Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гренадер Татьяна Николаевна

Углублять и расширять представление о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._zimuyushchie_ptitsy.docx27.51 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Зимующие птицы»

Подготовительная группа.

Составила воспитатель: Гренадер

Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2021год

Цель: Углублять и расширять представление о зимующих птицах

Задачи:

Образовательные:

-  закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах;

- продолжать формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

Развивающие:

- продолжать развивать связную речь детей;

- продолжать развивать умение правильно отгадывать загадки;

- продолжать учить детей описывать птиц по характерным признакам;

- продолжать развивать память, мышление, воображение;

- продолжать развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать умение работать в коллективе;

- продолжать воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах;

 - продолжать воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

- продолжать вызывать стремление беречь зимующих птиц, помогать им.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, разрезные картинки зимующих птиц, медиа презентация: «Зимующие птицы»; запись зимнего леса; интерактивные игры; альбомные листы, карандаши.

Ход НОД.

I. Вводная часть. (Организационный момент, мотивация к деятельности)

Воспитатель:  - Здравствуйте, ребята! Встанем дружно вместе в круг

(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг.

(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).

Дружно за руки возьмёмся

(дети берутся за руки)

И друг – другу улыбнемся.

(улыбаются друг - другу)

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

Воспитатель: Ребята, наша  планета земля — прекрасная, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа, люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Я предлагаю вам сейчас отправиться на прогулку в лес. Слайд

В лесу тихо, везде снег, почему? (ответ детей). На чем можно добраться лес? (ответы детей) А мы с вами отправимся на лыжах. Надеваем лыжи и в путь.

(дети имитируют ходьбу на лыжах)

Воспитатель: Вот мы и добрались. Посмотрите как здесь красиво, мы постараемся разгадать тайны леса. И вот вам первое задание. Садитесь за столы. Перед вами разрезанные картинки. Сидящие за одним столом собирают вместе одну картинку. Когда соберете их, то узнаете о ком сегодня будет наше занятие.

Дети собирают картинки зимующих птиц на столах.

Воспитатель: Кто у вас получился? (ответ детей)

Воспитатель: А как, одним словом можно назвать всех этих птиц? (ответ детей)

Воспитатель: правильно, зимующие. Почему их так называют? (Ответы  детей. Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).

Воспитатель. А с какими птицами мы с вами встретимся, вы узнаете, когда отгадаете загадки!

Загадки:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. По дороге в лес мы встретили воробья.

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

 Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Слайд

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру) Давайте послушаем. Слайд

Воспитатель. Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель.  Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел) Слайд

Воспитатель.  Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Воспитатель.  Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть в нашем лесу? Внимание на экран.

Воспитатель показывает птиц в разброс на экране, а дети называют их.

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Воспитатель. Ребята, все ли вы внимательны?  (Да) Сейчас мы с вами это проверим. Предлагаю поиграть.

Интерактивная игра на внимание «Какая птица лишняя? »

(На экране — картинки с изображением зимующих птиц и парочка не зимующих.  «Какие птицы не зимующие?». Дети нажимают на картинки - зимующие птицы остаются, перелетные улетают)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей: Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Давайте вспомним чем можно кормить птиц. Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет?

Интерактивная дидактическая игра «Покорми зимующую птицу»

Выберите для каждой птицы ее любимое лакомство.

 (голубь – хлебные крошки; снегирь – рябина; синица – сало; воробей – пшено).

(дети по желанию выходят и нажимают на  картинки с кормом, неправильные остаются на месте, правильные летят к птицам)

III. Заключительная часть. (подведение итогов, рефлексия).

Воспитатель. – Ну, вот и  всё. Где мы с вами сегодня были? Кого встречали? (ответы детей (гуляли по лесу, кормили птиц…). Пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных птиц.

(Дети под музыку имитируют езду на лыжах.)

Воспитатель. И в завершении нашей прогулки, предлагаю вам нарисовать любую из зимующих птиц. Подумайте, какую вы будете рисовать. Можно нарисовать птиц – сидящих, летящих, клюющих.

Звучит музыка П.И.Чайковский «Щелкунчик» — «Зимний лес», дети рисуют

Воспитатель. Молодцы. Все птицы разные и красивые. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о зимующих птицах? (Ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Зимующие птицы

Слайд 11

Кто лишний?

Слайд 12

Кто лишний?

Слайд 13

Кто лишний?

Слайд 14

«Птичья столовая»

Слайд 15

«Птичья столовая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...