту, проявление кризиса 7 лет, повышенная чувствительность, ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Ребѐнок осязает то, что он делает.
Актуальность программы
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.
Цель программы кружковой работы:
- Познакомить детей с новыми техниками в Пластилинографии – изразец, барельеф.
- Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
- Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
- Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».
- Учить детей самим оформлять свои готовые работы. (Фон, рамки, паспарту и т.д.)
Авторская образовательная программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения детей 6-7 лет и реализует следующие задачи:
Обучающие:
- Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
- Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
- Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
- Использовать навыки творческого сотрудничества.
Развивающие: способствовать развитию
- творческих способностей.
- сенсорики, мелкой моторики рук.
- пространственного воображения.
- технического и логического мышления, глазомера.
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитательные:
- Уважительное отношение к результатам труда.
- Интерес к творческой и досуговой деятельности.
- Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Материалы для создания пластилиновой картины:
- Картон с контурным рисунком
- Набор пластилина
- Салфетки для рук
- Стеки
- Доска для лепки
- Бросовый и природный материал
При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:
- Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
- Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
- Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
- Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Занятия проводятся один раз в неделю в период с середины сентября по май месяц 33 занятия в год. Периодичность – 1 раз в неделю.
Группа является профильной, её состав постоянный. Дети в группу набираются по желанию (свободно). Программа рассчитана на работу с группой в количестве 5-6 человек. Продолжительность занятий составляет – 25-30 минут.
Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, участие в конкурсах различного уровня, отчета о проделанной работе.
Показатели развития
К концу учебного года ребенок:
- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- Вырабатывать усидчивость;
- Развивает мелкую моторику пальцев
- Сохраняет интерес к занят
Работа с родителями
В рамках реализации программы дополнительного образования «Волшебство из пластилина» определена система работы с родителями воспитанников.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Организуются разные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации по вопросам развития ручной умелости у детей старшего возраста, мастер – класс, беседы.
Учебно – тематический план на 2017-2018 у.г.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
Теоретические/ Практические | ||
Сентябрь | ||
2-3 неделя | Мониторинг | 1/1 1 |
3 неделя | Подарки осени | |
3 | ||
Октябрь | ||
1 неделя | Наши любимые бабушки и дедушки | 1 1 1 1 |
2 неделя | Чудо плоды | |
3 неделя | Творю что хочу (самостоятельная деятельность детей) | |
4 неделя | Животные наших лесов | |
4 | ||
Ноябрь | ||
1 неделя | Усатый-полосатый | 1 1 1 1 |
2 неделя | Теремок | |
3 неделя | Я любимой маме подарю подарок (индивидуальная работа на конкурс). | |
4 неделя | Букет для мамы | |
4 | ||
Декабрь | ||
1 неделя | Творю что хочу (самостоятельная деятельность детей) | 1 1 1 1 |
2 неделя | Веселый снеговик | |
3 неделя | Зимний лес | |
4 неделя | Новогодний символ | |
4 | ||
Январь | ||
3 неделя | Снегурочка | 1 1 |
4 неделя | Удивительная дымка | |
2 | ||
Февраль | ||
1 неделя | 1 1 1 1 | |
2 неделя | Валентинка | |
3- 4 неделя | С 23 февраля – Днем защитника Отечества | |
4 | ||
Март | ||
1 неделя | 8 марта – праздник мам | 1 1 1 1 |
2 неделя | Ветка мимозы | |
3 неделя | Творю что хочу (самостоятельная деятельность детей) | |
4 неделя | Веселый клоун | |
4 | ||
Апрель | ||
1 неделя | Космические дали | 1 1 1/1 |
2 неделя | Пасхальное яйцо | |
3-4неделя | МОНИТОРИНГ | |
4 | ||
Май | ||
1 неделя | Полевые цветы | 1 1 1 1 |
2 неделя | Божьи коровки на ромашке | |
3 неделя | Душистый снег | |
4 неделя | Мир насекомых/стрекоза | |
4 | ||
Всего часов: | 33 |
Содержание занятий с детьми 6-7 лет
№ п/п | Месяц | Название занятия | Задачи | Материал | |||
Сентябрь | |||||||
1. | 2-3 неделя | Мониторинг | |||||
4 неделя | Подарки осени | Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы | Шаблоны грибов, листьев деревьев, пластилин | ||||
Октябрь | |||||||
2 | 1 неделя | Наши любимые бабушки и дедушки | Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. | Картон, пластилин, стека, салфетка для рук. | |||
2 неделя | Чудо -плоды | Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности цвета. Создать лепную картину с выпуклым изображением. | силуэты фруктово-овощных плодов, пластилин, стека, салфетка для рук. | ||||
3 неделя | "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | Картон, пластилин, стека, салфетки для рук | ||||
4 неделя | Животные нашего леса. | Продолжать знакомить детей с представителями животного мира наших лесов. Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук. | Силуэты животных из картона, пластилин, стека, салфетки для рук | ||||
Ноябрь | |||||||
