Обобщающее занятие в группе дошкольного возраста 5-6 лет по теме «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обобщающее занятие в группе дошкольного возраста 5-6 лет по теме «Осень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchee_zanyatie.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие
в группе дошкольного возраста 5-6 лет
по теме «Осень».
Цель: закрепление ранее полученных знаний об осени.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать обогащать представления детей о характерных признаках осени;
- закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;
- способствовать развитию связной речи;
- воспитывать активность и самостоятельность в игровой и образовательной деятельности;
- формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, кругозор детей.
- развивать связную речь детей, активизировать словарь,
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- интерес, любовь, бережное отношение к родной природе;
- воспитывать усидчивость и самостоятельность.
Оборудование:
- картонные макеты деревьев (берёза, клён, дуб);
- листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку);
- мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал:
- осенние иллюстрации: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
- осенние пейзажи известных художников;
- презентация «Лесные животные» (белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц).
Предварительная работа.
- беседы с детьми об осени. диких животных, перелётных и зимующих птицах:
- наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.
- рассматривание иллюстраций известных художников с пейзажами осени;
- рассматривание иллюстраций диких животных, зимующих и перелётных птиц.
- отгадывание загадок об осени, животных;
- заучивание пословиц, примет осени. стихотворений, песен об осени, птицах.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно, какое время года сейчас на улице? Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об осени.
Воспитатель:
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два - Пришла ...
Ответ детей: Осенняя пора
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.
Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы.
Воспитатель: Какой первый осенний месяц?
Ответ детей: Первый осенний месяц - Сентябрь.
Воспитатель: Правильно! Сентябрь – это первый месяц осени, начало осени. Народ придумал ему еще и другое название – «запевала» осени.
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе ранней осенью?
Ответы детей: Солнышко греет уже меньше, листья на деревьях краснеют и желтеют, утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, люди убирают урожай овощей и т.д.
Воспитатель: Какой второй осенний месяц?
Ответ детей: Второй осенний месяц - Октябрь.
Воспитатель: Октябрь называют «золотой» осенью, и это не случайно. Деревья, надевают свои наряды, напоминая праздничный бал. Особенно они прекрасны, когда светит солнце в голубом небе. А ещё он очень капризный, потому что погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то светит солнце, то порхают первые снежинки.
Воспитатель: Что вы можете сказать о природе в период «золотой» осени?
Ответы детей: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, небо покрыто серыми, тяжелыми дождевыми облаками, с осенних деревьев опадают на землю пожелтевшие и покрасневшие листья, всё чаще идут холодные, моросящие дожди, трава становится бурого цвета от того, что много влаги, цветы начинают увядать, ночью бывают первые заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края и т.д.
Воспитатель: Как называется третий месяц осени?
Ответ детей: Третий месяц осени - Ноябрь.
Воспитатель: Правильно! Ноябрь – задумчивый и грустный месяц. последний месяц осени
Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осени?
Ответы детей: В ноябре полностью облетела вся листва с деревьев, зелеными остались только хвойные деревья – сосна и ель., небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзает, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме и т.д.
Воспитатель: Правильно, ребята! А теперь пришла пора, отдохнуть всем нам, друзья. Возьмите в руки осенние листочки, встаньте в круг и представьте себе, что вы листья с деревьев и повторяйте за мной слова и движения:
Физкультминутка: «Листопад»
Мы листики осенние (встаём в круг)
На веточках сидим (приседаем)
Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)
И на землю тихо сели (приседаем)
Ветер снова набежал (побежали)
И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)
Завертел нас, закружил (кружимся на месте)
И на землю опустил. (приседаем)
Воспитатель: Ах, какие красивые осенние листья у вас в руках! Вы, наверное, обратили внимание, что все листья с разных деревьев. Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба, под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева, затем называют какие это листья: лист с березы — березовый. и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете с какого дерева лист. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе, так и хочется вспомнить замечательное стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина об этом времени года.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото, одетые леса!
Воспитатель: Дети, а вам нравится осень? (ответ детей): А сейчас мы с вами рассмотрим осенние пейзажи известных художников (рассматривание иллюстраций)
Воспитатель: А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, увидев эти иллюстрации? Осень какая?
Дидактическое упражнение: «Подбирай, называй, запоминай» (назови как можно больше слов-определений)
Ответы детей: золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать об осени увидев эти иллюстрации.
Воспитатель: Ребята, Василиса подготовила стихотворение об осени. Ребёнок читает стихотворение «Уходит Осень».
Не спеша уходит Осень,
Яркий лист, с деревьев сбросив,
Дождь унылый каждый час,
В норки зимний свой запас
Лесные жители убрали,
Солнце выглянет едва ли,
Везде осени приметы,
Печальны серые рассветы.
Птиц на юг ты провожай,
Давно собран урожай.
Всё убрали в закрома.
Идёт за осенью зима.
Воспитатель: А почему птиц на юг мы провожаем?
Ответы детей: Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно и т.д.
Воспитатель: А как называют этих птиц?
Ответ детей: Этих птиц называют - перелётные.
Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?
Ответы детей: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки и т.д.
Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?
Ответы детей: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы и т.д.
Воспитатель: А как называют этих птиц?
Ответ детей: Этих птиц называют - зимующие.
Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?
Ответы детей: У этих птиц оперенья гуще, теплее, они питаются плодами деревьев и кустарников, не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек заботится о птицах - подкармливает птиц хлебными крошками, зернами, семенами и т.д.
Воспитатель: Молодцы! И мы с вами приготовим к холодам кормушки, и будем подкармливать птиц.
Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали. У вас отличные знания о птицах.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.
Загадки о диких животных:(презентация: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).
С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.(белка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как белка готовится к зиме?
Ответы детей: Белочка заботливая хозяйка, она заранее делает запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она меняет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.(медведь)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме?
Ответы детей: Медведи всё лето много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку, медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце.
Воспитатель: Молодцы , всё знаете о медведе.
Воспитатель: А вот и следующая загадка
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…(ёжик)
Воспитатель: Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают?
Ответы детей: Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?
Ответы детей: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.
Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Воспитатель: А как же зайцы готовятся к зиме?
Ответы детей: Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Экологии на тему: «Осенний лес»
Цель: - Расширение представления детей об осени как времени года, о ее признаках и приметах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.Задачи:...
Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по «Пластилинографии» на тему: «Осенний лес»
Учить замечать красоту природы осенью. Закреплять знания детей о явлении природы - листопаде, о деревьях (береза, липа, клен, тополь, дуб, ель, сосна), листьях....
Проект по познавательному развитию в младшем дошкольнов возрасте (3 - 4 года). Тема "Осень в гости ждём"
Данный проект будет полезен педагогам ДОУ....
Ознакомление с окружающим миром. Природа. Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) Тема: «Осень»
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня и временем года, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для ж...
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "Осенняя сказка"
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "Осенняя сказка"...
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста по аппликации на тему: «Осенняя береза»
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста по аппликациина тему: «Осенняя береза» Цель: интеграция образовательных областей познавательное и художественно-эстетическое ...
- Мне нравится (1)