"Капелька волшебница"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Трошкова Юлия Сергеевна

Конспект по экспериментальной деятельности во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад  №2 «Рябинушка»

ЗМР РТ

Конспект ОД по экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

«Капелька – волшебница»

подготовила

Воспитатель Трошкова Юлия Сергеевна

Зеленодольск

2020

Цель: пробудить интерес у детей к исследовательской деятельности (знакомство со свойствами воды); дать представление о том, где встречается вода, о пользе воды в быту и природе, дать представление о трёх состояниях воды; вызывать эмоциональный отклик.

Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребёнка, пуговицы, краска – гуашь, кисточки на каждого ребёнка, фартуки на каждого, сахарный песок в блюдце, чайная ложка, кипячёная вода – холодная в кувшине, стаканчики на каждого ребёнка для пробы, аудиозапись со звуками журчащей воды, капелька-волшебница игрушка мягкая, смайлики – капельки.

Ход:

 В. -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! Мы ладошку в ладошку сложили, и друг другу дружить предложили. Будем вместе дружить и играть, чтобы умными, добрыми стать. А вы любите, когда к нам приходят гости?

Д. -Да.

 В. –Ребята,  кто же к нам  сегодня придёт  в гости?

Дети закройте глаза  и послушайте внимательно. Вы что-то сейчас услышите. ( включаю аудиозапись – журчание воды )

-Ребята, открывайте глаза, что  вы услышали? (журчание воды). 

 В: Вы заметили, какой голос у воды. Что вода делает?(  Капает, журчит, плещется, льется.) Сегодня к нам в гости пришла капелька волшебница.  Слайд

А вы знаете, что такое капелька? Это частица воды. Вся вода состоит из таких маленьких капелек. Слайд  Но капелька пришла не просто так, она хочет с вами поиграть и  узнать, знаете ли вы, для чего нужна вода ?

 Дети: Люди пьют воду;

— варят еду;

— моют грязные фрукты и овощи;

— каждый день моют руки и лицо;

— поливают растения, чтобы не засохли;

— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

 Правильно, ребята, вода нам нужна для того, чтобы пить, варить, умываться, стирать. - А вы и стирать умеете?

 Д. -Да, мы помогаем стирать маме.

 В. Покажите волшебнице-Воде, как вы помогаете стирать?

 -Пальчиковая гимнастика –«Стирка».

Буду маме помогать,

Буду сам бельё стирать:

(трём кулачками друг о друга)

Мылом мылю я носки,

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки,

(трём кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево )

И повешу на верёвку.

(поднять руки вверх, кисти согнуть)

В. -Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.  

А сейчас капелька хочет с вами поиграть в игру «Где живёт вода». Берите капельки и раскладывайте там, где живёт вода ( дети раскладывают и рассказывают, почему положили).

 Молодцы! Да, вода  может превращаться в дождь, росу, лёд и снег.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт:                         Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                      Недоумённо разводят руками в

Кап, кап?                                                стороны

Не поймем ни я, ни ты,                      Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы,                      Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва,                             Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава…                               Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно:                Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно.                     Совершают змеевидные движения.

Капелька волшебница предлагает сегодня немножко поэкспериментировать попутешествовать в страну знаний. Одевайте фартуки и подойдите ко мне к столу. 

1 эксперимент  «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)  Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Эксперимент 3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

4эксперимент: Дети, пройдите к столам и посмотрите внимательно каждый в свой стаканчик и скажите, какая вода по цвету? (ответы детей). Ребята, вода прозрачная, бросьте пуговичку в свой стаканчик  (выполняют). Пуговицу видно? (ответы детей) Если пуговицы видно, то вода какая? (прозрачная – хоровое и индивид проговаривание). А вы знаете, ребята, что воду можно сделать цветной! Посмотрите, если я добавлю в свой стаканчик красной краски (проделываю), то получаю воду красного цвета. Вода окрасилась, стала цветной. А сейчас вы добавьте краску, что получилось (спрашиваю каждого). Дети,  а пуговицы видно? (нет) А почему? (вода окрасилась в красный цвет). Вода ребята, стала непрозрачной, сквозь неё ничего не видно. 

Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».

На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.

Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети: Горячий.

Воспитатель: Какая в нем вода?

Дети: Горячая.

Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Можно обжечься.

Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая) 

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя. Физ. минутка

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы. Вы уже знали, где живет вода, а теперь знаете, какая вода бывает – чистая и грязная. Какую воду нельзя пить, ею нельзя мыть руки, поливать цветы, в ней нельзя жить рыбкам?

Дети: В грязной.

Воспитатель: Правильно. Человеку, животным и растениям нужна только чистая вода. И мы с вами должны воду беречь, не загрязнять ее, не пачкать. Но вода в кране не совсем чистая. Мы своими глазами просто не можем увидеть, что находится в такой воде. Для этого нужен специальный прибор микроскоп. Мы чуть-чуть подрастем и обязательно познакомимся с этим прибором. А сейчас я вам хочу сказать, что воду из-под крана ни в коем случае пить нельзя, потому что в ней есть микробы. Если выпить такую воду, то…

Дети продолжают фразу воспитателя – заболит живот и т. д.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами должны пить воду кипяченную. Для этого вода наливается в чайник, чайник разогревается на плите, вода кипит, а после того, как она остынет, мы можем ее пить. И мы с вами пьем только кипяченную воду. Правильно?

Дети: отвечают на вопрос.

Д

 В. - Ребята, что вы узнали обо мне сегодня интересного?

 Д. Ответы детей (вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может превращаться в лёд, снег, пар, дождь, росу. может окрашиваться в разные цвета, вода льётся, она жидкая) .

Воспитатель:

Всем нужна водичка:

И рыбке и птичке

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам и тигрятам,

Даже маленьким ребятам.

Везде и всегда помогает нам вода!

Вместе с детьми: Давайте же, мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, корыте, в лахане,  в реке, в ручейке, в океане ,и в ванне, и в бане: всегда и везде, вечная слава воде!!!

Р-к          Вода нам помогает жить,

 Мы очень любим воду пить!

 Еще мы - умываемся!

 И в ванночках плескаемся!

 А летом - весело в реке!

 В лесу - в журчащем роднике!

 И в теплом, теплом море -

 Купаться на просторе!

 Вода нас закаляет,

 От грязи отмывает!

 С водой мы любим поиграть!

 Игрушки любим мы купать!

Вот и закончилось наше путешествие с капелькой. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Капелька хочет подарить вам подарки – смайлики на память (дарю)


Список использованной литературы

  1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. – М.: Сфера, 2007. – 204 с.
  2. Бондаренко Т.М. Комплекс занятий в младшей группе д/с. 2006.
  3. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром – М.: 2011.
  4. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. – М.: 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию"Капелька-волшебница"(средняя группа)

Воспитание бережного отношения к воде,обогащать и уточнять знания о воде,о свойстве,значении в природе,для растений ,животных,развивать любознательность,мышление у детей путем опытов и экспериментов,в...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Конспект "Капелька-Волшебница"

Формирование представлений детей о важности воды для всего живого....

Аттестация. Материал к видео занятию "Капелька-волшебница"

Информационная картаПлан НОДРефлексивный отчет...

"Капелька-волшебница"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД  № 22 СТАНИЦЫ КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Конспект занятия в средней группе «Капитошка - капелька волшебница»

Цель: воспитывать интерес к экспериментированию. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие. По...

Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода

Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...