Картотека бесед по патриотическому воспитанию в средней группе
картотека (средняя группа)

Пескова Юлия Джафяровна

Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»

Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Умение давать оценку образам художественных произведений.

Методы и приемы:

1.        Спросить, какие произведения читали о хороших людях, которые

помогают друг другу.

Произведения:

Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой».

Михалков С. «Как друзья познаются».

Катаев В. «Цветик–семицветик».

Осеева В. «Просто старушка», «Сыновья».

Чуковский К. «Айболит».

2.        Поручить вспомнить случаи из жизни, когда люди помогали друг

Другу.

3.        Проявление чуткости к эмоциональному и физическому состоянию:

бабушке тяжело нести сумку – надо помочь; мама отдыхает – нельзя шуметь;

малыш упал – надо помочь встать; помочь больному – принести воды,

развлечь.

4.        Ситуация типа «Наши добрые дела»: дети вовлекаются в различные

добрые поступки, связанные с проявлением заботы, внимания, сочувствия.

5.        Антонимы: друг–враг; добрый–злой; хороший–плохой; отзывчивый–

равнодушный.

6.        Фразеологизмы:

«Большое сердце» – задушевный, искренний человек, готовый помочь.

«Протянуть руку помощи» – помогать в трудную минуту, выручать.

«Сердце обросло мхом» – кто–либо стал бездушным, неотзывчивым.

7.        Образование прилагательных:

доброта – добрый

зло – злой

друг – дружный, дружелюбный

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ

«Честность и скромность украшают человека»

«Не одежда красит человека, а поведение»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Обещал, значит выполни»

Цель: на конкретных примерах (героев художественной литературы, поступках окружающих людей) формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. Уметь давать оценку поступкам окружающих людей, уметь использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.

Произведения:

Толстой Л.Н. «Косточка»

Носов Н. «Леденец», «Огурцы»

Осеева В. «Что легче?» «Почему?»

Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое»

1.        «Рассказ о неизвестном герое» – «Честность и скромность украшают

человека»

2.        «Что легче?», «Леденец», «Огурцы», «Косточка» – «Лучше горькая

правда, чем сладкая ложь».

3.        «Двенадцать месяцев» – «Не одежда красит человека, а поведение»

Методы и приемы:

1.        Спросить, какие пословицы и поговорки знают о скромности, в

каких произведениях рассказывается о скромных людях.

2.        Спросить, какие пословицы и поговорки, знают о честности,  о

честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях.

3.        Каких людей больше любят, какие люди приносят больше пользы –

скромные, честные, или лживые, себялюбивые.

4.        Придумать слова с противоположным значением к словам: честный,

правда:

а)        честный – бесчестный, лицемерный, лживый.

б)        правда – ложь, обман

5.         Фразеологизмы.

«Положа руку на сердце» – со всей откровенностью, правдиво. «Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо

 

БЕСЕДА ПО ПОСЛОВИЦЕ

«ПРИ СОЛНШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»

Цель: Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.

Произведения:

Благинина Е. «Посидим в тишине», «Вот какие мамы»

Артюхова Н. «Трудный вечер»

Виеру Г. «Мамин день»

Осеева В. «Сыновья», «Почему»

Ненецкая сказка «Кукушка»

Методы и приемы:

1.        Спросить, с чем и почему сравнивается мама в пословице «При

солнышке тепло, при матери добро».

2.        Какие произведения знают дети, прочитав которые можно сказать

«При солнышке тепло, при матери добро»? .

3.        В каком произведении и почему девочка отказывается от своего

желания побегать, поиграть?

4.        Почему  мама  в  сказке   «Кукушка»  превратилась  в  кукушку  и

улетела; что было самым жестоким в поведении ее сыновей?

5.        В чем выражается доброе отношение к маме у Алеши из рассказа

«Трудный вечер»?

Ситуации:

Маму обрадовало, что я...

Мама печалится, когда...

Мама любит, когда (если)...

Мама отдыхает –

Мама заболела –

и т.д.

Ласковые обороты речи:

Мама – мамочка – мамуля – мамулечка

Фразеологизмы:

«Душа болит» – сильно беспокоиться;

«Золотые руки» – все умеет делать;

«Брать под свое крылышко» – окружать вниманием, заботой.

Пословица:

«Родителям воздай почет — твой сын тебе его вернет».

 

БЕСЕДА О ВЕЖЛИВОСТИ

Цель:

Воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, закрепить навыки вежливости. Формирование способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев произведений.

Произведения:

Осеева В. «Просто старушка», «Волшебное слово», «Сыновья», «Хорошее».

Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев».

Методы и приемы:

1.        Спросить, кого называют вежливыми.

2.        Привести     примеры    вежливых     поступков    из     прочитанных

произведений.

3.        За какие качества называют человека «вежливым»?

4.        Предложить  для  упражнений   несколько   ситуаций:   «В   комнату

вошел гость», «На улице встретился знакомый», «Наши добрые

дела» и т.д.

5.        Использование в обращении к близким ласковых оборотов речи:

Мама – мамочка – мамуля

Папа – папочка – папуля

Бабушка – бабуля – бабулечка

Дедушка – дедуля – дедулечка

Сестра – сестренка — сестричка

Брат – братик – братишка

Друг – дружок – дружочек

Антонимы:

Вежливый – грубый

Фразеологизмы:

«Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо;

«Ради бога» – пожалуйста, очень прошу.

Составление предложений со словом «вежливый» Значение пословицы:

«За одного вежливого двух невежливых дают, да и то не берут»

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ «БУДЬ СМЕЛЫМ»

Цель:

Активизировать мышление, умение решать конкретную задачу, критически относиться к поступкам окружающих, умение отличать и правильно называть смелые поступки. Учить отличать смелые поступки от трусливых, сравнивать их. Учить детей делать обобщения.

Произведения:

Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Толстой Л.Н. «Два товарища»

Чуковский К. «Муха–Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»

Михалков С. «Три товарища»

Методы и приемы:

1.        Вспомнить и рассказать, какие произведения читали дома и в детском саду о смелых людях.

2.        Назвать смелые поступки, сравнить их с трусливыми.

3.        Какую пользу приносят смелые люди: плавают на подводных лодках, строят высотные дома, летают в космос, защищают Родину. Трусливых не любят, не уважают, сними дружить неприятно.

4.        Поручить назвать смелых, кого знают дети.

5.        Придумать слова с противоположным значением к слову «смелый»: несмелый, робкий, трус, трусливый.

6.         Фразеологизмы:

«Стоять грудью» – стойко защищать кого–либо или что–либо.

«Рыцарь без страха и упрека» – смелый, великодушный человек.

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ «Россия – моя Родина»

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Содержание беседы:

Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.

Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

 БЕСЕДА НА ТЕМУ «Наша древняя столица»

Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Содержание беседы:

Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.

 БЕСЕДА НА ТЕМУ «Знакомство с флагом России»

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

Содержание беседы:

Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?

В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.

Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)

Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный).

  • О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.
  • А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.
  • А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.

Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.

Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «Орле преславный»

Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был, и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.

Содержание беседы:

В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века).

На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле.

В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года.

После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом , на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце –как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик.

В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по патриотическому воспитанию для средней группы.

Эти игры интересны для детей. Они развивают познавательный интерес, воспитывают патриотические чувства....

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Цель: продолжать знакомить детей с Краснодарским краем....

Беседа по патриотическому воспитанию в средней группе

Чувство Родины начинается, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и то вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...

Картотека бесед по нравственному воспитанию в средней группе

В данной картотеке собраны беседы по нравственному воспитанию, беседы распределены по темам и месяцам....

Картотека игр по патриотическому воспитанию в средней группе

Целью работы по данной теме является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан своей страны, патриотов своего Отечества....

Картотека бесед по патриотическому воспитанию для среднего дошкольного возраста (региональный компонент)

темы: 26.«Живи и здравствуй милая станица»27. «Моя Родина»28. Беседа  " День  Победы"29. «Моя Родина — Россия, краснодарский край&raq...

Картотека бесед по патриотическому воспитанию в средней группе

Картотека бесед по патриотическому воспитанию в средней группе...