Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Волшебная ткань"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Материал может быть полезен воспитателям и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Конспект

по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе

на тему: «Волшебная ткань»

Тема:«Волшебная ткань»

            Группа: средняя группа.

Цель: развитие познавательно-исследовательского интереса к

экспериментированию с тканью.

            Образовательные области:

Приоритетная: «Познавательное развитие».

В интеграции: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

  • уточнить и систематизировать знание дошкольников о свойствах ткани;
  • формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения.
  • развивать умение детей определять структуру ткани и через увеличительное стекло.
  •  развивать умение определять свойств ткани при воздействии воды (размокает, намокает)
  • развивать восприятие, на слух шуршания ткани при смятии.
  • развивать любознательнось, воображение, логическое мышление.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»

  • развивать связную диалогическую, монологическую речь, внимание, память;
  • побуждать высказывать предположения и делать простейшие выводы;
  • расширять словарь  (ткань, лоскутки, лупа (увеличительное стекло), прочная, шуршит).

«Физическое развитие»

  • развивать умение выполнять разнообразные движения.
  • развивать тактильные ощущения .

    «Художественно – эстетическое развитие»

  • развивать выразительность движений.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);
  • развивать эмоциональную отзывчивость;

Предварительная работа: беседы об использовании ткани  в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции  «Виды тканей».Рассматривание иллюстрированных журналов одежды. Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Оборудование.  Емкости с водой, лоскуты ткани, игрушка Незнайка.

Конспект НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1.Вводная часть -  3 минуты

1.1. Приветствие.

Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление зрительного, слухового контакта.

Цель: включение в образовательную деятельность.

Участие в игре.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Собрались вы дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют движения.

1.2.Мотивация.  Игровая ситуация

Цель: создание игровой мотивации на помощь герою.

Цель: включиться в игровую ситуацию.

Воспитатель открывает ноутбук.

 - Посмотрите, ребята, нам пришло письмо, а вот от кого оно мы сейчас узнаем.

Воспитатель показывает фото Незнайки.

Дети слушают воспитателя.

1.3.Целеполагание.

Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение детей в решение поставленных задач.

Цель: узнать, что произошло, приготовиться к выполнению заданий.

-Ребята, кто это?

Какой он веселый или грустный?

Это письмо от Незнайки.

-Здравствуйте, ребята, злые волшебники из Цветочного города похитили у нас всю ткань и нам не из чего шить одежду.

Вернут они нам ее, если вы пройдете все испытания с тканью в своей лаборатории.

-Ребята, давайте поможем Незнайке,  ну, а для этого, мы и  сами должны узнать о свойствах ткани. А фотографии опытов мы  пошлем Незнайке в письме.

Вы согласны?

Я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с тканью.

 Ребята, присаживайтесь за стол и проведём несколько опытов с тканью.

Незнайка.

Грустный.

Дети проходят и садятся за столы.

Этап 2. Основная часть НОД - 15 мин.

Цель: Развитие познавательно-исследовательского интереса к

экспериментированию с тканью.

Цель: выполнить задание

- Дети, посмотрите на столах у нас лежат платочки из ткани. Сейчас для нас начнутся чудеса – открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.

  •                                                  Опыт «Определи на ощупь»

  • Цель: развивать  тактильные ощущения.

Цель: выполнить опыт, ответить на вопросы воспитателя.

- А сейчас возьмите в одну руку платочек из ткани,  нужно потереть его пальчиками.

 -Какая на ощупь ткань?

 -Правильно, ребята!

Значит, ткань- мягкая, теплая.

  • Обследование ткани с помощью тактильных ощущений.

Дети определяют какая ткань  на ощупь.

-Ткань мягкая – теплая.

                                           Опыт «Волшебное стекло»

  • Цель: развивать умение детей определять структуру ткани и  через увеличительное стекло.
  • Развивать зрительное восприятие

Цель: рассмотреть структуру ткани через увеличительное стекло (зрительное восприятие).

 -Ребята, у вас на столах есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное или лупа. Давайте повторим его название: увеличительное стекло, лупа. Оно увеличит ткань , и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим платочек из ткани: что мы видим?

- Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань.

- Скажите, из чего состоит ткань?

- Есть ли ворсинки у ткани?

Что мы можем сказать о ней?

- Правильно, когда мы смотрим на ткань через увеличительное стекло, мы  видим ниточки. Вот ещё одно свойство ткани мы с вами рассмотрели.

