Интегрированная экспериментально-практическая деятельность «Чудеса воды и воздуха»,
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Никифорова Оксана Владимировна

Дети представили себя научными работниками и, находясь в лаборатории, изучали свойства воздуха и воды.

Цель- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eksper_chudesa_vody_i_vozduha.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное экспериментально-практическое занятие в логопедической группе на тему:

«Чудеса воды и воздуха».

Подготовила:

Никифорова О.В.

Звенигород, 2019 г.

Интегрированное экспериментально-практическое занятие в логопедической группе на тему:

«Чудеса воды и воздуха».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

  Задачи:

 • Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

 • Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

 • Познакомить со свойствами воды;

 • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

 • Расширять и активизировать словарь детей;

 • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха и воды в жизни человека и живой природы;

 • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы к занятию: глобус; мячик; пакет; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный; лист картона; тазик; стаканчики воды и трубочки на каждого ребенка; кисточки; краски; альбомные листы; пластилин.

Предварительная работа: Из пластилина на альбомном листе были выполнены рамочки для портрета кляксы.

 Ход занятия:

 Вводная часть.

- Ребята, сегодня мы находимся в лаборатории научных исследований. Вы - научные работники и вам предстоит проводить интересные опыты, думать и делать выводы.

 Но прежде сделаем пальчиковую гимнастику «Ах вода, вода, вода».

Ах вода, вода, вода. ( трем ладошки)

Будем чистыми всегда. ( круговые движения ладоней между собой)

Брызги вправо, брызги влево. ( имитируем брызги руками вправо и влево)

Мокрым стало наше тело.  (брызги на лицо)

Полотенчиком пушистым (массируем ладони и пальцы)

Вытрем руки очень быстро.

Молодцы! А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Он вокруг, его не видим,

и он всем необходим:

Людям, мячикам и шинам,

водолазу, под водой.

Птичке, рыбке, и машинам,

вот загадочный какой. (Воздух)

 

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

- Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они спорят между собой, кто из них главнее и нужнее. Давайте расскажем им о нашей жизни и для чего они нам нужны.

- Шар земной внесли в автобус, оказался это... (глобус)

- Что изображает глобус? (Планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, Марс.. .)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (Солнышко)

- Солнце - это планета? (звезда)

Рассматриваем с детьми глобус:

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны, реки и озера.

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые тяжелые рыбы с крыльями. Догадались, про что я говорю? (Это самолеты, а летают они в небе, в воздухе)

- Да, небо можно назвать воздушным океаном. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Основная часть.

-Мы поговорим сейчас о воздухе и сделаем несколько опытов.

1. «Воздух – невидимка»

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло, окно)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод). Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер). Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)

Давайте сделаем вывод: Человеку необходим воздух, чтобы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (Через него всё видно).

2. «Воздух не имеет вкуса»

-А сейчас вы попробуете воздух на вкус. Сделайте вдох и проглотите его. Какой воздух на вкус?

Вывод: Воздух – безвкусный.

3. «Воздух – это газ»

- Ребята, а сейчас поймайте воздух руками. Что вы ощущаете? (Ничего, пустоту, только руки)

- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А что находится в воздушном шарике? (Воздух)

- Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы провели ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом, немножко поиграем с ним.

Игра «Буря в стакане»

- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?(она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? ( нет, воздух нам нужен для жизни).

Сейчас мы с вами отдохнем.

Физминутка «Дождь»

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

Садитесь.

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды.

- Ребята, вода это что? (жидкость)

-А какие жидкости вы еще знаете? (чай, компот, морс, газировка, молоко..)

- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

- А если в воду добавить желтой краски, какая она будет (Желтая)

- На какой сок похожа желтая вода? (на лимонный)

- А если вода красная. На какой сок похожа? (на томатный, клубничный)

- Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)

- А если соль? (соленая)

- Лимон? (кислая)

- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. И они хотят с воздушным шариком помириться.

А помирим мы их при помощи фокуса.

-Я беру стакан с водой. Стакан какой? (прозрачный, стеклянный, полный).

-У меня есть лист картона. Я прикладываю его на стакан с водой и сейчас его переверну. А что может случиться, как вы думаете? (прольется вода). Давайте проверим. (Переворачиваю стакан вместе с картоном, прилегающим плотно к краям стакана, полного воды. Делаю это над тазиком).

Посмотрите, картон не падает и вода не проливается. Чудеса. Это потому что между картоном и водой в стакане нет воздуха. А если мы чуть приоткроем и воздух попадет во внутрь (вода выливается в таз) то все выльется. Вот мы и подружили воду и воздушный шар.

-Давайте сделаем вывод. Для чего нужен воздух и вода? (Вода и воздух необходим для жизни людей и животных, для всех растений, для морских обитателей земного шара). Молодцы. Вы хорошо поработали.

- А сейчас для нашей капли и шарика сделаем подарки. Нарисуем портрет капли при помощи воздуха. Подвиньте краски и возьмите кисти. Выберете любимый свой цвет. Нужно капнуть на лист бумаги несколько капель воды и добавить краски (показываю) А затем дуть в трубочку на лужицу и побегут водяные ручейки по листу. И получится клякса. А когда высохнут ваши работы, мы сделаем выставку картин. Итог занятия.

- Ребята, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Какими свойствами обладает вода? (прозрачная, но может быть и разной, если добавить краску. Без запаха, но если добавить сок фруктов, будет иметь запах. Безвкусная, но если добавить что-то, то будет иметь вкус. Какую пользу приносит воздух и вода? Молодцы! Наша лаборатория закрывается. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности во второй младшей группе "Водичка-водичка"

Задачи:1.Развивать устойчивый интерес к экспериментированию  детей младшего дошкольного возраста.2.Познакомить детей со свойствами воды.3.Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.4....

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему "Чудеса воды"

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе, план-конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.

Конспект  интегрированного занятия по экспериментально-познавательной  деятельностидля детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”....

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Занятие  построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи:         Познакомить детей со свойствам...

Технологическая карта по познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса воздуха"

Цель: Создать условия для  формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать  познавательную деятельность  по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...

опытно - экспериментальная деятельность "Чудеса воды"

знакомство детей сос свойствами воды...

Методическая разработка. Экспериментально-практическая работа по реализации проекта "Вода. Какая она".

Проект ориентрован на детей младшего дошкольного возраста, он позволят расширить представления детей о воде, ее свойствах, значении для человека и мира животных....