Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с трудовым процессом на примере труда работников швейной промышленности»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
На занятии дети в игровой форме познакомятся с пятью компонентами трудового процесса, познакомятся с профессиями людей, занятыми в швейной промышленности, узнают о роли современной техники в трудовом процессе и связи различных отраслей промышленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_trudovym_protsessom_na_primere_truda_rabotnikov_shveynoy_promyshlennosti.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Скотникова Татьяна Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №44
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с трудовым процессом на примере труда работников швейной промышленности»
Цель: познакомить детей с компонентами трудового процесса: цель и мотив; материал; инструменты; трудовые действия; результат.
Задачи:
1.Уточнить первоначальные знания о труде швеи; дать обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном и разных производствах (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; ткачи и машиностроители)
2.Показать детям роль машин, современной техники в трудовой деятельности взрослых (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда человека)
3.Активизировать словарь детей за счет слов: модельер, закрощик, швея, ткачиха, машиностроитель, швейная машинка, выкройка, лекало, материал, замысел, трудовые действия, результат и др.
4.Уточнить правила техники безопасности при работе ножницами и иголкой
5. Показать детям общественную значимость и важность труда людей различных профессий.
Наглядный материал:
1.Модель трудового процесса
2.Игра «Профессии»
3.Материал: различная ткань, бумага, дерево.
4.Инструменты: иголка с ниткой, ножницы, молоток, дрель, кисть, отвертка, кисть и др.
5.Картинки: «Швея», «Ткачиха»
6.Пять игрушек-зверюшек
7.Кружки красного и черного цвета.
8.Ткань и лекала для игры «Закройщики»
Ход занятия | Воспитатель | Дети |
1 часть 2 часть 3 часть Заключение Рефлексия | Игрушки-зверюшки сидят на ковре Воспитатель: -Дети, посмотрите, кто сидит на ковре? -Они, явно, что-то обсуждают…Вам интересно, о чем они говорят? А как мы можем это узнать? - Воспитатель: Здравствуйте, зверюшки! Что вы обсуждаете? Зайчик: -Мы думаем о том, что нам подарить Красной Шапочке на День рождения Воспитатель: -Когда у нее День рождения? Зайчик: -В это воскресенье. Воспитатель: -Как жаль, что мы не сможем вместе с вами отпраздновать День рождения Красной Шапочки, так как в субботу и воскресенье мы не приходим в детский сад. -Ребята, но мы же можем передать со зверюшками наш подарок для Красной Шапочки. Что мы можем подарить? -Кто скажет, какое сейчас время года? -Вспомните, что подарила бабушка Красной Шапочке на День рождения? -Совершенно верно, но шапочка, подаренная бабушкой, тоненькая…. -Как вы считаете, можно ли в тоненькой шапочке гулять зимой? Почему? -Так, может быть, чтобы у Красной Шапочки не замерзли ушки, мы подарим ей…. -Где мы можем взять теплую шапочку? -Как вы отнесетесь к предложению сшить теплую шапочку? Выставляю модель «Замысел» -Что нам для этого нужно? Из чего мы будем шить? Выставляю модель «Материал» -Чем мы будем шить? Какие инструменты нам понадобятся? Выставляю модель «Инструменты» -Вот мы уже решили, какую будем шить шапочку. Подобрали материал, инструменты. Что же еще нужно сделать? -Верно, нужно выполнить определенные трудовые действия. Выставляю модель «Трудовые действия» -Теперь можно приступать к работе? -Кто может напомнить, как правильно и безопасно работать ножницами и иголкой? -Теперь точно можно приступать к шитью шапочки. Воспитатель шьет и комментирует свои действия. -Получилась у нас такая шапочка, как мы задумали? -Как вы думаете, почему у нас получилась шапочка? -Повторите, пожалуйста, какие условия мы выполнили? -Кто из вас знает, как называется профессия людей, которые шьют? -Я шила руками, а на чем еще мржно шить? -Для чего люди придумали