Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной логопедической группе «Весеннее путешествие в Оренбургскую степь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Витько Татьяна Николаевна

Знакомство с природой Оренбуржья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида г.Орска

Конспект

занятия по опытно-экспериментальной
деятельности в подготовительной

логопедической группе

«Весеннее путешествие в Оренбургскую степь»

Подготовила:

Витько Т.Н.

2020 г.

Занятие по опытно - экспериментальной
деятельности в подготовительной группе
"Весеннее путешествие в Оренбургскую степь"

Программное содержание:

  • закрепить представления детей о характерных признаках весны;
  • закрепить и систематизировать знания о пройденных природных зонах России;
  • познакомить с особенностями природных условий степи;
  • опытным путем подтвердить невозможность роста деревьев в степи;
  • развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы,
  • развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно- следственных связей;
  • грамотно строить предположения с союзом "потому что"
  • воспитывать у детей чувство любви к родной природе;
  • развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.

Материал:

  • ковер - самолет;
  • картины природных зон (ледовая пустыня, тундра, тайга, смешанный лес, лиственный лес, степь);
  • картины растительного и животного мира степи;
  • горшок с сухой землей, сосуд с водой, лопатка, схема корневой системы дерева, куста и травы.
  • тканевые салфетки по количеству детей, батарея, пластиковый мешочек, схематичное изображение листочков дерева, куста и травы и развернутых и свернутых тканевых салфеток.

План занятия

1. Закрепление пройденного материала:

  • Весна и ее приметы.
  • Природно-климатические зоны Оренбургской области.

2. Новый материал:

  • Степь: климат, растительный и животный мир.
  • Установление причинно-следственных связей для степи.

З. Закрепление нового материала в эксперименте:

  • Постановка задачи.
  • Опыт 1 "Определение уровня промокания при поливе сухой почвы".
  • Опыт 2 "Определение скорости высыхания (испарения) влаги с листьев различной площади".
  • Формулировка выводов.

Ход занятия:
Весна и ее приметы

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами отметили наступление весны и по календарю, и по природно-климатическим показателям у нас в городе. В начале учебного года мы с вами начали путешествие по природным зонам Оренбуржья, тогда была осень. Но прервали путешествие на основании веских причин. Вспомните, каких?

Дети:        Наступила зима, стало холодно, сугробы снега, лед, холодный

ветер, вьюги - возникла опасность заболеть, травмироваться в пути; животный и растительный мир "уснул" или притаился.

Воспитатель: А сегодня я предлагаю вам вновь продолжить путешествие. Почему?

Дети:        Наступила весна, стало тепло, одеваемся легче - двигаемся

быстрее, меньше вероятность заболеть, травмироваться; животный и растительный мир просыпается, есть, на что посмотреть в пути.

Воспитатель: Мы с вами путешествовали на различных видах транспорта. Какой вы помните?

Дети:        Автомобиль, самолет, вертолет, корабль,

поезд.

Воспитатель: Но сегодня, чтобы быстро очутиться там, где мы уже бывали, я предлагаю волшебный ковер-самолет, на который вам надо заслужить билет, отгадав весеннюю загадку.

Воспитатель: Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее...

(Ответ: весна.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а весною,

Но солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

(Ответ: сосулька.)

К маме-речке я бегу и молчать не могу.

Я ей сын родной, а родился весной.

(Ответ: ручей.)

Первый вылез из землицы на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький.

(Ответ: подснежник.)

Один льет, другой пьет,

Третий зеленеет и растет.

(Ответ: дождь, земля, растение.)

Был тугим он кулачком,

А разжался - стал листком.

(Ответ: почка.)

На шесте дворец из доски смолистой.

Там живет певец самый голосистый.

(Ответ: скворечник, скворец.)

Весной вырастают,

Осенью опадают.

(Ответ: листья.)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Ответ: гнездо.)

Воспитатель: Ребята, теперь в умывальной комнате намочите и отожмите свои "билетики". Одни дети пусть скатают «билетик» в плотную трубочку, другие просто расправят его.

Воспитатель: А теперь положим все наши "билеты" на теплую батарею в прихожей - они в таком виде нам очень пригодятся. Я свою трубочку положу еще в пластиковый мешочек.

(Пока дети выполняют задание, воспитатель расстилает небольшой коврик
для путешествия. Дети занимают места.)