3 | 1 неделя | Усатый-полосатый (по мотиву сказки С.Маршака) | Учить скатывать пластилин в тонкие полоски и наносить их по контуру рисунка; дополнять образ предметами (клубочки); развивать мелкую моторику, глазомер, согласованность движений обеих рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к животным. | Картон, пластилин, стеки | |||
2 неделя | Теремок | Развивать у детей творческое воображение. Умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закреплять способы работы в технике пластилинография. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. | Картон, пластилин, стека, салфетка для рук, игрушка Чебурашка | ||||
3 неделя | Я любимой маме подарю подарок (индивидуальная работа на конкурс). | Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Развивать умение выполнять картину в технике «обратная пластилинография». | Рамка для фотографий, липкая лента, маркер, пластилин, стека, салфетка для рук | ||||
4 неделя | Букет для мамы | Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Развивать умение выполнять лепную картину. | Картон, пластилин, крупа, паетки, бисер (на выбор детей) | ||||
Декабрь | |||||||
1 неделя | "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | Картон, пластилин, стека, салфетки для рук | ||||
2 неделя | Веселый снеговик | Продолжать учить наносить пластилин, размазывая и не выходя за контур; скатывать пластилин в тонкие полоски и наносить их по контуру рисунка развивать глазомер, согласованность обеих рук; воспитывать усидчивость, аккуратность; активизировать словарь (снеговичок, уголечки) | Картон, пластилин, паетки | ||||
3 неделя | Зимний лес | Учить детей приему размазывания из столбика. Закрепить прием прямого раскатывания. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. | Картон, пластилин, стека, салфетка для рук | ||||
4 неделя | Новогодний символ | Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, не выходя за контуры; учить соединять пластилин двух цветов приемом смешивания для создания яркого выразительного образа; развивать творчество, фантазию | Картон, пластилин, стека, салфетка для рук | ||||
Январь | |||||||
3 неделя | Снегурочка | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон с изображением силуэта снегурочки, пластилин, стека, салфетка для рук | ||||
4 неделя | Удивительная дымка | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином. Учить самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. | Плотный картон с силуэтом дымковских игрушек пластилин, дымковские игрушки, салфетка для рук. | ||||
Февраль | |||||||
1 неделя | "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | Картон, пластилин, стека, салфетки для рук | ||||
2 неделя | Валентинка | Совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, скатывания в круглую форму и надавливания; координацию рук, глаз; самостоятельного выбора цветовой гаммы; инкрустировать работу дополнительными средствами по желанию; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание изготовить подарок; активизировать словарь (подарок, валентинка, радость, любовь) | Картон, пластилин, стеки, паетки | ||||
3-4 неделя | С 23 февраля – Днем защитника Отечества | Совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, скатывания в круглую форму и надавливания; вносить дополнительные детали для создания выразительного образа (звезды, салют); развивать согласованность обеих рук, глазомер; воспитывать чувство патриотизма, гордости за Отечество; активизировать словарь (армия, Отечество, защищать, солдаты, танкисты и др.) | Картон, пластилин, стеки, паетки | ||||
Март | |||||||
1 неделя | 8 марта – праздник мам | Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, не выходя за контуры; учить соединять пластилин двух цветов приемом смешивания для создания яркого выразительного образа; развивать творчество, фантазию; воспитывать чувство любви к маме и близким людям (бабушке, сестре); активизировать словарь (праздник, международный женский день, поздравленье) | Картон, пластилин, стека, | ||||
2 неделя | Ветка мимозы | Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. | Заготовки “картинок” по кол-ву детей. Иллюстрация с изображением пластилин, салфетка для рук | ||||
3 неделя | "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | Картон, пластилин, стека, салфетки для рук | ||||
4 неделя | Веселый клоун | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству; уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. | Картон, набор пластилина, стека, иллюстрация о цирке, салфетка для рук. | ||||
Апрель | |||||||
1 неделя | Космические дали | Формировать представления и космосе; учить сочетать прием размазывания и расположения тонких линий из пластилина на шаблоне; совершенствовать координацию и согласованность обеих рук, развивать мелкую моторику; использовать разные цвета пластилина для создания выразительного, яркого образа; воспитывать чувство прекрасного; активизировать словарь (космос, дали, ракета, космический корабль, космонавты) | Картон, пластилин, стеки, паетки | ||||
2 неделя | Пасхальное яйцо | Продолжать учить скатывать пластилин между пальцами рук в круглую форму и наносить приемом надавливания на готовый шаблон; создавать яркий, праздничный образ, применяя творческий подход в инкрустации, украшения изделия; расширять кругозор о народных праздниках и традициях и прививать к ним любовь; активизировать словарный запас (пасха, пасхальное яйцо, украшают, разрисовывают, разноцветные, праздничные) | Картон, пластилин, бисер, бусинки, паетки | ||||
