«Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений о временах года через сенсорное восприятие методом экспериментально-практической деятельности».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Семенова Оксана Александровна

В статье описаны цели,задачи, методы работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений о временах года через сенсорное восприятие методом экспериментально-практической деятельности. В практической части отражены опыты по четырем временным сезонам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений о временах года через сенсорное восприятие методом экспериментально-практической деятельности».

Мы взрослые, чаще всего даже не задумываемся насколько велик запас знаний и представлений о себе и окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая те или иные предметы или явления окружающей нас действительности, дети впитывают информацию о них, опираясь на самые разнообразные признаки (цвет, свойства материалов и др.). независимо от расположения предметов в пространстве дети узнают их по наиболее ярким опознавательным признакам.

Экспериментально-практическая деятельность обогащает чувственный опыт дошкольника, развивает анализирующее наблюдение, способствует формированию аналитико-синтетической деятельности и речи.

Разнообразные знания и представления об окружающих предметах и явлениях являются той базой, тем фундаментом, которые обеспечивают успешное обучение ребенка в школе.

У детей с задержкой психического развития процесс развития и обучения носит иной характер. Дошкольники с ЗПР без специального коррекционно-развивающего обучения к 7 годам не достигают необходимого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности.

Л.С. Выготский писал: «Подготовить общее представление относительно мира природы, относительно общества, все это и составляет непосредственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием»*.

Между нормотипичными детьми и детьми с ЗПР отмечаются существенные различия при анализе их представлений о явлениях природы. Дети с ЗПР, как правило, смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно раскрыть отличительные признаки даже резко различающихся времен года.

Рассматривая картинки с изображением времен года, дети с ЗПР, хотя и безошибочно определяют зиму и лето, опираются лишь на 2-3 отличительных признака. Дети данной категории часто путают осень и весну, потому что эти сезоны имеют ряд сходных явлений.

Им легче отличать явления противоположного характера: замирание природы и ее бурный расцвет, холод и жару и т.п.

*Выготский Л.С.  Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М.,1956.-С.435

Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность отчетливо проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок о смене сезонов или о раскрытии признаков одного из времен года.

В ходе коррекционно-развивающей работы по формированию у детей дошкольного возраста с ЗПР представлений о временах года учитель- дефектолог ставит перед собой следующие основные цели:

- обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы;

-формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы;

- уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности;

-развитие связной речи.

Формирование у детей дошкольного возраста с ЗПР представлений о временах года тесно связано с сенсорным развитием (формированием обобщенных представлений о цвете, форме, величине предметов, о свойствах материалов, об основных вариантах расположения предметов в пространстве).

Ознакомление с изучаемыми явлениями и первоначальные представления о них дети получают на проводимых учителем-дефектологом коррекционно-развивающих занятиях, посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий, во время проведения экспериментальной деятельности. Закрепление и расширение сформированных у детей представлений и знаний происходит на индивидуальных занятиях с учителем –дефектологом через проведение различных настольно- печатных дидактических игр, словесно-дидактических игр, игровых упражнений, разучивание стихотворений, скороговорок, пословиц.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы дети овладевают следующими умениями и навыками:

- проводить наблюдение за изучаемыми объектами методом экспериментально-практической деятельности;

- осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного явления природы или предмета;

- проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению;

- распределять предметы или явления природы (их изображения) на группы на основании родового признака;

- называть группы однородных предметов и ли явлений (их изображений) точными обобщающими словами;

- устанавливать простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений с помощью педагога.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОСЕНЬ.

Опыт № 1

«Как семена деревьев попадают в землю?»

  Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клёна. Чем с большей высоты опускается семена, тем нагляднее разница в скорости их падения.

  Семена клена можно подкрутить, тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее. Затем взять семена клена, сосны и отпустить их. При наблюдении за полетом семян легко представить, как с помощью ветра расселяются семена деревьев по новым местам.

Опыт № 2

«Водное натяжение»

Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из – за взаимного притяжения молекул образуется невидимая плёнка.

Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.

Повторите опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.

Опыт № 3

«Можно или нельзя выйти сухим из воды?»

Сомните бумагу и положите её на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь выньте стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому, что он наполнен воздухом.

ЗИМА.

Опыт № 1

«Жизнь комнатных растений».

Опыт поможет узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Возьмём цветок в горшке и намажем толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырёх листочков. Намажем толстым слоем вазелина нижнюю поверхность у других четырёх листочков. Наблюдаем за листочками. Листья, на которых вазелин был нанесён на нижнюю поверхность, завяли, тогда, как другие не пострадали.

Отверстия на нижней поверхности листьев служит для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.

Опыт № 2

«Особенности жизни в пустыне»

Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так, как на нём оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком,- так же, как и другими существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть её задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно прямой и короткий. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Опыт № 3

«Как появляется иней?»

Вынести на мороз термос с очень горячей водой, открыть его и подержать над паром веточку.  Затем убрать и дать ей остыть она покрылась снегом, а снег не идёт. Веточка всё больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

ВЕСНА.

Опыт № 1

«Можно ли вырастить морковь из кусочка?».

Материалы: песок, мелкая ёмкость, верхушки моркови.

Наполните ёмкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течении недели. На верхушках вырастут зелёные стебли и листья.

Опыт № 2

«Как растение пьет воду?».

Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал (марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.

Опыт № 3

«Сила тяжести».

Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положением листьев и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх.

ЛЕТО.

Опыт № 1

«Свет и темнота»

Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называют отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.

Опыт № 2

 «Холодно-горячо»

Материал: 2 – литровая бутылка из – под газировки, монета размером с диаметр горлышко, стакан воды.

Описание. Положите пустую не закрытую бутылку минут на 5 в морозильник. Выньте бутылку из морозильника и сразу же закройте ее мокрой монетой. Монету перед этим смочите, окунув в стакан с водой.

Через несколько секунд монетка, подскакивая и ударяясь о горлышко бутылки, начинает издавать звуки, напоминающие пощелкивание. Вещества при охлаждении сжимаются. Охлажденный воздух в бутылке сжимается. Когда мы вынимаем бутылку из морозилки, воздух нагревается и начинает расширятся. Расширяющийся воздух отрывает монету от горлышка и приподнимает ее с одной стороны – монета звучит.

Опыт №3

«Как явное становится невидимым?»

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который за тем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

Выполняя систематически подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, самостоятельно приходить к правильным выводам и умозаключениям, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете или явлении те, которые нужны для наиболее точного решения поставленной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...

«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»

         Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

Использование занимательного материала по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений

Использование занимательного материала и дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений...

Педагогический практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Путешествие по временам года"

Данный практикум позволяет познакомить родителей с играми и упражнениями для детей по формированию психологической готовности к школе . Все игры родители выполняют совместной деятельности с детьми....