Природно - климатические зоны России
(Дети сидят на ковре — самолете.)
Воспитатель: Посмотрите налево! Что перед вами?

(Воспитатель показывает пейзаж ледовой пустыни.

Дети отвечают на вопрос.)

Воспитатель: Какие особенности климата, растительного и животного мира пустыни вы помните?

(Дети отвечают на вопрос.

Аналогично предлагается узнать и описать следующие зоны:

  • тундра;
  • тайга (хвойный лес);
  • смешанный лес;
  • лиственный лес.)

Воспитатель: Посмотрите вперед! Что перед вами?

(Воспитатель показывает пейзаж степи, где дети еще "не бывали".

Они не могут ответить на вопрос.)

Воспитатель: Тогда попробуйте ответить: На лес похоже? Почему? На ледовую пустыню похоже?

Почему? А на тундру похоже? Чем?

Дети:        Нет высоких деревьев, растительность травянистая,

территория равнинная или холмистая.

Степь: климат, растительный и животный мир

Воспитатель (рассказ ведется с демонстрацией картинок):

Вы все верно подметили, и эта природная зона называется степью, наша Оренбургская область находиться в этой природной зоне. Она сменяет зону лиственных лесов. Сначала изредка попадаются деревья - группами или по одному. Это переходная зона - лесостепь. А потом деревья растут только там, где их посадил человек и ухаживает за ними. Также они встречаются по берегам рек и озер, где достаточно влаги. Огромные равнинные или холмистые пространства занимают земли, на которых произрастают травы: многолетние, у которых зимуют луковицы или корневища; однолетние, у которых зимуют созревшие и осыпавшиеся семена.

Весенние и летние температуры здесь высоки. Но зимой морозы бывают до -20-30 градусов. А в сибирских степях - до -40.

Снежный покров зависит от количества выпавшего снега, но часто животные могут копытами разбивать его до самой земли и питаться засохшей травой. Весной влаги достаточно от тающего снега. Тогда степь представляет собой зеленый океан трав и цветов: ковыль, пырей, тюльпаны, степные гиацинты, ирисы. Но летом осадки редки, и недостаток влаги и высокие температуры ведут к высыханию трав прямо на корню.

Обилие трав дает возможность здесь жить травоядным копытным животным. Раньше они паслись огромными стадами. Сегодня мы уже не встретим диких лошадей-тарпанов, бизонов, туров. Совсем мало осталось сайгаков, косуль, оленей. На копытных охотятся шакалы, лисы, корсаки. Очень много здесь мелких грызунов, которые питаются травами и их семенами. А живут они в норках, спасаясь там от жары, мороза, хищников. Это суслики, тушканчики, хомяки, мыши-полевки. Встречаются зайцы, ежи. Из птиц водятся куропатки, фазаны, дрофы, на которых могут охотиться ястребиные, обитающие на немногочисленных деревьях. Можно встретить черепах, ящериц, змей. Многочисленны и разнообразны насекомые. Вот так протекает жизнь в степи.

Воспитатель: Ребята, мы не раз делали вывод, что в природе все взаимосвязано: в зависимости от климата растут соответствующие ...

Дети:        Растения.

Воспитатель: В зависимости от произрастающих растений водятся соответствующие ...

Дети:        Травоядные животные.

Воспитатель: В зависимости от имеющейся животной пищи живут соответствующие ...

Дети:        Хищники.

Воспитатель: для степи мы отметили обилие трав и отсутствие деревьев. Но, может быть, стоит просто посадить их как можно больше и пусть себе растут и разрастаются? Стоит ли это делать в степи?

(Дети строят предположения. Если будет выдвинута версия о том, что
деревья не выживут, так как они большие и им надо много воды, а в степи ее
мало, то можно приступать к опытно-экспериментальной части занятия.
Если нет, то воспитатель сам предлагает детям такой вариант, который
можно подтвердить опытным путем.)

Постановка задачи

Воспитатель: Что нам нужно доказать в ходе опыта? Какова наша цель?

Дети:        Деревья не могут расти в степи, так как там мало влаги (воды).

Воспитатель: С чем будут наши опыты, каков их главный компонент?

Дети:        Вода.

Опыт 1

’’Определение уровня промокания почвы при ее поливе”

Воспитатель: После чего растения всасывают ее с помощью ...

Дети:        Корней.