3-4неделя | МОНИТОРИНГ | ||||||
Май | |||||||
1 неделя | Полевые цветы | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Плотный картон, пластилин, стека, доска для лепки, скалка, салфетка для рук, фото или иллюстрации полевых цветов. | ||||
2 неделя | Божьи коровки на ромашке | Вызвать интерес детей к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Развивать мелкую моторику рук. | Силуэт ромашки с серединкой из плотного картона, пластилин, стека, салфетка для рук | ||||
3 неделя | Душистый снег | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Развивать мелкую моторику рук. | Картон с контурным изображением ветки., пластилин, стека, фото или иллюстрация цветущей ветки | ||||
4 неделя | Мир насекомых/\стрекоза | Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида стрекозы Совершенствовать умение работать в нетрадиционной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Развивать мелкую моторику рук. | Пластиковая основа с изображением силуэта бабочки, пластилин, стека, салфетка для рук. |
МОНИТОРИНГ
художественно – творческих способностей детей по результатам контрольных занятий
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
- правила и приемы работы с пластилином (размазывание, сплющивание, раскатывание, надавливание);
- что основа всех предметов – линии, круги, квадраты, овалы, прямоугольники;
- цветовую гамму: красный, желтый, синий, зеленый, белый, оранжевый, коричневый, черный, розовый, голубой, фиолетовый.
Должны уметь:
- размазывать пластилин, не выходя за контур рисунка;
- размазывать пластилин от центра в разных направлениях;
- скатывать пластилин между двумя ладонями и между пальцами в круглую форму (горошины), палочки и самостоятельно наносить на готовый шаблон;
- дополнять композицию различными образами и изображениями (солнце, облака и др.)
- инкрустировать работу дополнительными материалами;
-смешивать два цвета пластилина приемом смешивания и вливания;
- проявлять активность в выборе цветовой гаммы, создавая яркий, выразительный образ;
- проявлять самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Должны иметь представление:
- о технике «пластилинография»;
- о свойствах пластилина: мягкий, пластичный, разноцветный
- об инкрустировании картин дополнительными материалами (природного и бросового содержания) с целью создания ярких, выразительных художественных образов;
- о сезонных явлениях, предметах и явлениях окружающей среды, традиционных для семьи, общества и государства, праздничных событиях (День Матери, Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Пасха, Вербное воскресенье и др.)
- о порядке подготовки к занятию и уборке рабочего места по окончанию занятия.
Для оценки знаний, умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания образовательной программы дополнительного образования «Умелые ручки» можно использовать следующие таблицы. (см. прилож. № 1).
Приложение № 1
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Технические навыки (раскатывание, сплющивание, размазывание) | Ребенок самостоятельно и легко разминает, сплющивает пластилин, раскатывает в заданную форму, размазывает по картону в заданном направлении на рисунке | Ребенок иногда обращается за помощью к взрослому для разминания пластилина, придания пластилину заданной формы, определения направления в размазывании | Ребенок не активен, не выражает интерес к работе с пластилином и не пытается освоить формы работы с пластилином |
Развитие мелкой моторики (общая ручная умелость) | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Проявление самостоятельности | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества | Развитие мелкой моторики | Сенсорные способности | Проявление самостоятельности | ||
Раскат. | Расплющ. | Размаз. | |||||
Используемая литература
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- Г.Н.Давыдова «детский дизайн. Пластилинография» - М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- 2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
- Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
- Анищенкова .Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ.АСтрель2006.
- Бондоренкою.А.К.Словесные игры в детском саду.-Просвещение.1997.
- Фролова.Г.А.Физкультминутка..Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.
- Ляхов.П.Р.Я познаю мир.Животные.Дет.энциклопедия-М.2003.
- Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И.Лепим из пластилина.-Ростов-н-Д.Издательство» Феникс» 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Чудесный пластилин»
Рабочая программа кружка«Чудесный пластилин» Воспитатель: Пашенок Кристина Сергеевна Цель: Развивать осязание и ...
Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин » для детей 4-5лет. на 2017-2018 уч.год.
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин »для детей 4-5лет.на 2017-2018 уч.год....
рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселый пластилин» Художественно-эстетической направленности
Принципы, лежащие в основе программы: - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов...
Рабочая программа лепка "Волшебный пластилин"
Рабочая программа с детьми дошкольног возраста лепка....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Чудеса из пластилина"
Кружок "Чудеса из пластилина"...