Планирование наблюдений
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Прогулка 1. «Весна пришла»
Цель: дать представление о ранней весне, о том какие изменения произошли с солнцем.
Ход наблюдения Ребята отгадайте загадку. Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит./солнце/. Обратите внимание на солнышко. Оно стало появляться все чаще на небосводе. Лучики светятся ярче. От солнечных лучей нагревается скамейки, стволы деревьев. Снег искрится и тает. На улице время года наступило какое?/весна/
Стихотворение А.Барто. Утром было солнечно и совсем тепло. Озеро широкое по двору текло.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель –закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?/весной/
Трудовая деятельность Сгребание снега лопатками, расчистка площадки для игр.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижная игра «Веснянка» Цель-координация речи с движением, развитие речевых навыков. Солнышко, солнышко, золотое донышко, гори, гори ясно, чтобы не погасло/дети идут по кругу, взявшись за руки/,
Побежал по саду ручей, прилетели сто грачей,/летят по кругу/
А сугробы тают, тают,/медленно приседают/
А цветочки подрастают/тянутся на цыпочках, руки вверх/
……………………………………………………………………………………………………..
Прогулка 2 «Наблюдаем за небом и облаками»
Цель: закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения , происшедшие на небе.
Ход наблюдения Ребята, посмотрите на небо, давайте вспомним, какое оно было зимой?/хмурое, облака серые/. А что изменилось сейчас? Небо стало синим, появились легкие белые облака, они медленно плыву. Давайте выбери себе по облачку, и понаблюдаем, как оно плывет, медленно или быстро? А теперь давайте немного пофантазируем на какого животного или может птицу похоже ваше облако.
Дидактическая игра «Какое небо/Цель -развивать умение подбирать относительные прилагательные. Дети наблюдая за небом и облаками описывают его./облако какое?/
Загадка: По синему морю белые гуси плывут/облака/
Трудовая деятельность. Цель- формировать соответствующие трудовые умения, поощрять инициативу детей. Кормление птиц- предложить детям покормить птиц, вспомнить чем питаются зимующие птицы, как нужно размещать кормушку
Подвижная игра «Попади в цель». Цель: тренировать меткость бросков, развивать глазомер.
……………………………………………………………………………………………………
Прогулка 3. «Да и снег уже не тот»
Цель- продолжить знакомить с природными явлениями ранней весны, развивать наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, поисково-исследовательскую деятельность.
Ход наблюдения.Ребята, утром, когда вы шли в детский садик, на улице было еще холодно. Утром и ночью еще стоят морозы. А днем солнышко греет землю своими лучами и на улице становится теплее. Поэтому снег тает. Но обратите внимание снег тает не везде одинаково. Где тень
там еще много снега, а где солнышко больше снега мало или его совсем нет.
Стихотворение Ф.Тютчев Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный берег, Бегут, и плещут, и гласят. Обратите внимание на небо. Какое оно?/ярко-голубое, светлое, облака проплывают белые/.Воздух чистый и пахнет талым снегом, в городе становится шумно, на деревьях поют птицы, радуются приходу весны. Давайте послушаем пение птиц.
Стихотворение А. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листовою.
Исследовательская деятельность. Предложить детям найти на территории участка места, где снег полностью растаял. Выяснить у детей , почему в этих местах нет снега.
Трудовая деятельность Цель- формировать ответственное отношение к порученному делу, распределять и выполнять работу вместе со сверстниками.
Предложить детям навести порядок на участке: собрать веточки, почистить кормушку, насыпать корм.
Подвижная игра «Птички и птенчики» Цель- формировать у детей навыки двигательной активности, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, развивать смекалку, упражняться в беге не наталкиваясь друг на друга.
…………………………………………………………………………………………........
Прогулка 4. « Наблюдение за снегом«»
Цель: Продолжить наблюдать за снегом. Разобрать свойства снега.
Ход наблюдения Ребята давайте внимательно посмотрим на снег ,сравним цвет снега. Какой он сегодня ?/серый, грязный, мокрый, тяжелый/. А какой снег был зимой?/белый, пушистый, легкий, чистый/. А что становится со снегом?/от солнечного тепла снег тает/. Посмотрите на крыши домов, где солнышко там тает снег раньше, чем в тени. Показать где снег тает быстрее. Почему? Показать первые проталинки.
Стихотворение И.Токмакова.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Упражнение на развитие мелкой моторикиПальчиковая гимнастика «Весна-красна» Цель-развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление знаний детей о признаках весны.
К нам весна-красна идет./ шагают пальчиками/
Что с собой она несет?
