среднесрочный прект: ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ И ИХ СВОЙСТВАМИ
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ И ИХ СВОЙСТВАМИ
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Сроки реализации: с 15 октября 2018 г. по 21 декабря 2019г. (среднесрочный).
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Цель проекта: развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении;
- развивать навыки экспериментирования, любознательность, наблюдательность;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с объектами неживой природы.
Ожидаемый результат:
- формирование представлений детей об объектах неживой природы: песок, воздух и вода;
- формирование познавательного интереса к опытам, играм, экспериментам;
- обогащение словарного запаса;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
1 Этап: Подготовительный.
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме: «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы: песок, воздух и вода…».
2. Пополнение уголка по опытно – экспериментальной деятельности.
3. Подготовить информацию для родителей по темам:
- анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
- памятка для родителей: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в саду»
2 Этап: Реализация проекта.
1. Привлечение родителей:
- к пополнению уголка по опытно – экспериментальной деятельности.
- к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.
2 .Работа с детьми.
В опытно – экспериментальной деятельности, дети с удовольствием познают окружающий мир, задают много вопросов, находят ответы, получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. В своем проекте я проводила опыты, игры и эксперименты с песком, воздухом и водой.
3 Этап: Контрольный этап .
Цель контрольного этапа эксперимента: проверка эффективности предложенного комплекса игр по экспериментированию с объектами неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста.
Задача контрольного этапа эксперимента: выявить знания о неживой природе детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
1.Уровень знаний детей младшего дошкольного возраста о свойствах объектов неживой природы
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
Целью нашего исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода познания при ознакомлении с неживой природой.
В исследовании приняли участие 24 человек (13 мальчиков и 11 девочек) в возрасте 3-4 года.
Диагностика знаний детей о неживой природе осуществлялась по четырем разделам:
- Вода,
- Солнце
- Камни, песок, глина
- Почва
В разделе «Вода» мы выявляли знания детей:
- Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)
- Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море)
- Знают ли дети, для чего мы ее используем?
- Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)
- Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)
- Знают ли дети, что растет в воде?
- Знают ли дети, кто живет в воде?
- Кому нужна вода?
- Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики: Беседы с детьми по картинкам, см. Приложение 1); рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); опыты с водой (рассматривание рисунков, фотографий водоемов и водных растений, иллюстраций с изображением кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.
Высокий уровень. У ребенка сформированы достаточные знания о воде, ее свойствах и состояниях. Осознает ее роль в жизни человека, растений, животных. Проявляет поисково-познавательную активность при проведении опытов с водой.
Средний уровень. Ребенок знает, что такое вода, для чего ее использую, но о ее свойствах и различных состояниях рассказывает с помощью взрослого. С интересом участвует в проведении опытов с водой.
Низкий уровень. Ребенок знает, что такое вода, для чего и где ее используют, он недостаточно знает о ее свойствах и различных состояниях. В проведении опытов малоактивен.
В разделе «Солнце» проверялись знания детей:
- Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда.)
- Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи.)
- Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
- Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные.)
- Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
- Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
- Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
- Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Методика диагностики: Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День-ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условия холода и жары.
Высокий уровень. У ребенка сформированы достаточные знания о солнце, как источнике света и тепла, солнечной системы, сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Осознает его роль в жизни человека, растений, животных. Моделирует связь между живой и неживой природой. На вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.
Средний уровень. Ребенок, что такое солнце, владеет знаниями о сезонных изменениях в природе. Устанавливает некоторые частные и общие связи между живой и неживой природой. На вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень. Ребенок знает, что такое солнце – источник света и тепла, от которого зависят жизненные процессы человека, животных и растений. Рассказывает о сезонных изменениях в природе с помощью наводящих вопросов взрослого.
Раздел» Камни, песок, глина» направлен на изучение знаний детей:
- Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)
- Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)
- Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?
- Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)
- Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
- Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?
Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.
Высокий уровень. У ребенка сформированы знания о свойствах песка и глины, камней, об использовании природных материалов в жизни и быту человека.
Средний уровень. Ребенок знает некоторые свойства песка, глины, камней, может привести пример их использования в жизни и быту. На вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень. Ребенок знает, как человек использует камни, песок, глину, рассказать об их свойствах затрудняется.
Раздел «Почва» изучает знания детей в области:
- Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)
- Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
- Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
- Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
- Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?
Методика диагностики: Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.
