Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятие построено на основе элементарных опытов. Микро группа - кол-во детей: 3 человека. Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде. Задачи: Дать детям представление о воздухе и воде; Познакомить о свойствах воздуха и воды и способами его обнаружения; Дать элементарные представления о значении чистого воздуха; Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы; Расширять и активизировать словарь детей; Прививать бережное отношение к окружающему миру.
Пояснительная записка Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «вода», «воздух», просмотр презентаций на тему «Свойства воды и воздуха». Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, таз с водой, мыльные пузыри, краски акварельные, кисти, технические средства обучения (магнитофон, музыка веселая, музыка для релаксации, компьютер). Действующие лица: психолог, дети.
Ход занятия: Психолог : - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Почемучка. А тебя как зовут? Красивое имя. А тебя? ! А сейчас давайте вы дружно, громко скажете как вас зовут. И так РАЗ - ДВА – ТРИ!!!!!! Очень приятно. А вы знаете, о чем наше сегодняшнее занятие? Слушайте мою загадку . Загадка: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем… (Воздух). Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без… (Воды). Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака . (Воздушный шар)
Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе и воде, и их свойствах. Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы).Он какой- то стал грустный, маленький. Психолог - А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым? Дети: - Надо его посильнее надуть. Психолог - Правда? Сейчас я его надую ( надуваю или даю ребенку надуть) . Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри? Дети: - Воздух. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду. – Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили? Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались? – Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.
Психолог - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! ( ответы ) Психолог - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете? Получается, воздух какой? Дети- прозрачный, бесцветный и невидимый. Психолог - Ребята, я придумал, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Психолог : - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы). Психолог : - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Дети : Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы). Психолог - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Психолог - А давайте проверим!
Психолог - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Психолог - Ой, ребята, что это происходит с водой? Дети : Выходят пузырьки. Психолог- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Психолог - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Психолог : Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы лопнем шарики? Дать проткнуть детям шар иголкой. Дети : шарик лопнул. Правильно, шарик лопнул, потому, что из него вышел воздух. Психолог : Ребята давайте немножко отдохнем. Физ.минутка «Танец с шариками » Под веселую музыку надо дуть на шарики, чтобы они летали и не падали.
Психолог - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. ( подходят к столику ) Психолог- Что это? Дети : Камушки. Психолог :- Возьмите в руки камешки, какие они. Дети :(ответы) Психолог- Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт. Психолог :- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду? Дети : Они тонут. Психолог - Интересно, а почему камешки тонут? Дети : Потому что они тяжелые. Психолог - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. Психолог: Да, как много я узнал о воздухе, оказывается камешки тяжелые, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки. – Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему? Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли Психолог - Вот вам две кружки: одна с водой, а другая пустая. Предлагаю вам перелить воду из одной кружки в другую Дети, вода льётся почему? (ответы детей) Психолог : Правильно, дети, она жидкая.
Психолог : Ребята, а как вы думаете, вода может растворить какие-нибудь вещества? А окраситься в какой-нибудь цвет она может? Давайте попробуем поставить опыт со смешиванием красок, а заодно и вспомним цвета.(стаканчики с водой, разноцветные акварельные краски, кисти). Ребята, а что такое лед? «Лёд – твёрдая вода» А как получается лед? При низкой температуре, вода кристаллизуется, застывает и получается лед. Правильно, дети, от тепла ваших рук, лёд тает. А какой лёд жидкий или твёрдый? (ответы детей) А что такое пар? «Пар – газообразная вода» Психолог : Дети, когда мы очень сильно нагреваем воду. Доводим до кипения, начинает выделяться пар. Вы видели, как от чашки с горячим чаем идет пар? Психолог : Ребята, а вы знаете. Что такое капелька? Капелька – маленькая частица воды. Из большого количества капелек – появляется ручеёк, озеро, море, океан. Без воды не было бы жизни на земле. Высохли деревья, завяли цветы и трава. Птицы, звери, люди не смогли бы жить без воды. Вода – источник нашей жизни. А какую воду нельзя пить, дети, вы знаете? Дети: Грязную, холодную, не кипячённую. Психолог : Правильно, дети. А почему? Дети: Потому что можно заболеть. Психолог : Правильно, дети, молодцы.
Психолог : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384874-1389963812.jpg)
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-420288-1394976372.jpg)
Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-433320-1526105502.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " Удивительный магнит"
Этот конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/13/picture-595417-1557750758.jpg)
Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- прозрачность;- вода растворитель.Активизация и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-821722-1475174569.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042778-1528490105.jpg)
Конспект открытого интегрированного занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебная - вода»
Цель:Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-95377-1510494458.jpg)
Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе....