Картотека бесед по познавательному развитию в средней группе.
картотека (средняя группа)

Романюк Ольга Владимировна

Картотека бесед 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_v_starshey_gruppe.docx74.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека бесед по познавательному развитию в средней группе.

 

Подготовила: Романюк О.В.

Когалым 2024

Время года – осень.

Педагог.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Не касаясь сосен

И ёлочек. Я...(осень).

Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года? (Осень)

-Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. (Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь).

-Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето.

(На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев).

-Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется? (Листопад).

-Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

(Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики).

-А почему деревья сбрасывают листья? (Они так готовятся к зиме)

-Какие ещё признаки осени вы знаете? (Птицы собираются стаями и улетают на юг).

-Почему?  (Им нечего есть. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки).

«Беседа об осени»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Ход:

-Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь).

-Как готовятся к зиме звери?

-Какие работы у людей  осенью в саду и в поле?

-Какие птицы улетают первыми?

-Какие улетают чуть позже?

-Какие птицы улетают последними?

-Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными птицами).

-А птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие птицы).

-Как мы заботимся о птицах зимой?

(Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).

 «Времена года. Осень».

Цель: расширять и уточнять знания детей об осени, о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Вопросы к беседе:

-Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?

-Какой бывает осень?

-У какого зверя осенью в листопад, родятся ещё детёныши? (У Зайчихи зайчата родившиеся осенью называются «листопаднички».)

-Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Бабочки окукливаются, жуки откладывают личинки и погибают, насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)

-Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка.)

-Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле на дне водоёмов.)

-Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?

-Что птицам страшнее зимой - голод или холод?

-Как деревья готовятся к зиме?

-Листья, каких деревьев осенью краснеют?

-Как готовятся к зиме муравьи?

-От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?

«Наш северный край».

Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине;

Обобщить, систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.

«Мой город – между небом и землёй –

Построен был на сваях и песке,

Неповторимо – сказочный такой,

В таёжном живописном уголке».

- Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме) .

-А где находится наш город? ( В России).

 -Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане) .

 -Как называется наш детский сад? (Медвежонок).

 -На какой улице находится наш детский сад? (Бакинской).

 -Какие улицы нашего города вы ещё знаете?

-Наш город состоит из микрорайонов, в каком микрорайоне находится наш детский сад? (в четвёртом) .

-Что находится рядом с детским садом?

-Какие достопримечательности нашего города  вы знаете? (ответы детей)

-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)

-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск) .

-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым) .

-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси) .

« Овощи».

 Цель: формировать обобщённые представления об овощах  и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей  и  фруктов.

Вопросы к беседе:

-Что мы называем овощами?

-Какие овощи вы знаете?

-Что мы называем фруктами?

-Какие  фрукты вам известны?

- Как вы думаете, чем отличаются овощи от фруктов? А что у них общего?

-Назови свой любимый фрукт. А вы знаете, где он растёт – на веточке дерева, на кустике?

-Какой из овощей вам нравится больше всего? Вы знаете, как выращивают этот овощ?

-Какие вы знаете сказки, где героями являются овощи и фрукты?

-Что можно приготовить из  овощей и фруктов?

-Можно ли заготовить на зиму? Что?

   

Беседа о фруктах и овощах”

Цель: Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах.

Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, способах выращивания и ухода за овощами и фруктами.

Здесь весною было пусто,

Летом выросла….

Собираем мы в лукошко

Очень крупную….

От дождя земля намокла-

Вылезай толстушка….

Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную….

Помогает деду внук

Собирает с грядок….

Вот зелёный толстячок-

Крупный, гладкий….

И красавец, великан-

Тёмно синий….

А теперь пойдём мы в сад

Там созрел уж….

Для Володи и Катюши

Соберём в корзину….

Не забудем для Алёны

Очень кислые….

Для начинки в пироги

Набираем….

-Где выращивают овощи? На чём растут овощи?  Как готовят землю к посадке?

-Что сажают в землю? Как ухаживают за овощами?  Когда собирают урожай?

-Кто ухаживает за овощами?  (Ухаживает за овощами овощевод).

-Что выращивают в саду?  На чём растут фрукты?   Кто ухаживает за садом?

(Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях.  Ухаживает  за садом садовод).         

«Деревья».

Цель: формировать представления детей о деревьях.

Вопросы к беседе:

-Какие виды деревьев вы знаете? Почему деревья называют лиственными? Хвойными?

-Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть  у каждого  дерева.

-Какие лиственные деревья вы можете назвать?

-А какие хвойные деревья вы знаете?

-Чем деревья похожи друг на друга? ( У всех есть ствол, ветви, крона, ствол покрыт корой).

-Чем они отличаются? ( Корой, формой листьев, плодами и семенами, местом произростания).

-Плодами каких  растений вы любите лакомиться?

-Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? -Какую пользу они приносят?

-Какие вещи люди научились делать из древесины?

-Почему к деревьям необходимо относиться бережно?

-Назовите своё любимое дерево. Почему именно оно тебе  нравится? Постарайтесь описать его словами.

Беседа о  перелётных птицах.

Формировать обобщённое представление о  перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку.

Углублять представления о причинах отлёта птиц.

Ход:

-Ребята, какое сейчас время года?  ( Осень)

- Какие изменения произошли в природе? ( день стал короче, солнце греет меньше, становится холоднее, небо хмурое, животные готовятся к зиме, стало мало птиц)

Загадки

Зимой на ветках яблоки!

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки,

 Ведь это … (снегири)

Кто на ёлке, на суку,

 Счёт ведёт «Ку-ку ..ку-ку»? (Кукушка)

В красной шапке расшитой,

 В чёрненьком кафтане

 Знаменит в семье лесной

 Песенкой смешной.

 Что за песня – красота?

 Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

-О ком были загадки?  (О птицах)

- Каких птиц вы знаете? (Называют)

 -Чем птицы отличаются от животных? ( Клювом, перьями, летают, питаются насекомыми, чирикают, клюют и т.д.)

-Каких птиц приходилось наблюдать на участке детского сада?

 -Куда птицы улетают осенью? ( На юг, в тёплые края)

- Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелётные)

- Назовите перелётных птиц?( Галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач)

Беседа о зимующих птицах.

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих  птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? ( Зимующие)

- Назовите зимующих птиц? ( снегирь, дятел, воробей, сорока, ворона, синица, голубь)

Снегом засыпаны лес и поля,

 Спит под сугробами крепко земля.

 Ищут, ищут птицы,

 Чем бы поживиться.

 На зиму долгую в нашем лесу

 Мы приготовим птичкам еду.

 Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

-Чем питаются птицы? ( Насекомыми, ягодами, семечками.   Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, орехи.  Овёс, пшено – клюют воробьи и овсянки. Синицы любят несолёное сало).

 -Как мы можем помочь птицам в холодное, зимнее время? ( Вешать кормушки, кормить)

Свойства металла.

Цель:                                                                                                                                           Уточнить и обобщить представления о свойствах металла.                                                                                                                                         Учить детей отличать предметы из металла; определить их свойства.

Развивать гибкость и логичность мышления, умения доказывать правильность обобщений.          

-Какие предметы из металла вы знаете?

- Какая поверхность у металлической пластинки? (гладкая)    

-Возьмем в руки гвоздь и попробуем сломать его. Не получилось!                                                                                               -Значит он какой? (прочный)  

 -Если мы опустим гвоздь в воду, что произойдёт? (Он утонет).

-Значит металл какой? (Тяжёлый).      

-Подойдите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода.                                                                                            -Я положу в чашку металлическую ложку. Как вы думаете, что произойдет?          (металлическая ложка нагрелась).

 -Это свойство называется теплопроводность.                                                                                                                                  Значит, металл проводит тепло.

-Что вы узнали о свойствах металла?   (Металл не бьется, не ломается, прочный, гладкий, быстро нагревается, но не горит).

Резина и ее свойства

Цель:  Познакомить детей со свойствами резины; научить находить резиновые предметы в ближайшем окружении.

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами резины.

Ход:

-Ребята, все предметы которые нас окружают, сделаны из разных материалов.

 Давайте вспомним, какие материалы мы знаем. (Ткань, дерево, стекло, пластмасс и т.д.)

-Есть ли у нас в группе предметы из этих материалов? (называют)

На подносе    Резиновые мячики- ёжики, шарики.

-Как вы думаете из какого материала  эти предметы? ( Из резины)

- Резина- это всем знакомый, широко распространенный материал.

  Что из резины изготовляют? ( шины автомобилей, велосипедов, воздушные шары, надувные игрушки, шланги для воды, резинки  одежде, ластики и т.д.)

Надуваем шарик.

-Что произошло с шарами?  (Шарик надулся, растянулся.)

-Какой шарик?  (Мягкий, эластичный)

Игра с мячом.

-Какой мяч?  (упругий.)

-Ребята, а подошва и каблучки на вашей обуви из какого  материала сделаны? (Из резины).

-А какая на вашей обуви подошва и каблучки? ( твердая, жесткая, )

Этот упругий и довольно прочный материал может быть мягким и эластичным, т.е. может сильно растягиваться. А может быть и твердым, жестким- например: для подметок и каблучков.

 « Домашние животные»

Цель: расширять представления детей о домашних животных,  об их зависимости от человека.

Вопросы к беседе:

-Каких домашних животных ты знаешь?

-Как ты думаешь, почему этих животных  называют домашними?

-Для чего человек стал разводить домашних животных? Как они впервые появились у людей?

-Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит, строит жилище, лечит.)

-Какой корм дают домашним животным?

-Как называются жилища домашних животных?

-Как ты думаешь, могут ли корова, коза, свиньи, овцы жить с человеком в городе? -Почему?

-А есть ли такие животные, которые могут жить с человеком  в городе?

-Вспомни, в каких сказках говорится о  домашних животных? Попробуй рассказать одну из них.

                      Домашние животные  

Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в  холодное время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход:

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

-Каких домашних животных вы знаете?

-Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением холодов?

-Почему животных перестали выгонять на пастбища?

- Как люди ухаживают за домашними животными?

- Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных в холодное время года.

-Сравните, как живут в холодное время года домашние и дикие животные.

-Чем отличается жизнь домашних животных от диких в холодное время года?

-Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Профессия "Продавец"

Цель:  Развивать у детей интерес и уважение к профессии продавца. Воспитывать внимательное отношение к покупателям, культуру общения.

                                                     Продавец

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Покупатели толпою

Целый день к нему идут

Очень нужен нам с тобою

Продавца нелегкий труд!

                                                                                                            Н.Кнушевицкая

 - Ты когда-нибудь был в магазине?

-Как называются люди, которые продают товар?

-А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

- А во что одеты продавцы? В обычную одежду или в специальную?

-Правильно, некоторые продавцы должны ходить в специальной одежде. Это, например, продавец молочного отдела или продавец в аптеке. А ещё в каждом большом продовольственном отделе или магазине придумывают одинаковую спецодежду для всех работников магазина.

- А какие отделы/магазины ты можешь назвать?

-Зачем  продавцу нужно приходить на работу пораньше?  (Чтобы успеть расставить товар на свои места).

-Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине? (Кассир, водители, грузчики или рабочие, уборщицы(ки), директор магазина)

-А ещё в магазине работает товаровед- это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого.

 «Дикие животные».

Цель: расширять представления детей о диких животных, об  их повадках.

Вопросы к беседе:

-Каких диких животных живущих, в наших лесах, вы знаете?

-Как вы думаете, почему этих животных называют дикими?

-Вспомните, как дикие животные готовятся к зиме?

-Как вы думаете, есть ли среди диких животных полезные и вредные, бесполезные, ненужные?

-В народных сказках, в пословицах и поговорках часто говорится о животных. Например: «Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит». Как вы думаете, только ли волка имеет в виду эта поговорка?

-Какое дикое животное считают самым хитрым? Какие повадки лисы позволяют считать её хитрой?

-А какое животное называют самым пугливым и трусливым? На самом деле, так ли труслив заяц, каковым его считают?

-Вспомните, героями каких сказок являются дикие животные? Попробуйте  рассказать одну из них.

 « Зима».

Вопросы к беседе:

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы.

-Назовите первые признаки зимы. Когда мы говорим: «Вот и наступила зима!»?

-Объясни, почему зимой так холодно?

 -Близки или далеки зимой Земля и Солнце?

-Много ли солнечного тепла попадает на землю зимой.

-Почему зимой дни становятся короче, а ночи длиннее?

-Что такое снег? Почему зимой идёт снег, а не дождь?

-Растут ли зимой деревья? Как ты думаешь, почему?

-А какие вообще условия необходимы для роста растений? Есть ли эти условия зимой?

-Как ты думаешь, в чём смысл пословицы «В зимний холод всякий молод»?Что означают эти слова?

-Что означает поговорка «Мороз не велик, да стоять не велит»?

А какие ты знаешь пословицы и поговорки о зиме?

Какие ты знаешь зимние виды спорта? А какими из них ты сам любишь заниматься?

Зимние загадки

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки –

Над миром снежинки. ( Зима)

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.  (Мороз)

«Зимушка - зима».

 Цель: Закрепление знаний детей о признаках зимних явлений природы, названий зимних месяцев, зимних игр.

Ход:

-Какое время года наступило?

- А какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

-На дворе зима, а как  же называются зимние месяцы?  (Декабрь, Январь, Февраль.)                                                                                                                                                            

- А какая бывает зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, морозная, суровая, серебристая .)

-А еще, зима, время веселых детских игр и забав.

-Какие зимние игры вы знаете?

- Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

- Что можно делать на коньках? (кататься, лететь, догонять, скользить) На санках? (съезжать, спускаться, подниматься) На лыжах? ( ехать, спускаться, идти, кататься) и т.д.

-А что еще делают дети зимой? (лепят снеговика)

-Что на голове у снеговика? Из чего у него сделан нос?

-Как еще веселятся  дети зимой?

« Воздушные виды транспорта».

 Цель: развивать наблюдательность, активизировать словарь, развивать навыки творческого рассказывания и умения полно и точно отвечать на поставленные вопросы; учить правильно строить фразы и предложения.

Вопросы к беседе:

-Какие виды воздушного транспорта вы знаете?

-Знаете ли вы какую-нибудь историю или сказку про полёты человека?

-Кто первым поднялся на воздушном шаре?

-Кто первым полетел в космос?

-Кто первым побывал на луне?

-Какие вы знаете сказочные летательные аппараты (ковёр-самолёт, ступа Бабы Яги, деревянный конь, Конёк-Горбунок и др.);

-Как вы думаете, шар, наполненный воздухом, будет летать до тех пор, пока его поднимает воздух; пока дует ветер или пока не остынет тёплый воздух в шаре?

« Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Вопросы к беседе:

-Как ты считаешь, для чего людям нужны правила дорожного  движения?

-Как ты думаешь, если бы таких правил не было совсем, лучше или хуже жилось бы людям? Почему?

-Расскажи о сигналах светофора. Что они означают?

-В каком месте можно переходить улицу?

-Какой переход называют самым безопасным? Почему?

-Какие правила поведения на проезжей части ты знаешь?

-Можно ли детям играть на проезжей части? А на тротуаре? Почему?

-Вспомни, пожалуйста, когда ты  выходишь из автобуса (или троллейбуса) и тебе нужно перейти улицу, с какой стороны ты будешь обходить автобус – спереди или сзади? Почему?

-А с какой стороны нужно обходить трамвай? Почему?

-Какие дорожные знаки тебе известны? Что они обозначают?

 «Машины на нашей улице».

Цель:  уточнять представления детей о видах транспорта и их назначении.

Вопросы к беседе:

-Вспомните правила поведения людей на улице города.

-Расскажите о правилах перехода через проезжую часть улицы.

-А теперь вспомните, какие машины вы встречали на своей улице? Опишите, как они выглядят.

-Какие виды городского  транспорта вы знаете? Какие из них принадлежат к наземному транспорту?

-А какие машины специального назначения вы встречали на своей улице? (Пожарная, Скорая помощь, уборочные машины, машины «Продукты» и «Хлеб».)

-Как вы думаете, почему пожарная машина и машина скорой помощи не подчиняются обычным правилам дорожного движения? Почему им разрешено даже на красный сигнал светофора?

-Какие вы знаете дорожные знаки, которым должен подчиняться любой водитель?

«Гололед»

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед;  

описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить  травму и не  погибнуть.

Ход беседы:

Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

 Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

 Вопросы к детям:

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

-Как предупредить получение травмы зимой в гололед?

 Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

 не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

 если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

«Осторожно сосульки  /снег с крыши/»

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Ход:

Загадка

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

  Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

-Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

- Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?       -А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

 Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

Знакомство с профессией пожарный

Цель: продолжать знакомить с профессией пожарного;

Закрепить знания о средствах тушения  пожара;

Ход:

-Какой номер набирают при пожаре?

-Посмотрите на пожарную машину. Почему она красная? (Красная, чтоб из далека было видно, что едет пожарная машина,       которой необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет пожара.)

-Какую одежду надевают пожарные, выезжая на пожар? ( Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от удара защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги.)

-Что вы должны сообщить, вызывая пожарных по телефону? (Сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.)

-Ребята, а вы знаете, чем можно затушить пожар? (водой, землёй, снегом, стиральным порошком, брезентовым покрывалом, огнетушителем, веником…)

1. Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых;

2. Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым;

3. Если в квартире что-то загорелось, надо быстро уйти или выбежать из комнаты, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «01», и сказать, что у вас в доме пожар, при этом обязательно назвать свой домашний адрес;

4. Если в квартире много дыма – низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем;

5. Если загорелась одежда – падать на землю и, катаясь, сбивать огонь.

Знакомство с профессией  пожарный

Цель:  Сформировать у детей понятие «Пожарная безопасность»;

Воспитывать взаимопомощь, доброжелательность по отношению друг к другу, гордость за людей данной профессии;

ХОД:

С огнём бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

Дети: Пожарные!

-Правильно. Ребята, вы все многое уже знаете о пожаре и о том, как с ним бороться.

-Какими должны быть пожарные? ( смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными, ловкими, выносливыми…)

-А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых..)

-А что необходимо делать, чтобы стать пожарным? ( надо заниматься спортом, уметь слушать, быть добрым, отзывчивым…)

-Знаете ли вы предметы, из-за которых может возникнуть пожар?

«Охрана природы».

Цель: учить полно и правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспитывать любовь к природе.

Вопросы к беседе:

-Как вы думаете, почему в наше время нужно охранять, оберегать природу?

-Как вы считаете, что приносит вред природе? (Можно предложить детям такие варианты ответов: загрязнение воздуха, загрязнение воды промышленными отходами, вырубание лесов, осушение болот, истребление животных.)

-Как вы думаете, почему люди убивают животных?

-Как можно этому воспрепятствовать?

-Как мы должны относиться к природе – живой и неживой?

"Комнатные растения."

Цели: уточнить и систематизировать знания о комнатных растениях; Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Ход:

-Посмотрите ребята, как  уютно у нас в группе, красиво и много растений.

  -Какие вы видите комнатные растения, которые вам уже знакомы.

 -Вспомните название цветов. (бальзамин, герань душистая, папоротник , бегония , декабрист, алоэ, традесканция )

 -Ребята , что же общего у всех этих растений?(стебель, лист, цветок, корень).

 -Общее строение. А что разного?(Окраска, форма листьев.)

  «Бальзамин»

 Ребята посмотрите на это растение.

-Как оно называется?

-На что оно похоже? (Она напоминает кустик.)

-Какой у него стебель?  Листья? (У этого растения   полупрозрачный стебель образует небольшого размера кустики. Листья округлой формы , ярко-зеленого цвета. Бальзамин  обильно цветет.)

Цветки разного цвета: и розовые, и белые, и бордовые.  Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.

Комнатные цветы.

Цель:  Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека;

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Ход:

- Какие комнатные растения  вы знаете?  

-Вспомните, что необходимо растениям? (Почва, вода, свет, тепло, воздух)

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)

-Как называется  это растение? На что оно похоже? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у неё?  (У  алоэ  толстые листья,  их очень много. По внешнему виду растение алоэ разнообразны. Это цветок небольшой  высоты, с толстыми, мясистыми, сочными, сизовато-зелеными листьями, мягкими шипами.)

 Цветы алоэ ярко-красные, оранжевые, желтые, иногда белые. У себя на родине растение цветет ежегодно, а дома очень редко, возможно поэтому его называют столетник, будто бы он цветет один раз за сто лет.

-Комнатные растения будут красивыми, здоровыми, если за ними, будет хороший уход. А  что для этого нужно?  (Их нужно поливать, чтобы они не засохли. Поливать надо аккуратно.)

- Кто покажет, как нужно это делать?( по краю горшка, в корешок нельзя лить.)

 -А какой водой нужно поливать?( Только комнатной температуры).

 -А что еще нужно для жизни и роста растения?(Рыхлить.)

 -А еще нужно мыть и опрыскивать листочки водой. Нужно цветы пересаживать или разводить новые.

Комнатные растения

Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва.

Ход:

- Какие комнатные растения  вы знаете?  

-Вспомните, что необходимо растениям? (Почва, вода, свет, тепло, воздух)

Помощников растений пять – как пять пальцев на руке. Растениям нужна вода - поэтому комнатные растения надо регулярно  поливать.

- Как это надо делать? (ответы детей) Растениям также нужна вода почва – поэтому растения растут в горшках с землей.

-Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол или под стол? (Нужен свет).

-Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (нужно тепло). --Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (воздух).

-Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растений, нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А еще  надо протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, опрыскивать пульверизатором.)

-Вспомните, какие помощники нужны растениям, чтобы расти?

-Скажите, что нужно человеку, чтоб расти? (пища).

- Как вы думаете, растению нужна пища, чтоб оно росло, развивалось?

-Где растение возьмет пищу?

-Кто знает, чем же человек может покормить растение? (удобрением). Действительно, чтобы растение хорошо развивалось, необходимо его подкармливать, и подкормку проводим минеральными удобрениями для корней, для листьев.

«Полна чудес весенняя природа»

Цель: Закреплять и пополнять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Ход:

- Ребята, какое время года наступило? Наступила весна. Весна какая? Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная. Какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май. Какой сейчас месяц? Сейчас месяц апрель.

Гонимы вешними лучами

 С окрестных гор уже снега

 Сбежали мутными ручьями

 На потопленные луга.

 Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года…

 Синея, блещут небеса.

 Ещё прозрачные, леса

 Как будто пухом зеленеют.

-Как вы думаете, почему весну так назвал поэт? (Всё просыпается, оживает, расцветает.)

-С чего же начинается приближение весны? (Начнет ярче светить солнышко.)

-Какое оно солнышко весной? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).

 - А что же стало со снегом? (Снег стал таять).

-Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный).

- Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).

-А весной бывает дождик?

-Какой он? (теплый, сильный и т.д.) Вот прошел весенний дождик. Что дальше произойдёт в природе?  (Появятся проталинки. Расцветут подснежники, появляется травка, другие цветы, листики на деревьях раскрываются).

-Что еще происходит весной?  (Прилетают птицы.)

-А как мы с вами встречали птиц? (пели за клички, читали стихи, рассказывали приметы весны, развешивали скворечники).

-Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, кукушка).

Беседа о дне космонавтики.

Цель:

Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство». Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.

Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Ход:

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, какой праздник отмечает наша страна в апреле?

Он первый увидел просторы вселенной,

Он первый вошел в неизведанный мир.

Мы чтим его подвиг, и он не забытый,

Мальчишек он вечный, бессмертный кумир.

Он, сколько бы лет ни прошло, будет первый,

Кто космос решился изведать один (предполагаемый ответ детей).

-Кто   же был первым космонавтом на Земле? ( Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.)

- Кто может рассказать, на чем Гагарин полетел в космос, что ему для этого было необходимо?

 - Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, умным, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

-Правильно, но этого все же недостаточно, чтобы полететь в космос. Как вы думаете, что еще нужно космонавту для полета в космос?

(Скафандр, ракета, космический корабль, топливо для ракеты, питание для космонавта, запас воздуха.)

-Вы сказали, что космонавту нужен скафандр. Для чего?

(Для того, чтобы перенести перегрузки на большой скорости, чтобы защищать тело космонавта, чтобы дышать в безвоздушном пространстве.)

-А почему вся космическая еда находится в тюбиках?

(Потому что в космосе невесомость, еда может вылиться из простой посуды и летать по кораблю в виде пузырьков.)

- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

 - Человеку захотелось узнать, что такое звезды и почему они такие яркие.

 - Но ведь для того, чтобы рассматривать звезды есть специальный прибор! Вы знаете, как он называется? (телескоп).

- Почему же человеку стало необходимо подняться в космос?

( Чтобы увидеть из космоса нашу планету Земля.)

«Радуга здоровья»

Цель:  Сформировать представление, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Воспитывать желание быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье.

Ход:

 -А вы, ребята, видели когда-нибудь микроба?

-Ребята, а как же микробы попадают внутрь человека?

-Микробы любят грязь. Как вы думаете, руки у вас сейчас чистые?

-Как же справиться с микробами, которые любят грязь? (Ответы детей)

Конечно, нам помогут мыло и вода.

-Вот это зеленое яблоко я не мыла, не успела, а вот это красное яблоко я очень тщательно помыла. Дети, как вы думаете, какое  яблоко  можно съесть? Почему?

-В народе говорят: чеснок и лук от семи недуг. Они убивают микробов. А витамины и фрукты укрепляют организм и помогают бороться с микробами.

-Что еще нам помогает справиться с микробами? Как они нам помогают?

( Нужно купаться, загорать и закаляться.)

- Микробы спасаются бегством от тех, кто закаляется, зарядкой и спортом занимается. Каким спортом вы любите заниматься?

«Страна здоровых зубов».

Цель: Обобщить знания детей о профилактике кариеса. Дать новые знания о нетрадиционных методах лечения зубной боли.

ХОД:

-Расскажите, что вы знаете о зубах?  (Зубы живут в нашем ротике, там есть верхние и нижние зубы. Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Зуб — это живой орган. Каждый  зуб имеет корень.)

-А вы знаете что такое  кариес? (Дети напоминают, что это болезнь зубов)

Если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки — кариес. Кариес — это болезнь зубов.

-Как нам помочь больному зубику? Может кто-то из вас знает средство? (мама даёт таблетку от зубной боли;  можно прополоскать зубы раствором воды и питьевой соды; вычистить зубочисткой пищу из зуба, а потом прополоскать;  идти к зубному врачу).

-Вы  хотите,  чтобы у вас были  красивые зубы?

-А как нужно беречь свои зубы? ( Нужно за ними ухаживать: после каждого приёма пищи полоскать рот; утром и вечером чистить зубы).

Какие предметы гигиены нужны человеку, чтобы ухаживать за зубами? (Зубная паста, щётка, зубочистки.  Щётку надо часто мыть и менять один раз в 3 месяца).

-Скажите, что для зубов вредно? (Грызть зубами орехи; Ковырять в зубах металлическими предметами; Есть одновременно и холодное и горячее).

«Моя семья»

Цель:  воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.

Ход:

-Кто самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)

-Самый младший член семьи. (Ребёнок)

-Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я.)

Все нарядные с утра: я, братишка и... (сестра).

-Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)

-Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)

-Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения.)

-Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

-Что такое семья?

-А как вы, дети, понимаете слова - счастливая семья? В чём счастье? (  Счастливая семья - это семья, где живут в согласии.)

- Можно ли сказать что детский сад - это тоже семья?

«Моя семья».

Цель:  закреплять знания детей о своей семье (имена, отчества, увлечения, профессии) ;

воспитывать любовь к своим близким.

ХОД:

  - Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

- Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

 -Да, ребята, мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу.

 - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

- Как можно назвать их всех одним словом? (семья)

-Ребята, о ком из членов своей семьи вы хотели бы рассказать ещё?  ( о бабушках, дедушках, папах, братьях и сёстрах. )

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).

 - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …)

Знакомство с профессией библиотекарь.

Цель:   продолжать знакомить с профессией библиотекарь; объяснить значимость и важность данной профессии;

Ход:

-Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

-Любите ли вы читать книги, умеете ли читать?

-Может быть вам читают мама или бабушка?

-Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?

- Ребята, а вы знаете, кто работает в библиотеке и чем он занимается?

(Библиотекарь оказывает помощь в выборе книг, журналов. Все книги стоят на полках и стеллажах, на каждого читателя заполняется читательский билет, куда записываются все книжки, которые люди выбирают домой для чтения).

- Ребята, как вы думаете, чем профессия библиотекаря так важна для нас?

- Правильно ребята, эта профессия помогает всем нам узнавать из разных книг, энциклопедий и журналов много всего интересного, например, какие бывают разные страны, города, люди, животные.

-Какими качествами должен обладать библиотекарь?

-Хотели бы вы стать библиотекарем?

-А  у нас в группе есть  библиотека?

 -Конечно, в нашей небольшой библиотеке  тоже есть очень много книг и журналов, ребята с удовольствием любят там играть!

- Молодцы ребята, Помните всегда, что книги – это наши друзья, берегите их!

Знакомство с профессией библиотекарь

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь; воспитывать в детях любовь к книгам.

Ход:

«Заболела это книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею».

                                              Б.Заходер

- Ребята, посмотрите, как много здесь книг, журналов!

-Как вы думаете, что это за место?

- Почему   люди любят бывать здесь чаще всего? (Это библиотека – дом, где живут книги).

-Ребята, у кого из вас дома есть книги?

-Кто вам их читает?

-А где берёте вы книги?

- Для чего нужны библиотеки?

-Кто выдаёт книги читателям?( библиотекарь).

- Кто такой библиотекарь?

- Где хранятся книги дома?

- Чем отличается книга от газеты и журнала?

- Чем отличается книжный магазин от библиотеки?

- Что такое обложка, переплет, страница (лист)?

-Как называется зал, в котором можно почитать книги? (читальным).

 - Что ещё кроме книг  можно почитать в этом зале ? (журналы  и газеты).

-Кто из вас знает, как называется  зал, в котором выдают книги на дом?

(абонентным).

-Где стоят книги?( на стеллажах).

-В библиотеке книги не покупаются, а берутся во временное пользование. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в

формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.

Знакомство с профессией учитель.

Цель: уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии учителя.

Загадка:                 Мелом пишет и рисует,

                               И с ошибками воюет.

                              Учит думать, размышлять,

                              Как его, ребята, звать?

 - Правильно, это учитель. Кто такой учитель?

-Где работает учитель?

- Кого учит учитель?

- Чему учат  учителя нас? ( читать, писать, считать и  многому другому).

- Кто может стать учителем?

- Каким бывает  учитель?  (строгий, умный, добрый,..)

-Какие предметы необходимы учителю в работе?

Девочки и мальчики.

Цель: Формирование гендерной, семейной принадлежности.

формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек,

Воспитывать желание мальчиков заботливо относиться к девочкам.

Ход:

- А, знаете ли вы, что мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к девочкам? В чём это выражается?

-Как  мальчики должны помогать девочкам в затруднительных положениях.?

-А что должны уметь девочки?

-Что должны уметь мальчики?

-Чем похожи девочки и мальчики?

- Чем различаются девочки и мальчики?

-Кем станут мальчики и девочки когда вырастут?

-Что значит защищать девочек?

-А в какие игры любят играть мальчики, а девочки?

-Какую одежду носят девочки, мальчики?

-Какую обувь носят мальчики?

-А девочки?

-Как должны относиться друг к другу девочки и мальчики?

Беседа о маме.

Цель: воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

Ход:

-Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важнее одно:

Из двух слогов простое слово: “мама”

И нет слов дороже, чем оно.

- Про кого  сказано в стихотворении?

- Почему мы заговорили о маме?  (Приближается праздник “Международный День Матери”).

-А вы маму свою любите? А за что вы ее любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т.д.).

-Значит мама у вас какая? (Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая и т.д.).

-А как ласково можно назвать маму?

-Как вас ласково называет мама?

- Скажите самые хорошие слова о маме.

-Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.)

-Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.)

-Чем вы радуете свою маму?-Чему нас учат наши мамы? 

«Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

 Стекло – гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное.

 Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, лёгкая, тёплая.

  Учить выделять их качества и свойства;

Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Ход:

 Воспитатель раскладывает на отдельном столе предметы из стекла и пластмассы на две группы: с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из пластмассы..

 - Ребята, посмотрите внимательно на предметы на моём столе, что вы видите? (Дети перечисляют - стаканчики, пузырьки, игрушки….и т.д.)

 - Чем ещё они отличаются друг от друга? (С помощью наводящих вопросов воспитатель подводит детей к выводу, что предметы разные по цвету, форме, величине.)

 - (Показывает на предметы, сделанные из стекла) Чем все эти предметы похожи, какой у них общий признак? ( Если дети не догадаются , можно спросить , из какого материала сделаны предметы)

 -Из чего  сделаны все эти предметы?( из стекла).

 -Как называют мастера, который выдувает стекло? ( стеклодув).

Стеклодув – трудная профессия, мужская, и ею может овладеть не каждый мужчина.

 -А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы).

 -Кто знает, как он называется? (Ответы детей)

 -Некоторые из вас правильно назвали материал - это пластмасса.

-О каком свойстве пластмассы мы можем сказать? ( упругий, мягкий).

- А стекло, какой материал? (твёрдый)

 -У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет)

-Значит, какое у них общее свойство? ( Дети пытаются подобрать нужное слово). Стекло и пластмасса – водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает.

 -Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства?

-Проведите рукой сначала по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. -Какое ещё одно одинаковое свойство вы можете выделить у стекла и пластмассы, если по ним провести рукой? (Они гладкие)

 - Положите на одну руку стеклянный предмет, а на другую - пластмассовый, взвесьте их.

-О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее? (Стекло тяжелее пластмассы)

- А сейчас зажмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую пластмассовый.

-Какой предмет холодит руку? (Стеклянный).

-Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать?

- Стекло какое? (Холодное).

-А пластмасса, какой материал? (Тёплый).

-Как вы думаете, если стеклянный предмет упадёт на пол, он может разбиться?

-Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? ( Небьющийся, прочный).

-У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянные предметы, вы видите что-нибудь? (Да)

-А сквозь пластмассовые предметы что-нибудь видно? (Нет )

-Если через предметы видно, значит , он какой? «прозрачный».

-Где используется это свойство стекла?

- Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? Посмотрите вокруг и назовите мне.

 -Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать, какие предметы из этих материалов можно сделать).

«Как встречают Новый год"

Цель: познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов).

Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах.

ХОД

- Ребята, что такое праздник? (люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие).

- Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года. (8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год).

- А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой? (Новый год)

-Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира.

-Что  является основным украшением новогоднего праздника? (ёлка)

И хотя этот праздник проводится по-разному, основным ее украшением во многих странах является  ёлка.

-А кто приходит в гости  к детям на Новый год?

-А почему вы решили, что  Дед Мороз? (Дед Мороз - главный гость на Новогоднем празднике.)

Каждый народ ждет на празднике доброго Дедушку, только имена у него в разных странах разные, не такие как в России. В Испании и Франции  подарки детям приносит ПЭР НОЭЛЬ.

В Америке и Англии  - САНТА-КЛАУС. Дед Мороз подарки развозит на тройке лошадей, запряженные в сани, а Санта-Клаус на санях, запряженные оленем. Перед Новым годом дети пишут письмо Деду Морозу и он по их просьбе приносит подарки.

-Ребята, а где Вы находите свои новогодние подарки? (под елочкой). А Санта- Клаус кладет их в специальный чулок, который дети готовят перед Новогодним праздником (чулок).

-А кто помогает Деду Морозу разносить подарки? Как в России зовут внучку Деда Мороза? (Правильно, Снегурочка).

-А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей).

«От Арктики до Антарктики»

Цель:  Закрепить представления о мире животных и растений, вспомнить их приспособленческие особенности к жизни в различных условиях;

Систематизировать представление о разнообразии природы, климата, растительного и животного Арктики и Антарктики.

Ход:

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые,

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик.

Этот снежный материк.

                       (Антарктида)

- Каким цветом раскрашен этот материк? (Белым.) Почему? (Потому что здесь вечная мерзлота, и снег не тает.)

- Здесь нет растительности. А живут ли на таком материке животные? (Живут.) Какие же животные приспособились к такому суровому, холодному климату? (Пингвины, тюлени.)

- А растения могут расти в Арктике? ( Нет, потому что там нет почвы).

- Какой океан находится на севере? (Северный Ледовитый океан) .

 - Как называется самый северный район нашей страны? (Арктика).

 - Что вы знаете об Арктике? (снега и льды лежат вечно, лето короткое и прохладное, полгода ночь, полгода день – их называют полярные, вечная мерзлота, сильный ветер, айсберги).

 - Здесь так холодно и темно, что кажется, что здесь никто не живет. Так ли это? (нет, здесь живут животные и птицы  Белый медведь, тюлень, морж, полярный заяц, полярная сова).

- Как животные приспособились к суровым условиям? (белая маскировочная окраска, теплая шерсть) .

 - Почему птицы на лето слетаются в эти края.? (находят пищу – мелкая рыбешка, рачки) .

 - Что будет, если белый медведь встретиться с пингвином? (белый медведь живет в Арктике, а пингвин – В Антарктиде, они не могут встретиться) .

 - Как вы думаете, можем ли мы встретить здесь растения?

 - Какими они будут? (Низкими. Это карликовые березы, ивы, мхи и лишайники).

 - Как животные приспосабливаются к жизни в тундре? (Имеют густую шерсть, птицы – пушистое оперение, светлую окраску).

-В тундре летом много птиц. Почему? (много насекомых).

- Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

- Почему эти животные живут в Антарктике? ( питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается тюленями).

«Животные Арктики»

Цель: Знакомство с Арктикой; с особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешнем виде, образе жизни и повадках;

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

- Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия?   (Глобус)

- Наша планета – это огромный - преогромный шар.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

-Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Арктика – это владение белого полярного медведя).

- Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

- Почему эти животные живут в Антарктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается тюленями).

- А растения могут расти в Арктике? (Нет, потому что там нет почвы).

 «Старинный русский обычай – гостеприимство».

Цель: формировать представления детей о старинных русских обычаях, уточнить представления детей о гостеприимстве.

Вопросы к беседе:

-Как вы понимаете  слово «гостеприимство», что оно означает?

-Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете? Попробуйте объяснить ихсмысл.

-Какими были правила поведения за столом у наших предков?

-Почему нельзя было садиться за стол с нечистыми, немытыми руками? Что думали по этому поводу наши предки?

-А у вас гостеприимная семья?

-Когда к вам приходят гости, как встречают их папа с мамой? Как вы ведёте себя с гостями, вежливы ли вы?

-А когда вы приходите к кому-то в гости, как вы должны себя вести? Каковы правила поведения в гостях?

«Старинный русский обычай –  сострадание и взаимопомощь».

Цель: формировать представления детей о старинных русских обычаях, формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Вопросы к беседе:

-Как вы понимаете слово «взаимопомощь»?

-Как и когда возник этот русский обычай – взаимная помощь?

-Как вы думаете, почему человек помогает   другим людям? (Можно предложить детям варианты ответов: имел доброе сердце, был скупым, любил людей, был весёлым, сострадал людям, ему нечем было больше заняться, хотел утешить людей)

-Что такое сострадание?

- Как вы понимаете?

-Делали   ли вы добрые дела чужому человеку или своим близким?

«Россия - Родина моя».

 Цель: обобщить и систематизировать знания детей о России, закрепить названия народов, населяющих РФ, названия народных промыслов,

Ход:

-Как называется страна, в которой мы живём?(Россия)

-Россия для нас – необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

-Как вы думаете, что такое Родина?  

- Как  называют граждан России?  (россияне).

- Какой город является столицей  России (город Москва).

-Кто президент России?

-Как называется наша область?

-В каком районе мы живем?

-В каком городе мы живем?

- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

-Что такое государственный гимн?  (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение).

-Где можно увидеть российский флаг?

-Что изображено на нашем гербе?  (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея).

-А вы знаете нашу национальную русскую игрушку? (матрёшка).

- Назовите главные праздники России.

- Много разных народов живет в России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним, кто живет в России.

-Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте вспомним эти пословицы.

-А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров.

 -Почему мы гордимся Россией?

«Россия – Родина моя!»

Цель:   закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

формировать понятие родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт;   закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

ХОД:

-Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)

-Как называется наша страна? (Россия)

-Россия – наша Родина.  Почему мы зовём её  Отечеством? (Потому что здесь жили наши отцы и деды)

-Почему мы называем её Родиной? (Потому что мы здесь родились)

-Какого цвета флаг  России?

-Какой из городов является столицей нашей Родины? (слайд 4)

-Как называется наш город?

-Как называются жители Когалыма?

-Как называется наш детский сад?

-На какой улице расположен наш детский сад?

-Что  напоминает вам белый цвет? (Снег, ромашки, берёзки, облака).

-А ещё белый цвет символизирует благородство, откровенность.

-А что напоминает синий цвет? (Небо, реки, озера, моря).

 -Это цвет верности, честности, безупречности.

-А с чем можно сравнить красный цвет?  (Цвет тепла, огня, солнца).

-И символизирует этот цвет смелость, мужество, любовь.

-А ещё – белый, красный, и синий это цвета, которые издревле почитались на Руси. -Мы говорим с вами весь белый свет, весна красна, сине море, красна девушка.

 -Нитками этих цветов украшали вышивки, на одежде. Эти цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, о доброте, о скромности.

День защитника Отечества.

Цель: продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.

Ход:

Сегодня – праздник всех отцов,

 Всех сыновей, всех, кто готов

 Свой дом и маму защитить,

 Всех нас от бед отгородить.

- Какой праздник скоро наступит? (День защитника Отечества).

-Когда его отмечают? ( Он отмечается 23 февраля).

-А чей это праздник?

-Кто охраняет нас с вами, нашу землю и нашу страну?

-Кто служит в армии?  (солдаты, моряки, летчики, пограничники).

-Как их называют?  (Защитники Отечества).

-В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

-А кто, назовет рода войск Российской армии?

- Кто из вас знает, кто такие пограничники?

- Что охраняет военно – морской флот?

- Что охраняют военно – воздушные  войска?

-Кто из вас знает, кто такой десант?

- А для чего нужны сухопутные войска?

День защитников Отечества.

 Цель: закрепить знания об армии, о родах войск;

воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины.

 Ход:

Сегодня день особый –

 Для мальчишек и мужчин!

 День защитника Отечества

 Знает каждый гражданин!

-Ребята, кто знает что  за праздник День защитников Отечества?

- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?

(Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов).

- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время? (Солдаты тренируются).

-Как солдаты тренируются?

(Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными).

- Чем отличаются, друг от друга рода войск?

-Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?

-Вы бы хотели служить в армии?

-А кем бы вы хотели служить?

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель:  учить детей поступать хорошо в  разных ситуациях.

Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они  хорошим поступкам.

Ход:

Если бьет дрянной драчун Слабого мальчишку,

Я такого не хочу Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: «Не трожь  тех кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош, загляденье просто!».

-О ком это стихотворение?

-Кто такой драчун?

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Хорошо поступает  второй  мальчик?

 -Кому бывает нужна наша защита, помощь? (Животным, птицам,растениям).

Представьте себе, что вы вышли гулять и увидели птицу со сломанным крылом, (выставляется картинка) как вы поступите?

-Вы идёте по улице и видите сломанное деревце  как вы поступите?

-А часто ли вы, дети, задумываетесь о том «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Давайте попробуем вместе найти ответ.

-Кто скажет что такое хорошо? Плохо?

-Ссоритесь ли вы в группе?

-У вас в группе мальчики дерутся?

- У вас ябеды есть?

-А хорошо ли лазить по чужим кабинкам, брать чужие вещи без спроса, игрушки отбирать?

- Как можно утешить? (если кто-то грустит, плачет).

 - Как можно поблагодарить за добро?

- Чем можно порадовать  друга,близких?)

«Будь всегда вежливым»

Цель:  Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность».

Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к детям говорит:

- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок: Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

2 поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

3 поступок: Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

   

Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

     - Не рой другому яму- сам в нее попадешь.

     - Кто свой гнев одолевает- тот крепче бывает.

     - Добро творить- себя веселить.

     - Друга ищи- а найдешь береги.

- Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Знакомство с мебелью

Цели:  Познакомить детей с этапами производства мебели.

Уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится.

Ход:

-Что мы с вами видим на картинке?

 -Сколько комнат?

 -Как они называются?

 -Чего не хватает, ребята, в этих комнатах?

- Какая нужна мебель?

-Куда поставим эту мебель? Почему?

-Как вы думаете, из чего можно сделать мебель?

-Давайте  рассмотрим  предметы мебели. Что вы можете о ней сказать, из чего она сделана? А почему мебель для детской мебели сделана из поролона?

 -А можно кухонную мебель сделать мягкой? Как вы думаете, из какого материала сделана эта кровать? А почему из дерева, а не из железа?

-Дети, посмотрите, у меня есть веточка. Как вы думаете, можно ли из нее сделать мебель?

-Легко ли  сделать  мебель?

-Как изготовляют плетеную мебель?

-Какую мебель можно сделать из дерева?

-А вы знаете, ребята,  с помощью каких инструментов изготавливают мебель?

-Как вы думаете, мебель должна быть красивой?

- А почему?

 -А можно ли нашу мебель, которой мы обставили кукольный домик назвать красивой? Почему?

«Какие бывают книги»

Цель:  Расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении). Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой

Ход:

- Дети, мы с вами были в детской библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает, необходимые ему для работы.

-Расскажите, у кого дома есть библиотека и какие в ней книги? (Ответы детей.)

-А какую последнюю книгу вы прочитали сами или прочитал вам кто-то из взрослых?

Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги. Взгляните на эти книги. –Для  кого  они сделаны?(Для  самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать).

-А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.

-Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей.

-А вы помните свою первую книжку? А еще бывают книжки-малышки. (Показ книги «малышки».)

-Почему же они «малышки»? (Ответы детей.) Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки».

-Были ли у вас такие?

Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"

- По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи. Расскажите мне, какие вы читали книги : о природе? стихи? сказки? рассказы? (Ответы детей.)

- А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.)

-Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. -Кто из вас знает, что это за книга такая?

- А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)

- Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.)

                                               

«Беседа о весне»

Цель:  Закрепление представлений о весне.

                                                     ХОД  

- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Будьте внимательны.

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит, как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко тепло ласкает

Кто это время года знает?

 - Молодцы ребята, а кто из вас знает загадки о весне?

-Какие приметы весны вы знаете?

 -Ребята, как вы думаете почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

-Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

-Ребята, а что весной происходит с растениями?

-Дети, как по другому можно назвать первые цветы?

-Ребята, как вы думаете, какая весна в марте ранняя или поздняя?

-А как можно определить по деревьям, птицам, земле, что весна ранняя?

-Что происходит с деревьями?

-Расскажите, что происходит с птицами

-Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?

-А какие последними?

-А какое солнце весной?  

-Ребята, а какие стихи вы знаете о весне? Давайте вспомним. (Дети читают стихи)

-О каком времени года говорится  в стихах?

Беседа о весне.

Цель:  Уточнить и углубить представления детей о времени года – весна;

Помочь детям в образной форме осмыслить взаимосвязь между временем года и явлениями природы;

Ход:

Отгадайте загадку:                                                                                                          Зазвенели ручьи,                                                                                                    Прилетели грачи.                

В дом свой – улей – пчела                                                                                      Первый мёд принесла.            

Кто скажет, кто знает,                                                                                                  Когда это бывает?

-Посмотрите внимательно на эту картину.                                                                                    

-Как вы думаете, какое время года изображено на ней?

-Как вы догадались, по каким признакам?

-Какие изменения происходят весной?

-Как одет мальчик?

-Как выглядят деревья, кусты?

-Какие изменения происходят весной?

-Почему?

-Знаете ли вы, как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной?

-Что будет, если исчезнут цветы и растения?

«Беседа о Дне Победы»

Цель: Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.  Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

Ход:

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена.

                                   (Т.Белозёров)

-Что это за праздник? (День Победы).

-А кто знает, что это за победа? Над кем? (Над фашистами).

Правильно дети. Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети.  Закончилась  она 9 мая 1945 года. И  с  тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.        

Но мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле.

-Когда началась война?

-Кто напал на нашу страну?

-Как называлась эта война? Почему?

-Кто победил в этой войне?

-Когда закончилась война?

Знакомство с «Конвенцией о правах ребёнка».

Цель:  Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка»; с правом ребёнка на имя, семью, заботу.  Способствовать развитию вежливости, доброжелательности, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.  Расширять представления детей о своих правах.

Ход:

 - Ребята, скажите, пожалуйста, что такое право? Да, это правила, по которым  люди живут, общаются.

- Для чего нужны правила?

- Для чего надо знать свои права? Как вы думаете? 

Заботясь о детях, взрослые  написали книгу "Конвенция о правах ребёнка".

В ней записано, какие права имеют дети (рассматривают книгу и останавливаются на 1 странице). У каждого человека есть имя. И у вас есть имена.

 - Как вас зовут? Человека можно назвать ласковым именем.

 - Как будут звать вас? Как называют взрослых людей? (по имени и отчеству). Как будут звать вас, когда вы повзрослеете?

 - Ребята, а зачем человеку имя? Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь. В "Конвенции о правах ребёнка" написано, что все дети с рождения имеют право на своё имя.

- Какое  ещё право имеют дети? (право на семью)

- Каких родственников вы видите на карточках?

-Как можно назвать их всех вместе? Семья есть у каждого человека.

-Сколько человек в твоей семье?

- Кто старше, а кто младше? Кто младше всех? Кто маленький, а кто взрослый? Маленькие дети какие? (слабые, беспомощные. беззащитные...) А взрослые какие? (сильные, крепкие, умные...) Как взрослые заботятся о детях? (готовят еду, покупают одежду...) Почему надо помогать малышам? Почему надо заботиться о детях?

 Вот потому, что взрослые сильные, много знают, они Должны заботиться о своих детях, оберегать, защищать их.  В книге "Конвенция о правах ребёнка" записано, что все дети имеют право на семью, на заботу своих родителей.

-С какими правами детей познакомились?

-Где записаны эти права?

-Зачем детям надо знать свои права?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»Цель: закрепить знания детей о домашних животных...

Занятие по познавательному развитию в средней группе. Беседа " Моя малая Родина".

Занятие по познавательному развитию в средней группе. Беседа " Моя малая Родина"....

Картотека игр по познавательному развитию в средней группе

Картотека игр по познавательному развитию в средней группе...

Картотека игр по познавательному развитию для средней группы

Картотека игр по познавательному развитию для средней группы...