швейные машины? -Кто из вас видел швейные машины? -Какие бывают швейные машины? -Швейные машины быают с ручным приводом (показываю картинку). -Почему они так называются? -В движение машина приходит, когда швея крутит это колесо при помощи ручки. -Швейные машины с ножным приводом (показываю картинку). Она начинает работать, когда швея нажимает попеременно ногами на педаль. -Швейные машины с электрическим приводом (показываю картинку) приходят в действие, когда швея плавно нажимает на электрическую педаль. -Как вы считаете, на каких машинах шить быстрее? -У кого дома есть швейная машинка? -Кто на ней шьет и для кого? -В нашем городе есть пошивочные ателье и швейные фабрики. На одних фабриках шьют одежду для мужчин, на других для женщин, на третьих для детей. -Подскажите, какую одежду шьют на фабриках? -Совершенно верно, на фабриках шьют одежду, необходимую всем людям. -Кто из вас знает, с чего начинают шить одежду? -Вначале модельер придумывет модель, то есть то, какую вещь он хотел бы сшить. Модельер рисует, например, платье, определяет, какой длины будет платье, каким будет рукав: длинным или коротким, будут на платье пуговицы или молния, какой будет воротник и так далее. И, конечно же, подбирает ткань для данного платья. - Вот модельер все придумал, можно шить? -Теперь приступает к работе закройщик. Он делает на бумаге выкройку платья, то есть выкройку отдельных деталей, из которых будут шить платье. -Выкройки каких деталей платья сделает закройщик? -Затем детали выкройки из бумаги прикладывают на ткань, причем так, чтобы экономно расходывать материал, обводит мелом детали на ткани и вырезает их. Как вы думаете, чем? -Нет, не ножницами, а специальным электрическим ножом, т.к. вырезают не одну деталь, а сразу много. Почему? -Действительно, на фабрике шьют много платьев или другой одежды одной модели. -Предлагаю вам попробовать разложить лекала (выкройки) на ткани. Игра «Закройщики» -Посмотрим, кто сумел разместить все лекала на ткани -После того, как закройщик раскроил детали, их относят в швейный цех, где работают кто…? -Правильно, швеи. -На каких машинах работают швеи? -Помимо швейных машин, на фабриках есть специальные машины, которые пришивают пуговицы, другие машины – делают петли, третьи – обметывают края ткани. -Посмотрите, на своей одежде, обработаны ли края? -Для чего нужно обработать края ткани? - Верно, для того, чтобы сшитое изделие было аккуратным и прослужило дольше. -Итак, кто же работает на швейной фабрике и что они делают? -Для чего нужны люди этих профессий? -Откуда швейники берут ткань? -Кто швейникам поставляет машины? -Ткань делают ткачи, а машины делают машиностроители. -Могли бы швейники обойтись без ткачей, машиностроителей? Почему? -А ткачи и машиностроители могут обойтись без швейников? Почему? Физкультминутка «Игра в профессии» Если хочешь стать маляром – делай так, (красят кистью) Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке) Если будешь ты водитель – делай так (вращают руль) Если будешь ты сапожник – делай так (топают ногами) Если будешь ты столяр – делай так (хлопают руками) Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают) Хватит в «профессии» играть, Пора занятие продолжать. Лис: - Я тоже хочу сделать подарок. Возьму досочку, молоточек и постучу. Лис: - Ой, а у меня ничего не получилось. Почему? -Дети, объясните Лисенку, почему у него ничего не получилось? Заполним лесенку: Цель: черный кружок Материал: красный кружок Инструмент: красный кружок Действия: красный кружок Результат: черный кружок Зайка: - А я сделаю передничек -Возьму вот эту красивую тонкую бумажку -Возьму ножницы и иголку с ниткой - Буду шить - Почему не получился передничек? Мишка: - Я сделаю стул -Возьму кубик и дощечку -Возьму иголку с ниткой -Буду шить -Ой! Ничего не получилось…Почему? Жираф: - А я буду рисовать картину. - Возьму бумагу и краски - Возьму кисточку -Всё! -Ой! А почему ничего не получилось? Слон: - Я буду печь блины -Возьму муку, молоко, яйца, сахар, соль, масло. - Возьму