Давайте еще раз повторим, что бы Незнайка запомнил.

-Правильно.

Дети повторяют за воспитателем.

-Ниточки.

 

-Ткань состоит из ниток.

-Да.

У ткани есть воросинки и ниточки.

Опыт «Как разговаривают ткань»

  • Цель: развивать восприятие на слух шуршания ткани и при смятии.

Цель: выполнить задание.

-Ребята, оказывается, ткань  умеет «разговаривать». Вы слышали, какие звуки она издают? Сейчас мы с вами послушаем их разговор!

Да.

Нет.

У вас на столах два лоскута ткани. Один лоскутик из болоньевой ткани, другой сатиновый.

-Берем лоскут из ткани(болонья), вот так и начинаем мять.

Что вы слышите? Правильно, она шуршит. Возьмите другой лоскуток ткани(сатин) и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять лоскутик  из ткани.

Что мы слышим?

 Лоскуток ткани не «разговаривает», не издает никакого звука.

-Значит, что должен понять, Незнайка?

-А сейчас, давайте с платочками поиграем.

Она «разговаривает», шуршит.

Ничего.

Что когда мнешь, лоскут ткани из болоньи  он шуршит, а лоскут ткани из сатина - когда мнешь, он молчит, не издает звука.

Физкультминутка «Дружно маме помогаем»

  • Цель: смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Цель: выполнить задание.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Подражательные движения по тексту.

                                               Опыт «Размокает-намокает»

  • Цель: развивать умение определять свойства  ткани при воздействии воды.

Цель: выполнить опыт.

-А теперь давайте мы узнаем, боятся ли лоскутки ткани воды, если мы решим их постирать, что с ними будет.

- Берем лоскут ткани, погружаем его в воду, отжимаем.

- Что мы видим?

Правильно, если мы решим постирать лоскут ткани, он намокнет.

ткань боится воды?

Они стали мокрыми.

Да.

Опыт  «Мнется-не мнется»

Цель: определение свойства ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется.

Цель: выполнить опыт.

Ребята, как вы думаете, легко ли смять лоскут из ткани ? Давайте проверим.

- Легко ли вам удалось смять ткань?

Какие лоскутки стали?

Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли лоскуток из ткани, если будем разглаживать ее руками.

Что вы видите?

- Чем можно расправить ткань?

Правильно, лоскуток из ткани распрямляется при разглаживании утюгом.

- Давайте расскажем Незнайке, легко ли смять ткань и  принимает ли они первоначальную форму?

Да.

Мятые.

Она выпрямляется.

Руками.

Утюгом.

Ткань принимает первоначальную форму при разглаживании.

Этап 3. Заключительная часть – 2 мин.

3.1. Подведение итогов.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

Вот как много вы знаете теперь о  ткани! Теперь вы поняли, какими свойствами обладает ткань ?

Какая бывает ткань?

Какие опыты вы делали с тканью.

-Давайте сейчас фотографии с опытами отправим Незнайке на электронную почту.

Незнайка очень рад, что вы помогли ему определить свойства ткани. Злые волшебники вернули ткань жителям Цветочного города.

Он благодарит вас и говорит вам до свидания!

Да.

Ткань: мягкая, состоит из ниток, если ее мять, то лоскутики из болоньи шуршат, а ситцевые лоскуты - не издает звуков, при разглаживании распрямляется, её можно стирать(мочить).

Дети перечисляют опыты.(мочили,мяли,шуршали).

Рефлексия

Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения.

Цель: осознание своего эмоционального состояния.

Вам понравилось играть с  тканью?

Что можно делать с  тканью?

Нам Незнайка прислал и  подарил коллекцию тканей.

-Возьмите ее и рассмотрите.

Ответы детей.

.

Список литературы

1.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.

2. В. А. Деркунская, А.А. Ошкина. Игры – эксперименты с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Конспект по окружающему миру "Свойства воды"...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Лес. Деревья».

Знакомство с окружающим миром, развитие речи, мышления, творческого воображения, фантазии....

Конспект НОД по познавательному развитию «Для чего нужны ткани?»

Знакомство детей с разными видами тканей, их свойствами и предназначением....

Конспект занятия по познавательному развитию «Свойства бумаги и ткани» для детей 2 младшей группы

Программное содержаниеОбразовательные задачи: Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги и ткани, формировать умение выявлять различия между свойствами бумаги и ткани в ...