Таянье снегов, капели, звон ручьев, и птичьи трели /загибают пальчики, перечисляя признаки весны/
Сонных почек набуханье и цветочков распусканье/ разгибают все пальцы на руке/
Трудовая деятельность Цель- формировать соответствующие трудовые умения, поощрять инициативу детей. Посыпание дорожек песком-обсудить с детьми назначение данной операции, как нужно выполнять ее./с учетом правил техники безопасности/.Помочь детям договорится о совместной работе.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит.» Цель- приучить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.
………………………………………………………………………………………………
Прогулка 6. «Капель»
Цель- Обратить внимание детей на капель, расширить представления детей о весне, обогатить их знания новыми словом «капель». Напомнить о технике безопасности во время таяния сосулек.
Ход наблюдения Ребята отгадайте загадку.
Рад весне братишка Сашка, собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей, утром свесилась ……../сосулька/
Посмотрите на крышу нашего садика, обратите внимание на какой стороне больше сосулек? Как вы думаете почему? С одной стороны больше, а с другой меньше? Правильно. Стало на улице теплее, и с этой стороны пригревает, солнышко больше, чем на другой стороне, поэтому и сосулек меньше. Мы с вами знаем, сосульки, это замершая вода и когда пригревает солнышко, то от тепла они тают. Оттаяв сосульки падают вниз и разбиваются. Поэтому во время капели и таяния сосулек лучше под крышами не находится, очень опасно.
Стихотворение И.Демьянов
Под самым карнизом, над самым оконцем
Забрались в сосульки весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки- веселые льдинки.
Дидактическая игра «Где звенит капель?» Цель- развивать слух, умение ориентироваться в пространстве. Дети наблюдая за капелью, определяют, используя слова «слева», «справа»
Трудовая деятельность.-уборка участка» Цель- формировать у детей сознательное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок на участке.. Формировать соответствующие трудовые умения, поощрять инициативу детей.
Подвижная игра. «Зайцы и волк» Цель-формировать у детей навыки двигательной активности, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, учить бегать не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, смелость, находчивость, упражнять в прыжках. Ход игры-Ребенок «волк» сидит на скамейке, дети «зайцы». Проговариваются воспитателем слова: Зайцы скачут-скок, скок, скок, на заснеженный лужок. Прыгают и слушают, не идет ли волк. «Волк» рычит, догоняет «зайцев.»
………………………………………………………………………………………………
Прогулка 7. «Где ночует ветерок?» сюжетная прогулка
Цель- продолжить знакомить детей с природными явлениями на примере ветра, познакомить с правилами безопасности в ветреную погоду правила безопасности, развивать наблюдательность, расширять кругозор, поисково-исследовательскую деятельность.
Ход наблюдения
Воспитатель надевает накидку сделанную из полиэтилена -ветерок.
Загадка- Без рук , без ног, а ворота открывает./ветер./
Здравствуйте ребята, я Ветер, бываю разным и теплым, и холодным, и сильным, и слабым/ при помощи вертушек определяют силу и направление ветра /дети выполняют под музыку различные движения с ветром/
Ветер-Знаете ли вы правила безопасности? Что надо делать когда ветер будет сильным? Дети- Надо укрыться в безопасном месте, на улицу не выходить.
Ветер читает стихотворения Ю.Жаркий.
Где ночует ветерок? У развилки у дорог,
На высокой на сосне, часто падая во сне.
Дует снежный верерок, дует прямо на восток,
…Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
А вокруг не шевелиться ни травинка, ни листок-
Разбудить они бояться задремавший ветерок.
Исследовательская деятельность- Намочить салфетки из ткани и развесить одни на солнышке, другие в тень. Вечером посмотреть какие высохли быстрее и почему.
Трудовая деятельность - Собрать выносные игрушки. Цель- формировать ответственное отношение к порученному делу, распределять и выполнять работу вместе со сверстниками Намочить салфетки и развесить на веревочке.
Подвижная игра «Солнце и ветер» формировать у детей навыки двигательной активности ,развивать внимание, смекалку, наполнить о технике безопасности во время игры. Ход игры- воспитатель показывает «Солнышко» дети бегают, выселяться, прыгают, приседают. По сигналу «Ветер» прячутся в домик или приседают на скамейки.
……………………………………………………………………………………………..
Прогулка 8. «Что изменилось?» /экскурсия по территории детского сада/
Цель- продолжить знаком детей с явлениями природы ранней весны, учить находить изменения, развивать наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, исследовательская деятельность. Сегодня мы совершим экскурсию по территории детского сада, рассмотрим территорию, и во время прогулки будем находить ,какие изменения произошли с приходом весны, постараемся сравнить с тем, что было зимой. Мы с вами к какому дереву подошли?/Береза/
Стихотворение Е.Кузьмин.