Высокий уровень. У ребенка сформированы знания о почве и ее значении для жизни растений; об использовании ее человеком. Сформировано бережное отношение к почве и ее жителям.
Средний уровень. Ребенок знает, что такое почва и каково ее значение для жизни растений. Имеет представление о бережном отношении к почве и ее жителям.
Низкий уровень. Ребенок знает, что такое почва и для чего она нужна. На вопросы отвечает, но объяснить свои ответы не может.
На основании результатов исследования по всем разделам, мы вывели общий уровень каждого ребенка. В итоге мы получили
Высокий уровень 1 ребенок. Дети знают основные понятие и их свойства. Самостоятельно планируют предстоящую экспериментальную деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Делают выводы.
Средний уровень 8 детей. В большинстве случаев дети проявляют активный интерес. Знают основные понятия «вода, почва….». Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат.
Низкий уровень 15 детей. Знают основные понятия, но не могут объяснить их свойства. Включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.
Это свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по экспериментированию у детей дошкольного возраста. Поэтому мы разработали комплекс занятий с использованием экспериментирования с объектами неживой природой для детей младшего дошкольного возраста.
2. Комплекс игр - экспериментов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудована зона экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных игр.
Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.
1 раздел : Экспериментирование с песком.
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Песочный конус»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.
Эксперимент 3. «Волшебный материал»
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Эксперимент 4. «Где вода?»
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.
2 раздел : Экспериментирование с воздухом.
Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку,; надувают воздушный шарик и т.д.).
Эксперимент 2. «Реактивный шарик»
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Эксперимент 3. «Подводная лодка»
Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.
Эксперимент 4. «Свеча в банке»
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и неё задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно – развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр – экспериментов. Необходимо сделать подбор игр – экспериментов, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Основные вопросы, намеченные для проработки – подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию.
В ходе работы выявилось, что в методической литературе очень мало материала в помощь педагогу для организации и проведения элементарной исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте. Возникла необходимость в проработке имеющейся литературы, в частности О. Дыбина «Неизведанное рядом», Т. Воинский «Ребёнок, который ведёт за руку учителя», Л. Дерягина «Пускаем кораблики», Е. Янушко «Будь, что будет» и другого материала, его переработке и составлении перспективного планирования исследовательско-экспериментальной деятельности младших дошкольников. Были разработаны карточки – конспекты игр - экспериментов с использованием художественного слова и соответственно составлена картотека. Была организованна предметно развивающая среда «Зоны экспериментирования», подобранны материалы для игр – экспериментов.
Подводя итоги своим наблюдениям за деятельностью детей, использование художественного слова считаю верным и оправданным. Считаю, что играя, слушая сказку, стихотворение маленький ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент. Младшие дошкольники очень робко делают свои первые предположения (гипотезы), затем всё больше детей откликаются, предположения становятся смелее, т. к. дети постоянно ощущают поддержку педагога. Правильных и неправильных высказываний нет. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности. Дети сами находили и узнавали истину, ведь в эксперименте участвовали они тоже сами (можно было смешать краски, бросить льдинку в воду, взбить пенный замок). Выводы даются нам ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем мы все вместе повторяем, что же предполагали и, что получилось.
К проведению игр – экспериментов привлекаются родители. Было предложено провести родителям с детьми дома опыт «Тает льдинка». Хотелось, чтобы дети поделились с мамой и папой своими новыми открытиями. В помощь родителям предлагается консультация «Вместе интересно». Прочитав её, родители могли узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе и как полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. В консультации «Приглашение к игре» мамы и папы узнают, какие игры можно подобрать для совместных занятий дома со своим ребёнком для развития внимания, мышления, исследовательских навыков.
