Обобщающее занятие в группе дошкольного возраста 5-6 лет по теме «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Земскова Инна Вячеславовна

Обобщающее занятие в группе дошкольного возраста 5-6 лет по теме «Осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchee_zanyatie.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие

в группе дошкольного возраста 5-6 лет

по теме «Осень».

Цель: закрепление ранее полученных знаний об осени.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать обогащать представления детей о характерных признаках осени;
  • закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;
  • способствовать развитию связной речи;
  • воспитывать активность и самостоятельность в игровой и образовательной деятельности;
  • формировать умение образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, кругозор детей.
  • развивать связную речь детей, активизировать словарь,
  • развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • интерес, любовь, бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать усидчивость и самостоятельность.

Оборудование:

  • картонные макеты деревьев (берёза, клён, дуб);
  • листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку);
  • мультимедийное оборудование.

Демонстрационный материал:

  • осенние иллюстрации: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
  • осенние пейзажи известных художников;
  • презентация «Лесные животные» (белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц).

Предварительная работа.

  • беседы с детьми об осени. диких животных, перелётных и зимующих птицах:
  • наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.
  • рассматривание иллюстраций известных художников с пейзажами осени;
  • рассматривание иллюстраций  диких животных, зимующих и перелётных птиц.
  • отгадывание загадок об осени, животных;
  • заучивание пословиц, примет осени. стихотворений, песен об осени, птицах.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно, какое время года сейчас на улице? Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Воспитатель:

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два - Пришла ...

Ответ детей: Осенняя пора

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

Ответы детей:  Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы.

Воспитатель: Какой первый осенний месяц?

Ответ детей: Первый осенний месяц - Сентябрь.

Воспитатель: Правильно! Сентябрь – это первый месяц осени, начало осени. Народ придумал ему еще и другое название – «запевала» осени.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе ранней осенью?

Ответы детей: Солнышко греет уже меньше, листья на деревьях краснеют и желтеют, утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, люди убирают урожай овощей и т.д.

Воспитатель: Какой второй осенний месяц?

Ответ детей: Второй осенний месяц - Октябрь.

Воспитатель: Октябрь называют «золотой» осенью,  и это не случайно. Деревья, надевают свои наряды, напоминая праздничный бал. Особенно они прекрасны, когда светит солнце в голубом небе. А ещё он очень капризный, потому что погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то светит солнце, то порхают первые снежинки.

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе в период «золотой» осени?

Ответы детей: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, небо покрыто серыми, тяжелыми дождевыми облаками, с осенних деревьев опадают на землю пожелтевшие и покрасневшие листья, всё чаще идут холодные, моросящие  дожди, трава становится бурого цвета от того, что много влаги, цветы начинают увядать, ночью бывают первые заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края и т.д.

Воспитатель: Как называется третий месяц осени?

Ответ детей: Третий месяц осени - Ноябрь.

Воспитатель: Правильно! Ноябрь – задумчивый и грустный месяц. последний месяц осени

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осени?

Ответы детей: В ноябре полностью облетела вся листва с деревьев, зелеными остались только хвойные деревья – сосна и ель., небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзает, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме и т.д.

Воспитатель: Правильно, ребята! А теперь пришла пора, отдохнуть всем нам, друзья. Возьмите в руки осенние листочки, встаньте в круг и представьте себе, что вы листья с деревьев и повторяйте за мной слова и движения:

Физкультминутка: «Листопад»

Мы листики осенние (встаём в круг)

На веточках сидим (приседаем)

Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)

И на землю тихо сели (приседаем)

Ветер снова набежал (побежали)

И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)

Завертел нас, закружил (кружимся на месте)

И на землю опустил. (приседаем)

Воспитатель: Ах, какие красивые осенние листья у вас в руках! Вы, наверное, обратили внимание, что все листья с разных деревьев. Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».

Дидактическая игра «С какого дерева  лист?»

В  руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба, под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева, затем называют какие это листья: лист с березы — березовый. и т. д.) 

Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете с какого дерева лист. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе, так и хочется вспомнить замечательное стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина об этом времени года.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото, одетые леса!

Воспитатель: Дети, а вам нравится осень? (ответ детей):  А сейчас мы с вами рассмотрим осенние пейзажи известных художников (рассматривание иллюстраций)

Воспитатель: А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, увидев эти иллюстрации? Осень какая?

Дидактическое упражнение: «Подбирай, называй, запоминай» (назови как можно больше слов-определений)

Ответы детей:  золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать об осени увидев эти иллюстрации.

Воспитатель: Ребята,  Василиса подготовила стихотворение об осени. Ребёнок читает стихотворение «Уходит Осень».

Не спеша уходит Осень,

Яркий лист, с деревьев сбросив,

Дождь унылый каждый час,

В норки зимний свой запас

Лесные жители убрали,

Солнце выглянет едва ли,

Везде осени приметы,

Печальны серые рассветы.

Птиц на юг ты провожай,

Давно собран урожай.

Всё убрали в закрома.

Идёт за осенью зима.

Воспитатель: А почему птиц на юг мы провожаем?

Ответы детей:  Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно и т.д.

Воспитатель: А как называют этих птиц?

Ответ детей: Этих птиц называют - перелётные.

Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?

Ответы детей: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки и т.д.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?

Ответы детей:  Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы и т.д.

Воспитатель: А как называют этих птиц?

Ответ детей:  Этих птиц называют - зимующие.

Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

Ответы детей: У этих птиц оперенья гуще, теплее, они питаются плодами деревьев и кустарников,  не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек заботится о птицах - подкармливает птиц хлебными крошками, зернами, семенами и т.д.

Воспитатель: Молодцы! И мы с вами приготовим к холодам кормушки, и будем подкармливать птиц.

Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали. У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.

Загадки о диких животных:(презентация: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).

С ветки прыгает на ветку,

По земле гуляет редко.

Домик сделала в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.(белка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как белка готовится к зиме?

Ответы детей:  Белочка заботливая хозяйка, она заранее делает запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она меняет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.(медведь)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме?

Ответы детей: Медведи всё лето много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку, медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце.

Воспитатель: Молодцы , всё знаете о медведе.

Воспитатель: А вот и следующая загадка

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…(ёжик)

Воспитатель: Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают?

Ответы детей: Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?

Ответы детей: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.

Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Воспитатель: А как же зайцы готовятся к зиме?

Ответы детей:  Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Экологии на тему: «Осенний лес»

Цель: -  Расширение представления детей об осени как времени года, о ее признаках и приметах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.Задачи:...

Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по «Пластилинографии» на тему: «Осенний лес»

Учить замечать красоту природы осенью. Закреплять знания детей о явлении природы - листопаде, о деревьях (береза, липа, клен, тополь, дуб, ель, сосна), листьях....

Ознакомление с окружающим миром. Природа. Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) Тема: «Осень»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня и временем года, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для ж...

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "Осенняя сказка"

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "Осенняя сказка"...

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста по аппликации на тему: «Осенняя береза»

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста  по аппликациина тему: «Осенняя береза» Цель: интеграция образовательных областей познавательное и художественно-эстетическое ...