Воспитатель: Значит, нам надо полить почву и посмотреть, какие корни достанут эту воду.

(В горшок с сухой землей выливается немного воды, так как дожди в степи
редкие и необильные. Вода впитывается. После этого земля раскапывается
лопаткой, и дети определяют, насколько глубоко пропиталась земля. Земля
пропиталась неглубоко. Полив в виде дождя и промокание почвы дети
зарисовывают на соответствующей схеме. Травам, кустам и деревьям
подбираются выполненные из ниток корневые системы, выбор
аргументируется. Корневые системы дети также зарисовывают на
соответствующей схеме.)

Воспитатель: Какие корни имеют доступ к воде в степи, если помнить, что корень всасывает воду окончаниями своих корешков?

Дети:        Это травы. Их корни короткие, находятся у поверхности почвы,

где земля от дождя мокрая. Корни трав смогут всосать дождевую воду. Корни кустов и деревьев большие, уходят глубоко в почву, куда дождевая вода не доходит. Корни кустов и деревьев не смогут всосать, эту воду, поэтому засохнут без дополнительного искусственного полива.

Опыт 2
’’Определение скорости испарения влаги с листьев различной площади”

(Опыт проводится при помощи "билетиков", заготовленных в начале занятия.
Развернутые "билетики" соответствуют листьям деревьев, свернутые -
листьям трав. Салфетка воспитателя - в пластиковом мешочке -
изображает лист, покрытый восковым налетом.)

Воспитатель: Вода не только впитывается, но и испаряется у растений через ...

Дети:        Листья.

Воспитатель: Листья бывают разной ...

Воспитатель:  На схеме соединим ниточками листья с соответствующей формой салфетки. Когда лист живой, он полон влаги, т. е ... (воды). Вода постоянно испаряется с поверхности листьев. Растения, с листьев которых вода испаряется быстрее, неэкономно расходуют воду. Значит, надо взять наши листья- салфетки и посмотреть, в каком они состоянии. Какой из них мокрее, т. е ... (живее)?

(Дети попарно берут свои салфетки и проверяют их на сухость, ощупывая
развернутую и свернутую в трубочку салфетки. Расправленная салфетка
оказывается почти высохшей, а трубочка сырая. Значит, деревья испаряют
влагу быстрее, чем травы. Травы лучше приспособлены к недостатку воды.
Салфетка воспитателя, изображавшая лист с восковым налетом, остается
совершенно мокрой. Растения с такими листьями еще медленнее испаряют
влагу и лучше приспособлены к недостатку воды. На основании проделанного
опыта делается вывод: деревья не могут расти в степи.)

Воспитатель: Деревья в степи не растут из-за недостатка влаги - их корням недоступна дождевая вода, их листья быстро испаряют имеющуюся влагу. Травы в степи растут хорошо - их многочисленным коротким корешкам доступна дождевая вода, их узкие листья медленно испаряют имеющуюся влагу. А теперь давайте вернемся домой.

Воспитатель: А пока летим, вспомним:

  • В какой новой природной зоне мы побывали?
  • Какие в степи климатические особенности?
  • Что там растет?
  • Кто там живет?
  • Что нам подтвердил опыт с поливом сухой земли?
  • Что нам подтвердил опыт с высушиванием салфеток?
  • Какой вывод мы сделали относительно жизнеспособности деревьев в степи?
  • Трав в степи?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Запомните все. Это нам поможет на следующем занятии при исследовании с человеческой деятельности в степи. Вот мы и дома! До следующего путешествия. Длительность -35 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

Конспект итоговой непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Игра - путешествие на математическую планету Знание в город Математических загадок».

При организации данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация",  "Физическая культура"....

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе "Весенняя сказка"

В занимательной форме у детей закрепляются знания о весених явлениях,жизни птиц  животных весной.Дети учатся звуковому анализу и синтезу,навыкам чения.А также формируются навыки диалогической реч...

Конспект занятия по логоритмике для детей с ОВЗ средней группы "Весеннее путешествие с паровозиком".

Представлена методическая разработка по логоритмике для детей с ДЦП средней группы. Занятие поводится совместно с муз. руководителем и воспитателем. Цель занятия: обобщение знаний детей о признаках ве...

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной, логопедической группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема:  «Путешествие в страну  Правильной речи» Образовательная область: речевое развитиеЦель:...