На березке птичий дом, с крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна, да и дверь всего одна.
На березе птичий дом, прилетайте мы вас ждем!
Исследовательская деятельность-Помочь детям соединить ручейки. Выяснить, что образовалось?/образовался большой ручеек./ Сравнить какие ручейки текут быстрее.
Трудовая деятельность -Сбор игрушек Цель-Учить детей наводить порядок на своем участке, собирать и очищать игрушки. Повышать самостоятельность, планирование совместной деятельности.
Подвижная игра «Зевака» Цель-развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры- Дети встают в круги начинают перебрасывать мяч, называя имя того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и выполняет задание детей с мячом.
……………………………………………………………………………………………………..
Прогулка 9. Знакомимся с перелётными птицами. Цель-расширить представления детей о зимующих м перелетных птицах, воспитывать любовь к пернатым.
Ход наблюдения. Давайте вспомним какие птицы осенью улетели в теплые края/ласточки, скворцы/. А какие птицы остались зимовать?/ворона, воробей, голубь, синичка/.С приходом весны и теплыми днями птичкам стало тепло. некоторые птицы возвращаются из теплых стран обратно в наши края. И первым прилетают грачи, скворцы. Но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: ни травинок, ни червячков, ни мошек. Поэтому мы продолжаем подкармливать птиц. Давайте вспомним строение тела птиц /перечисляют/.А теперь давайте послушаем голоса птиц. Проблемная ситуация. Что делать птицам, которым не хватило жилья, где они будут жить?/ответы детей./Может нам построить скворечник?
Стихотворение Г.Ладонщиков.
Возвращаются скворцы-наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся.
Носят, носят в домики птицы по соломинке.
Загадки-Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй, не робей, кто это?/воробей/
Он прилегает каждый год, где домик его ждет, чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет/скворец/.
Трудовая деятельность на развитие мелкой моторики-предложить детям покрошить хлеб для птиц и покормить.
Подвижная игра. «Птички, раз! Птички, два!» Научить детей выполнять движения, счету. Сколько у птички лапок, глаз, крыльев? Ход игры- Птички, раз!/выставляют вперед одну ногу/. Птички, два !/ выдвигают другую ногу./ Скок ,скок ,скок!/скачут на обеих ногах/ Птички, раз! /поднимают одну руку/. Птички, два!/поднимают другую руку/.Хлоп! Хлоп! Хлоп!/хлопают в ладоши/ ,Птички, раз! /закрывают рукой один глаз/ Птички, два!/закрывают рукой другой глаз/. Все улетели! /открывают глаза, бегают, чирикают, машут крыльями/.
…………………………………………………………………………………………………
Прогулка 10. «Друзья природы»/беседа/ Цель-продолжать знакомить с природными явлениями ранней весны, познакомить с правилами экологической культура, развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к родному краю.
Ход наблюдения –Обратите внимание на погоду. Давайте отметим состояние погоды. Какая погода?/солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная/. На улице солнышко, с каждым днем греет все больше и больше, дни становятся теплее и длиннее. Природа оживает. За зиму некоторые молодые деревья погибли, и им нужна замена. Скоро начнется посадка деревьев. Люди, которые ухаживают за деревьями, животными как называются?/любители природы. /Правильно. Они охраняют природу, заботятся о парках, высаживают деревья и кустарники ,цветы на газонах и клумбах. Они охраняют природу чтобы люди не ломали ветки, не мусорили, соблюдали правила природы и тогда в нашем городе будет красиво и зелено. Кто повторить какие правила надо соблюдать?-Не сорить. Не ломать деревья, кусты Сажать цветы, деревья. Беречь растения и животных. Помогать растениям и животным. /Правильно./Молодцы!
Трудовая деятельность- убрать и почистить кормушки, так как птицы уже сами могут добывать корм.
Игра-хоровод «Колпачок» Цель -формировать навыки двигательной активности, учить сочетать слова с движением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
Перспективное планирование наблюдений с детьми 6-7 лет
Эти наблюдения я разработала с детьми детского сада присмотра и оздоровления....
Методические рекомендации по планированию наблюдений.
Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке...
Перспективное планирование наблюдений в природе летом.
Планирование наблюдений с детьми в природе во время летнего выезда на загородную дачу....
Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна).
Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна)....
Перспективное планирование наблюдений и экспериментальной деятельности на прогулке
Приобщение детей к окружающему миру.Развитие умения замечать красоту времен года, экспериментировать с различными материалами на прогулке....