картотека бесед на январь для дошкольников средней группы
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Шинкевич Ольга Олеговна

картотека бесед на январь для дошкольников средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека60.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

Картотека бесед на январь

Для среднего дошкольного возраста

Составила воспитатель:

Шинкевич О.О.

Январь

Беседа №1 «как узнать зиму»

Воспитатель показывает куклу зимы.

Здравствуйте, дети. Очень рада видеть вас всех.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, кто я?

(Ответы детей)

Дети. Это зима.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Да, я Зимушка-зима в гости к вам пришла. Сегодня, ребята мы с вами поговорим о чудесном времени года –зиме.

Воспитатель. Дети вам нравиться зимой?

Дети. Да!

Воспитатель. А какая бывает зима, расскажите? Какие признаки зимы вы знаете, назовите их?

-Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

-Солнце стоит высоко и греет мало.

-Небо часто серое.

-Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

-Реки и озёра покрыты льдом.

-На окнах мороз рисует причудливые узоры.

-Деревья и кусты стоят без листьев.

-Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.

-Остались только зимующие птицы.

-Зайчик и белочка поменяли свои шубки.

-У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.                                                                        Воспитатель. А какие изменения произошли в декабре по сравнению с осенними месяцами?

Дети, в старину, в народе декабрь назывался «студень» и «стужайло».

 Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще...

Третий месяц зимы-февраль. Про февраль говорят: «Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет».

Воспитатель. Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.

Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и Лютень, и Бокогрей.

Воспитатель. Дети, а что Вам нравится делать зимой?

Дети. Зимой можно играть в снежки. Я люблю зиму, потому что люблю кататься на лыжах, на коньках, лепить снеговиков, кататься на санках и т. д.

Воспитатель. Вот наша беседа подошла к концу. Вы сегодня были очень активными и любознательными. Спасибо вам.

Воспитатель. О чём мы с вами беседовали ребята? – о зиме.

Беседа №2 «Кто главный в лесу»

Воспитатель спрашивает у детей: что такое лес? Уточняет: Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей. А как связаны лес и человек? Нужны ли они друг другу? Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нем? (Лесник.)

Вспомните пословицы о лесе:

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Дети знакомятся со стихотворением Л. Зеленовской «Лесник».

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем как дома,

Все давным-давно знакомо.

Взгляд лесничего остер:

Тут недавно был костер –

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь, и – пожар.

Там – красавица-сосна.

Почему она грустна?

Причинил ей много бед

Жук зловредный – короед.

Нужно дерево спасти,

Короеда извести.

Дальше – заяц грыз в яру

Молодой ольхи кору.

Погоди, ушастый плут,

Скоро пойман будешь тут!

Дальше, дальше... долог путь!

Должен всюду заглянуть,

Все обследовать лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он не зря в лицо

Каждый куст и деревцо.

 Кто же такие лесники? Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе.

Воспитатель ставит на мольберт картину «Зимняя подкормка диких животных» и просит детей рассмотреть ее.

Вопросы:

1. Кто изображен на картине?                                                                                                                     2. Что делает лесник?

3. Зачем он привез в лес сено?

4. Кто его будет есть?

5. Как устроена кормушка?

6. Что лежит на земле возле кормушки?

7. Кому нужны ветки деревьев?

 Завершая занятие, воспитатель говорит:

— Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами не покладая рук.

Воспитатель спрашивает детей:

— Вы, дети, и мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам? (Дети высказывают свои суждения по данному вопросу.)

Воспитатель читает стихи «Дикарь» и «Прогулка».

2. Воспитатель: Дети, в гости к лесным жителям нас приглашает старичок-лесовичок. Он просит нас не забывать правила поведения в лесу, предлагает выбрать нужное правило.

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь – здесь много зелени, и еще вырастет!

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – это никому не помешает!

4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной еготайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Беседа № 3 « Зимушка хрустальная»

 Собираю детей вокруг себя. Читаю стихотворение

. "Закружили метели

песни вьюга поёт

До весенней капели

вся природа заснёт.

Вместо зелени-снег

на деревьях, кустах

И не видно в полёте

наших маленьких птах.

Холод, песни, метели,

и дорога пуста

И закованы реки

в прочный панцирь из льда. "

(Л. Кочергина)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворение? (о зиме)

Почему вы так решили? Ответы детей.

О каких зимних приметах говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

Действительно, зимой и солнышко светит мало, и морозно, и быстро темнеет, но все же зима – замечательное время года. Зимой можно интересно и весело проводить время. Давайте вспомним о зимних развлечениях. Чем можно заниматься зимой? Ответы детей (зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков).

А теперь давайте поиграем в игру: я буду говорить слова,а вы называть их ласково:

Снег – снежок

Зима – зимушка

Снежинка – снежиночка

Горка – горочка

Санки – саночки

Снеговик – снегович

Воспитатель. Давайте, слепим с вами снеговика. (Дети встают около стульчиков)                   1. Лепим мы снеговика -      Дети показывают всё, о чём говорят)

2. Шляпу, нос, глаза, бока.

3. Он не мал и не велик    Приседают, встают.)

4. Вышел славный снеговик -   (Руки на пояс ставят, повороты корпусом влево- вправо)

Вот какой получился снеговик, а вокруг него снежинки.

Скажите, о каком времени года мы сегодня говорили? Какие приметы зимы вы знаете? (стало холодно, идёт снег, солнце светит редко, дни стали короче). Вспомните о зимних развлечения. Чем можно заниматься зимой? Кого мы с вами собрали? Молодцы ребята?

Беседа №4  Зимние игры»

1. Игра «Санки, коньки, лыжи, снежки»  (игра на развитие слухового внимания).

Дети идут по кругу и имитируют ходьбу на лыжах, катание на коньках, игру в снежки.

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках, (^ Дети изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах! ("Падают»)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катали, (Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали. ("Падают")

И домой мы побежали. (Бегут по кругу)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь давайте посмотрим на картинки и увидим что лишнее на них изображено. (Картинки появляются на экране. Дети должны выбрать «лишний» предмет.) Теперь давайте посмотрим на картинки и кто-нибудь расскажет мне о том, что на них изображено

Загадка:

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!    (Лёд)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски прибил я планки -

Дайте снег! Готовы. (Санки)

Мы - проворные сестрицы —

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим, а в снег –бежим:

Уж такой у нас режим.     (Лыжи)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.     (Горка)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?      (Коньки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.       (Лыжи)

Под гору — лечу,

В гору — тащу.       (Санки)

Ой, насыпало снежка,

Вывожу коня-дружка,

За веревочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.    {Санки)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка — нос, в руке — метла,

Боится солнца и тепла.       (Снеговик)

Ребята, а когда мы с вами играем на улице, как нужно себя вести, чтобы не поскользнуться и не удариться?

(не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого)

Ребята, а что такое спорт? Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Что нужно делать чтобы быть такими? Надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или открытой форточке ит. д.

Воспитатель. Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру?

Дети. Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не получается. Воспитатель. Покажите, какие это дети.

Воспитатель. Знаете ли вы, ребята, как называются самые главные соревнования у спортсменов всего мира?

Главные соревнования у спортсменов называются Олимпийские игры. Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них. На зимней олимпиаде спортсмены играют в хоккей, соревнуются на коньках, на лыжах… Для спортсмена олимпийская медаль – самая главная награда в жизни. За каждой из них, будь то золотая, серебряная или бронзовая, - тяжелый труд ежедневных многочисленных тренировок; упорство, сила воли, трудолюбие…

Воспитатель. Ребята, а как же стать таким спортсменом и поехать на Олимпийские игры?

Дети. Чтобы стать спортсменом и поехать на Олимпийские игры нужно заниматься спортом, делать зарядку, закаливаться.

Беседа №5» Животные Артике и Антарктики»

- В суровых условиях белой пустынной Арктики, среди снегов и льдов, когда трещат морозы и дуют пронзительные ветры, приспособились жить животные. Их совсем не много.

Кого, ребята, можно назвать хозяином бескрайних снежных пустынь?

Дети: Белого полярного медведя.

Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех, ему не страшны даже самые лютые морозы, мех плотный, густой, длинный. Под такой шубой прячется еще и толстый слой подкожного жира, толщенной почти 10 см, который тоже хорошо согревает повелителя севера.

Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета шуба у полярного медведя? Почему?

Дети: Что бы на фоне белый снегов его трудно было заметить, так он скрывается от охотников.

Воспитатель: А чем питается медведь?

Дети: Он ест рыбу, охотится на тюлений.

Воспитатель: а чем отличается белый медведь от бурого медведя?

Дети: У него белая шуба, а у нашего коричневая.

Воспитатель: А чем еще, подумайте?

Дети: Наш мишка зимой спит, а белый ходит среди снегов и льдов.

Послушайте загадку:

Он полярный житель

Льда и снега повелитель       (белый медведь)

Тюлени и моржи

Кроме полярного медведя в Арктике обитают тюлени и моржи. Тюлень крупное животное вместо ног передние и задние ласты. Они помогают этим морским зверям хорошо плавать и ловко нырять. Тюлени – чуткое животное, они питаются рыбой, моллюсками, рачками. Тюлени почти всегда живут в воде.

Морж – самое крупное ластоногое животное. Кожа у моржей толстая. Под кожей прячется толстый слой жира.

- Ребята, а как вы думаете, почему у моржей такая толстая кожа и большой слой жира?

Дети: Моржи живут на самом крайнем Севере. Они проводят много времени в ледяной воде, а толстая кожа и жир защищают их от холода.

Послушайте загадку:

Не боится холодов

Плавает в морях средь льдов     (морж)

А вот еще одна загадка:

Этот зверь – пловец прекрасный,

Вместо лам у зверя ласты

В море плавает весь день

Угадайте кто?.      (тюлень)

Животные Антарктиды

Воспитатель:

А теперь давайте узнаем, какие животные живут в Антарктиде. Из наземных животных в Антарктиде обитают тюлени, морские слоны, тюлени - крабоеды, киты, морские львы, касатки.

Послушайте стихотворение об этих животных:

Справа айсберг, слева кит,

Он фонтаном знаменит!

Кит, знакомый нам теперь, -

Самый крупный в мире зверь!

Киты и китообразные

Киты и китообразные (латинское название Cetacea) относятся к отряду млекопитающих, эти животные полностью приспособились к жизни под водой. Часто китообразных и парнокопытных относят к внесистематической группе китопарнокопытных. Китообразные являются самыми большими животными из всех живых существ живших на Земле.  У китообразных веретенообразное обтекаемое тело (торпедовидной или каплевидной формы) и гладкая кожа без шерсти. Так как китообразные часто плавают в холодных водах то у них слой жира очень толстый, он защищает китов от переохлаждения. В водах Антарктиды киты питаются исключительно планктоном (морские водоросли). В водах Арктики, киты питаются рачками.

Морской лев

Лев морской по виду грозный!

Но обманчив вид серьезный:

В Антарктиде никого

Боязливей нет его!

Все это крупные ластоногие с жесткой, лишенной подшерстка шерстью желтоватого или бурого цвета различных оттенков (всего темнее у молодых). Питаются морские львы рыбой, моллюсками и ракообразными.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и поговорили о животных Арктики и Антарктиде.

- С какими животными вы познакомились?

Дети: белый медведь, тюлень, морж, морской лев.

Воспитатель: Почему тюлени, львы, моржи относятся к ластоногим животным?

Дети: Потому что у них вместо ног ласты, которые помогают им хорошо плавать в воде.

Воспитатель: Ребята, а кто нибудь из вас заметил, какие животные обитают и в Арктике, и в Антарктике?

Дети: Тюлени и моржи обитают и в Арктике и а Антарктиде.

Воспитатель: Молодцы ребята вы все внимательно слушали и запомнили. На этом наша беседа с вами заканчивается.

         

Беседа № 6» Осторожно лед»

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года - зима

Воспитатель. Правильно, начало зимы. Отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем с вами говорить.

Он собой укроет речку,

И заплачет он от свечки.

Ты на нем в хоккей играешь,

Очень скользкий, аж летаешь.

А еще прозрачен очень,

Как стекло он, между прочим. (Лед)

 С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (Снег)

 

Его полным-полно зимой.

Так скользко – не дойдешь домой.

На речках и прудах встаёт

Прозрачный, хрупкий, чистый… (лед) .

 Не в темницу, а в светлицу

Запирает он девицу.

До весны девице

не открыть светлицы. (Мороз и река)

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд. (Мороз)

Воспитатель: Одну простую сказку. А может и не сказку. А может не простую. Хочу вам рассказать. О том, как мальчик Петя. Пошёл гулять на улицу. Но папе и маме об этом не сказал. А дальше!  Захотел он на льду поиграть  и собрал всю детвору. А там вот беда, можно под лед провалиться. В полынью попал. Мне б живым остаться. Осторожно, тонкий лед. Сложная задача. Стоп! Внимание народ! Дорогие дети! Осторожно, тонкий лед, особенно опасно.

Если рядом взрослых нет. Нужно быть послушным, без взрослых и родителей никуда не уходить. Об этом знать и помнить нужно.

Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила:

Ещё запомните друзья-

По льду на цыпочках – нельзя   (ходьба на месте на цыпочках)

По льду  будете ходить-   Очень внимательными нужно быть

(повороты головы и шеи в разные стороны)

Палочкой по льду стучать (имитация движения)

Воспитатель: Посмотрите-ка, народ. Снова Петя  идёт. В эти зимние деньки. Хочет встать он на коньки. Тонким льдом покрылась речка. Замирает вновь сердечко.

Человек! Ты не пингвин. Не гуляй средь льдин один!

Не ходи зимой по льду: Можешь ты попасть в беду. – В лунку или в полынь.  И загубишь жизнь свою. В тех местах, где бьют ключи. И бегут к реке ручьи. Или где стоит завод. Знай, что там непрочен лёд.

Пришёл играть на речку Петя.  Катался, прыгал и скакал. Вдруг раздался громкий треск. Трах – ба-бах и ой – ой – ой, Петя оказался под водой. Помогите же, спасите руку мне вы протяните.  Человек попал в беду. Провалился в полынью. Просим срочно приезжать. Помощь Пете оказать.

Воспитатель. Ребята, а какие правила не соблюдал Петя.

Коли провалился, клади палку на лед поперек полыньи, цепляйся за нее, подтягивайся и осторожно выползай. При этом во все горло зови на помощь! Используй палку как опору.

Иди к нему, проверяя твердость льда перед собой палкой. Увидел, что кто-то провалился, - не беги сломя голову на выручку: будете барахтаться в ледяной воде вместе. Иди к нему, проверяя твердость льда перед собой палкой. Проверь, насколько прочен лед перед тобой.

Ступай медленно. Чувствуешь, что лед может подломиться, - ложись и ползи. Лучше всего двигаться, страхуя себя с помощью широкой доски, лыж или «разлапистых» веток. Подложи под себя доску, лыжи или ветки.

Ни в коем случае не протягивай ему руки - утопающий может утянуть тебя под воду. Как подползешь, протягивай тонущему палку. Нет палки - бросай ему шарф, ремень, скрученную куртку, сгодится даже валенок. Ни в коем случае не протягивай ему руки - утопающий может утянуть тебя под воду. Назад к берегу пробирайтесь тоже очень медленно. Когда будешь вытаскивать пострадавшего, упрись, чтобы самому не соскользнуть в полынью.

Воспитатель. Итог беседы.

Зима на пороге. Реки начали покрываться тонким льдом, вода потемнела. Осенний лёд, прикрытый снегом, проруби, полыньи, лунки, трещины до наступления устойчивых морозов чрезвычайно опасны. Такой лед легко проламывается, если на него наступить, человек может оказаться в холодной воде, подо льдом. Что очень опасно не только простудами, переохлаждением, но и даже может привести к гибели. Многие люди, особенно дети, выходят на неокрепший и непроверенный лёд. Чтобы не случилась беда.

Дети. Правила, мы будем соблюдать. Чтоб в беду не попадать.

Беседа № 7 «Стайка снегирей»

-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? (Зима)

- Зимой люди вешают на деревьях кормушки. А для чего нужны кормушки? (Для того чтобы подкармливать птиц)

- Правильно. У нас за окошком на дереве тоже висит кормушка. Мы с вами вчера туда положили крошки хлеба, помните? Я сегодня шла на работу и увидела, что к кормушке прилетели три птички  Одна из них была маленькая серо-коричневая, очень юркая смелая озорная. Как вы думаете, что это за птичка была? (Воробей)

- Вторая маленькая с ярко-желтой грудкой. Эту птичку вы все видели, как она называется? (Синичка)

- А про третью я загадаю загадку:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

- Правильно, снегирь! И сегодня мы с вами поговорим об этой удивительно красивой птице.

-Эта птичка чуть больше воробья. Грудка у снегиря – папы красная, голова, крылья и хвост чёрные, спинка - голубовато – серая. Клюв короткий, толстый. А вот и снегирь - мама

- Чем она отличается от снегиря – папы?

- У снегиря – мамы грудка розовато – серая.

- Посмотрите с виду снегири грузные и малоподвижные, но проявляют удивительную ловкость на тоненьких веточках, где объедают зимние почки.

-А теперь, ребята, давайте послушаем песенку снегиря.

Звучит аудиозапись с голосом снегиря.

- Песенка у снегиря простая. Своим свистом он зовёт других снегирей к себе, а также предупреждает их об опасности.

-Ребята, а как вы думаете, снегирь перелетная птица или зимующая (ответы детей).

-Правильно, снегирь - зимующая птица, она зимой никуда не улетает, а приближается к жилью человека, с наступлением весны снова улетает в леса.

-Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. А что такое стайка? (Ответы детей.)

-Стайка - это много птиц, которые летают вместе.Люди заметили: прилетят стайки снегирей, значит, скоро выпадет первый снег.

-Весной снегири строят гнезда в лесу. Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда? (Ответы детей.)

-Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают его мхом, шерстью, волосом, чтобы было тепло и уютно. Весной снегири откладывают яйца и ждут маленьких птенчиков . Самка высиживает яйца, а самец заботливо приносит ей корм.

- Ребята, а вы знаете, чем питаются снегири?

- Снегири питаются семенами различных трав, кустарников и деревьев. Любимым лакомством снегирей являются ягоды рябины. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягод только зёрнышки.

- Что о снегире вы расскажите родителям?

Беседа № 8  Растительный мир зимой»

- Ребята, как вы думаете, зимой деревья и другие растения продолжают расти?

- Какие условия необходимы для роста растений?

- Все ли условия, необходимые для роста растений, есть зимой?

- Если деревья зимой не растут, не означает ли это, что они погибли?

- Что служит доказательством того, что деревья не погибли, а только заснули в зимние морозы? (ответы детей)

- Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение

- Давайте вспомним с вами «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки деревев не ломай,

Никогда не забывай

Из рогатки не стреляй,

Ты пришел не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра «С какого дерева листок».

Беседа №9 «Явления неживой природы»

Воспитатель обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.

Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь.

Загадки:

Ни огня, ни жару не имею, а все сжигаю. (Молния)

Сперва – блеск, потом – треск, за треском – плеск. (Гроза)

Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)

Скачут по дорожке белые горошки. (Град)

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (Радуга)

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Подводит детей к выводу о том, что говорить будут о природных явлениях.

Воспитатель:Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».

Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)

Воспитатель:За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.

Воспитатель: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)

Рассказ воспитателя.

С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.

Творческая игра «Облака»

Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глазки.

Мы летим под облаками,

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.

О каких природных явлениях мы сегодня говорили?

Какие природные явления влияют на состояние погоды?

Что нового и интересного вы узнали?

Какие моменты вам больше понравились и почему?

Беседа №10 «как мы заботимся о птицах и животных»

Солнце землю греет слабо

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Не подвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом белоснежным серебром. (зима)

- Да, верно это зима.

Воспитатель: предлагаю вам пойти в зимний лес.

Воспитатель: Ребята, в лесу наверно много снега, машина может не проехать, на чем же мы можем проехать по снегу?

Дети: На санках, на лыжах.

Дети: Мы попали в зимний лес.

Воспитатель: Вам нравится зимний лес?

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам здесь нравится?

Дети: В лесу красиво, много снега, деревья все в снегу, снег идет…

Воспитатель: Тогда давайте вспомним лесные правила.А ребята нам помогут:

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин –дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Тихо – тихо в лесу, кажется – в лесу никого нет. Ребята, а как вы думаете, мы с вами одни здесь?

Давайте вспомним кто живет в лесу?Лисы.

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим где живет лиса. (Из норы видно лису (Беседа о лисе). Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе

Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.

Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много-лисят.

Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?

Дети: "Лиса и волк", "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Кот, лиса и петух". (передвигаемся дальше)

- зайцы

Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?

Дети: Трусливый, всего боится.

Воспитатель: Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много-зайчат.

-волки.

Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите, вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут (Беседа о волках).

Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных. Составим цепочку семейства волков. Папа-волк мама-волчица детеныш-волчонок, много-волчат, волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?

Дети: "Красная шапочка", "Волк и лиса", "Три поросенка", "Волк и семеро козлят".

Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?

Дети: Нет. В одних-злой, в других глупый, доверчивый.

белочки)

Как называется домик белки?

Дети: Дупло (из дупла виднеется белка)

Воспитатель: Правильно (беседа о белках) Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.

Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

Составим цепочку семейства белок. Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок, много-белок. Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше. Ой, а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).

Медведи

-Пойдем дальше, дети. Смотрите какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь? (звукозапись-сопение-храп медведя)

Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете кто здесь спит?

Дети: Медведь в берлоге спит.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя (Беседа о медведе). Медведь -это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?

дети: Барсук, ёж.

Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного, а то на улице холодно.

Ребята, где мы с вами сегодня были? (в лесу).

А кого мы там видели? (животных)

Каких животных вы видели? (медведь, заяц, волк, лиса, белка)

А нужно ли помогать животным зимой? (да)

А как мы с вами помогли животным? (украсили кормушки и домики для птиц).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня и наших гостей порадовали своими ответами. Давайте пройдём в группу и посмотрим, что подарил нам Старичок – Лесовичок (Игра «Кормушка» и семечки для птиц)

Беседа № 11 « Здравствуй сказка»

. А сейчас мы с вами поприветствуем друг друга.

Как живёшь - вот так, вот так.

Как плывёшь - вот так, вот так

А бежишь - вот так, вот так

Вдаль глядишь - вот так, вот так

Ждёшь обед- гладят живот

Машешь в след - вот так, вот так

Ночью спишь - вот так, вот так

А шалишь –сдувают и надувают щеки.

. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей) Очень хорошо, что вы все любите сказки, значит, знаете много сказок. Какие сказки вы знаете?

1.Мышка быстренько бежала

Мышка хвостиком виляла

Ой, яичко уронила

Посмотрите-ка, разбила

2.Вот ее мы посадили

И водой ее полили

Вырастала репка хороша и крепка

А теперь ее потянем

И из репы кашу сварим

И будем мы от репки здоровые и крепкие

3.Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

Для мальчиков: Кощей -, Мальчик -, Братец -, Иван -, Змей - …

Для девочек: Елена -, Сестрица -, Василиса -, Крошечка -, Царевна-…

4.Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Маленькие дети? (Козлята)

5.Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка»)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Беседа № 12 «наш театр»

Первые театральные постановки ставили когда-то прямо на улице. В основном, представления устраивали бродячие артисты. Они могли петь, танцевать, надевали различные костюмы, изображая зверей. Каждый делал то, что у него получалось лучше всего. Новый вид искусства постепенно развивался, актеры совершенствовали свое мастерство.

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место

для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.

Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось.

Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные. Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры.

Какой театр самый необычный?

Театры всякие бывают,

И чего в них только нет!

Здесь спектакли вам сыграют,

Драму, оперу, балет.

Здесь на сцене можно встретить

Разных кукол и зверей.

Театр очень любят дети,

Так пойдём туда скорей.

• Театр оперы и балета (Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета – это всегда красивейшие театральные заведения)

• Драматический театр (Театр драмы называют театром «переживаний)

• Кукольный театр (Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол зачастую становится первым театром, в который попадают дети).

Беседа № 13 « признаки сказок»                                                                                                Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Посмотрим, что в нём? Что-то он не открывается, наверное этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите.

(Дети говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает).    Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные. Что бы их расколдовать,надо отгадать загадки:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

А зовут её - ….(Лиса)

Прыгает ловко

Любит морковку

Летом шубку серую

А зимою белую

Носит попрыгайчик

Боязливый… (зайчик)

 Ах, ты Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко… (петушок) (

Разбойник он серый и нет ему веры

Всё клыками щёлк, кто же это? (волк)

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его…. (медведь)

Воспитатель: Это не просто картинки животных, это герои разных сказок. Ребята, вспомним вместе, в каких сказках мы встречаем наших героев.

Воспитатель: Вспомним, как ласково в сказках называют зайца?

Дети: Зайка – побегайка, Заюшка, Зайчишка – трусишка

 Как в сказках называют ласково лису? Лисичка – сестричка

 Как в сказках называют ласково петуха Петушок – Золотой Гребешок, Петя.

Как в сказках называют ласково волка?   Волчок – Серый Бочок.

Как в сказках называют ласково медведя?   Михайло – Потапыч, Мишенька.

Воспитатель: Давайте вспомним, в каких сказках упоминается зимнее время года.

Дети: Снегурочка. Морозко. Заюшкина избушка. Зимовье зверей. Рукавичка. Заяц – хваста.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вспомните, в какой сказке Мороз Иванович прятал травку под снегом? А в какой сказке дедушка с бабушкой внучку из снега сделали? В какой сказке упоминается ледяная избушка? Что происходит со снегом и льдом с приходом весны? Почему?

Дети: Лед и снег тает. Потому, что тепло.

Воспитатель:Отгадайте загадку:

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

- О какой сказке идёт речь?- теремок

Воспитатель: Назовите персонажей этой сказки.

Дети: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка.

Проводится игра-драматизация.

Воспитатель с детьми встают в круг. Центр круга – теремок. Воспитатель с детьми идут по кругу,при этом произнося слова: «Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок – не высок. Вот по полю мышка (лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь) бежит, у ворот остановилась, говорит…».Все герои по очереди выходят в середину круга со словами: «Тук, тук, кто в теремочке живёт…»Воспитатель: Стали звери вместе жить, Стали жить и не тужить. Дружно, весело живут, О дружбе песенку поют. Стоит в поле теремок, теремок, Очень-очень он высок. Без веселья здесь нельзя, В теремке живут друзья!