сковороду, миску, венчик, поварешку, лопатку -Замешу тесто и буду печь на плите блины -Молодец, слоненок, ты выполнил все правильно. На твоей лесенке только красные кружки, поэтому, и результат получился. -Итак, вспомните, что нужно для того, чтобы что-то сделать и получился результат? -До свидания, зверята, не забудьте передать наши поздравления и подарок для Красной Шапочки. - Посмотрите, кто это там? -Что ты делаешь, Незнайка? Незнайка: - Никак не могу понять людям каких профессий нужны эти инструменты? -Не преживай, Незнайка, мы тебе поможем. -Предлагаю разделиться на группы и помочь Незнайке. -Помогли мы тебе Незнайка? -Для чего нужны профессии? -Как вы считаете, какая профессия самая важная и нужная? -Все профессии нужны, Все профессии важны! -Как нужно относиться к результатам труда? -Что помогает людям сделать результат труда более качественным? -Облегчает труд? -Ускоряет трудовой процесс? -Кем вы хотите стать, когда вырастите? -Что нового вы сегодня узнали на занятии? -Что вам понравилось? -Что вы хотели бы еще узнать? | Ответы детей Дети предлагают свои варианты ответов -Зима -Красную шапочку -Нет, можно замерзнуть, простудиться…… -Теплую шапочку -Купить, связать, др.варианты ответов Вероятно, соглашаютя -Ткань Дети выбирают материал (ткань) Дети выбирают инструменты -Сшить -Да -Ответы детей -Да -Выполнили все условия -Задумали (ставим красный кружок) -Выбрали материал (красный кружок) -Выбрали инструменты (красный кружок) -Выполнили все необходимые трудовые действия (красный кружок) -И, значит, получили результат (красный кружок) -Швеи -На швейой машинке -Чтобы шить быстрее, аккуратнее… Дети высказывают свои предположения -Зимнюю, летнюю, домашнюю, спортивную….. Дети высказывают свои предположения Дискуссия …. Дети высказывают свои предположения -Ножницами… -Шьют много платьев Дети раскладывают лекала на ткани в парах Дети оценивают свою работу и других детей -Швеи -На швейных Дети высказывают свои предположния Дети выполняют движения - Не задумал, что будет делать… Заполняют лесенку: Цель: красный кружок Материал: черный кружок Инструмент: красный кружок Действия: красный кружок Результат: черный кружок -Не правильно выбран материал Заполняют лесенку: Цель: красный кружок Материал: красный кружок Инструмент: черный кружок Действия: красный кружок Результат: черный кружок -Не правильно выбраны инструменты Заполняют лесенку: Цель: красный кружок Материал: красный кружок Инструмент: красный кружок Действия: черный кружок Результат: черный кружок -Не выполнил действия Заполняют лесенку: Цель: красный кружок Материал: красный кружок Инструмент: красный кружок Действия: красный кружок Результат: красный кружок -Задумать, правильно выбрать материал, инструменты и выполнить действия, тогда получится то, что задумали. -Незнайка Игра «Профессии» Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок»Знакомство со сказкой "Колосок" с использованием фрагментов драмматизации....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с писателем П. П. Бажов и его произведением «Серебряное копытце»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство детей с писателем П. П. Бажов и его произведением «Серебряное копытце»Тема занятия: познакомиться с...
План конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство. Королевство шашек»
Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре.Задачи: Познакомить с игрой в шашки. Понятиями: шашечная доска, шашки. Познакомить с расстановкой ш...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»
Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям...
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Гимном России»
В настоящее время очень важна роль патриотического воспитания и начинать его нужно с дошкольного возраста! Прежде всего стоит познакомить ребят с той страной, в которой они живут, показать видеоряд ил...
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство детей с русско-народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»...