Перспективное планирование
по экспериментированию в младшей группе
| Занятия | Игры - эксперименты | Дидактические игры |
Тема: Рассматривание картины «Играем с песком» Е. Батурина | Тема: «Солнечный зайчик»
Тема: «Что в коробке» | Тема: «Вылепим куличики» | |
| Тема: «Кто живёт в воде» Тема: «Пейте куклы вкусный сок» |
| |
| Тема: «Сказка о том как радуга в воде купалась» Тема: «Рисовальнички» |
| |
Тема: «Знакомство со свойствами и качествами ткани и бумаги» | Тема: «Времена года»
Тема: «Тает льдинка» | Тема: «Магазин» | |
| Тема: «Считалочка - купалочка» Тема: «Как вода гулять отправилась» |
| |
Тема: «Волшебное мыло и мыльные пузыри» | Тема: «Мыльные пузырьки» Тема: « Кто разбудил китёнка» |
| |
Тема: «Знакомства со свойствами дерева и резины» | Тема: «Рыбалка»
Тема: «Водопад» | Тема: «Лото-игрушки» | |
Занятия с детьми и родителями. | Тема: «Ветка в вазе»
Тема: «Сказка о камешке» | Тема: «Что лишнее» | |
| Тема: «Ветер и кораблики» Тема: « Пенный замок» |
|
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
3 .Анализ результатов исследования
Цель контрольного этапа эксперимента: проверка эффективности предложенного комплекса игр по экспериментированию с объектами неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста.
Задача контрольного этапа эксперимента: выявить знания о неживой природе детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы. На данном этапе эксперимента использовался тот же материал, что и на констатирующем этапе с другими заданиями.
По результатам диагностики уровней знания о неживой природе были распределены по уровням .
Высокий уровень 2 ребенок. Дети знают основные понятие и их свойства. Самостоятельно планируют предстоящую экспериментальную деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Делают выводы.
Средний уровень 10 детей. В большинстве случаев дети проявляют активный интерес. Знают основные понятия «вода, почва….». Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат.
Низкий уровень 12 детей. Знают основные понятия, но не могут объяснить их свойства. Включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Из представленных данных можно констатировать тот факт, что в группе произошли значительные изменения. В группе увеличилось количество детей с высоким уровнем на 1-го ребенка, со средним уровнем детей стало 10, с низким уровнем уменьшилось на трое ребенка и того 12.
На основании проведённой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование детского экспериментирования является эффективным и необходимым для развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования как метода познания оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Таким образом, предложенные нами эксперименты доказали свою эффективность, что привело к повышению уровня познания младших дошкольников.
Выводы
Констатирующий этап исследования показал, что уровеﹶнь познания у большинства детей неﹶдостаточно высок.
Неﹶдостатки, которыеﹶ обнаружились в познании детй младшего дошкольного возраста, относятся, преﹶждеﹶ всеﹶго, не достаточное умение анализировать предметы окружающего мира, воспринимать и понимать объекты неживой природы.
Реﹶзультаты итоговых среﹶзов по выявлеﹶнию уровня познания детей свидеﹶтеﹶльствуют о положитеﹶльном влиянии предложенного нами комплекса экспериментов.
Анализ реﹶзультатов контрольного этапа экспеﹶримента показал, что уровеﹶнь познания детей значитеﹶльно повысился. Отмечаются положительные изменения по показателям.
Преﹶдложеﹶнные нами картотека игр-экспериментов, могут быть реﹶкомеﹶндованы воспитателям для использования в практике..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного экспериментального исследования послужили основой для следующих выводов.
Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.
1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они начали различать неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края.
2. Ребята стали бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У них сформировалось стремление к исследованию объектов неживой природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети стали уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнали значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята исследовали землю, песок и их свойства.
8. Ребята научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
9. Многие дети научились проводить простейшие опыты, исследования объектов неживой природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
10. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами неживой природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.
Таким образом, подводя итог можно отмеﹶтить, что цеﹶль нашеﹶй работы достигнута, задачи реﹶшеﹶны полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с блоками Дьенеша
В материале представлен перспективный план игр с блоками Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста и конспекты игр- путешествий....
Презентация занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы
Дети знакомятся с характерными особенностями осени через разнообразные игровые ситуации. Используется авторский литературный текст, помогающий детям воспринимать изменения, происходящие в ...
Перспективный план работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с блоками Дьенеша
Перспективный план работы с блоками Дьенеша...
Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой
Актуальность данного вопроса обусловило выбор данной работы: «Получение представлений окружающей природы как фактор сенсорного развития детей дошкольного возраста»....
"Чудеса или наука. Снег и лёд". Опытно-экспериментальная деятельность в группе детей младшего дошкольного возраста. Картотека опытов и экспериментов.
Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения исследований и опытов со снегом и льдом. Благодаря и...
Выпускная работа «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой в процессе наблюдения»
laquo;Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой в процессе наблюдения»...