Воспитатель: Будем такими же дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.

Беседа №14 « На кого из сказочных героев ты похож»

К нам в гости пожаловал один сказочный герой,   это лиса. (Достает из корзины куклу-бибабо, надев на руку, обращается к детям).

- Здравствуйте, ребята! Я слышала вы любите сказки? А хотели бы стать сказочными героями? (Ответы детей).

- А беседовать любите? (Подходит и задает детям вопросы).

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какая твоя любимая сказка?

- Кто твой любимый сказочный герой?

- Во что ты любишь играть? (Ответы детей).

- Спасибо, с вами приятно было общаться!

- Скажите, как в сказках называют лису? (Ответы детей: «кумушка», «лисичка-сестричка», «Лиса-Патрикеевна» и т. п.).

- Сможете ли вы назвать сказки, где главная героиня – лиса. (Ответы детей: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой» и т. п.).

Пед: - Пришло время нам немного подвигаться. (Проводится физминутка «Море волнуется раз…», дети замирают, изображая сказочного персонажа, по просьбе педагога ребенок изображает действие, характеризующие того или иного сказочного героя).

Беседа №15 «В гости к книге»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наших друзьях-книгах. Кто мне скажет, где они живут? (Ответы детей: на полках, в книжном уголке, в библиотеке, в книжном магазине)

Воспитатель: Правильно, в книжном уголке. Вы любите, когда вам читают книжки? (Ответы детей: да, любим)

Воспитатель: В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Как вы думаете, кто сочиняет эти интересные сказки, рассказы, веселые истории для нас? (Ответы детей: писатели, поэты)

Воспитатель: Правильно, писатели и поэты. Над созданием книги трудится не один человек, а несколько. Из-под пера писателя выходит замечательный рассказ. А чтобы нам с вами было интереснее читать эту книгу, художники-иллюстраторы рисуют к ним картины, ярко украшают обложку книги. По картинкам мы можем узнать, о чем эта книжка.

1. Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

(Маша и медведь).

2.Его песня такова:

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел…

(Колобок)

3. Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

4. А три брата - поросята

Строили житье – бытье

Тут наведался к ним волк

Да зубами щелк и щелк…

(А. Толстой «Три поросенка»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно показали. А сейчас поиграем в нашу любимую игру «Ровным кругом»

 «Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе сделаем вот так!»

(С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает ведущий)

- как бабушка Колобка стряпала?

- как Машенька в лесу грибочки собирала?

 как дед Репку из земли тянул?

- как волк дунул на домик Ниф-Нифа?

- как петушок закричал во всё горло?

Знаете ли вы, как нужно обращаться с книгами, чтобы они радовали не только вас, но и ваших младших братьев и сестер?

Правила обращения с книгами:

Не рисовать, не писать ничего в книгах;

Не вырывать листы, не вырезать картинки;

Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

Не читать книги во время еды;

Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Пользоваться закладкой

Не брать книгу грязными руками.

Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их.

Подклеить страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попросить помощи у взрослых.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы всегда будете бережно обращаться с книгами.

Воспитатель: Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь! Набирайтесь ума!

Чтение книг делает нас умнее, добрее, расширяет кругозор, помогает общаться с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Цель: продолжать знакомить детей с Краснодарским краем....

Картотека бесед по ОБЖ для детей средней группы

Картотека бесед по ОБЖ для детей средней группы...

Картотека бесед по патриотическому воспитанию в средней группе

Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость люд...

картотека бесед на апрель для дошкольников средней группы

картотека бесед на апрель для дошкольников средней группы...

Картотека бесед по нравственному воспитанию в средней группе

В данной картотеке собраны беседы по нравственному воспитанию, беседы распределены по темам и месяцам....

Картотека бесед по патриотическому воспитанию в средней группе

Картотека бесед по патриотическому воспитанию в средней группе...