Методические рекомендации по планированию наблюдений.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Жирнова Тамара Петровна

Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_tydekolreknabl.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по планированию наблюдений.

Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке.

Сведения, которые нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, условно можно распределить по темам: неживая природа, растительный мир, животный мир, труд и быт людей.

С.Н. Николаева предлагает недельную методику ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца - вторую или третью - во всех группах детского сада планируется:

а)        ежедневные наблюдения за погодой ( см. учебное пособие Николаевой С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» с. 74 - 74);

б)        рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли;

в)        наблюдения за животными, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и вокруг детского сада;

г)        ежедневная работа с календарем.

Наблюдения за погодой.

Включают три параметра:

  • определение состояния неба и осадков;
  • наличие или отсутствие ветра;        '
  • степень тепла и холода.

Ежедневное наблюдение за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал.

Приемы наблюдения за погодой с младшими дошкольниками.

Наблюдения проводятся индивидуально и подгруппами.

Примерные вопросы детям:

  • Какая сегодня погода?
  • Тепло или холодно?
  • Небо чистое или в тучах?
  • Идет дождь или нет?
  • Дует ветер или нет?

Обобщение воспитателя:

«Небо серое, солнца нет, облака и тучи все закрыли, дождь идет, стучит по подоконнику. Дождливая сегодня погода, гулять мы с вами не пойдем.»

Игровые имитирующие приемы:

  • постучать пальцами по подоконнику (так капает дождь);
  • поднять руки вверх и покачать ими (так дует ветер);
  • протянуть ладошки к солнцу и погреть их;
  • игра «Солнышко и дождик».

После наблюдения отыскать картинки, па которых изображены те же погодные явления, которые дети наблюдали на прогулке и выставить их в уголке природы.

Чтение и разучивание фрагментов стихотворений:

«Солнышко» А. Прокофьев.

Солнышко ясное, нарядись.

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень.

  • Кольцов

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи темные.

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного,

  • Калинкин Утром на лужицах Тонкий ледок.

В воздухе кружится Первый снежок.

Вьется по улице Легкий пушок.

Дети любуются:

Как хорошо!

Одевание куклы на прогулку, выставление возле картинок - так она «гуляет» до вечера.

Использование вертушек, султанчиков.

Приемы наблюдения за погодой в средней группе.

Наблюдения проводятся индивидуально и фронтально.

Примерные вопросы детям:

  • Какая сегодня погода?
  • Почему ветки на деревьях качаются?
  • Какое небо, когда идет дождь?
  • Почему на асфальте лужи?
  • Почему вы сегодня так одеты?

-Как грело солнце летом, как греет осенью? Зимой9

  • Когда бывает на небе солнце? Луна?

Выставить в уголке природы картинки с изображением погодных явлений. Одевание куклы в соответствии с погодой.

Сравнение:

  • осеннего дождя с летним;
  • продолжительности дня и т.д;

Загадывай не загадок:

С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки.

Белые        (снежинки).

Чтeнuе стихотворений:

Дождик, дождик кап да кап Мокрые дорожки,

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

«Белый снег пушистый» И, Суриков.

Меня ждут - не дождутся А как завидят - разбегутся.

Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло

(дождь)

(лед)

В синей чаще алый мяч. Он и светел, и горяч.

(солнце)

Синенька шубенка Покрыла весь мир.

(небо)

Доброе, хорошее На людей глядит, -

Пушистая вата Плывет куда - то. Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

А людям на себя Глядеть не велит.

(солнце)

В синем небе светляки. Не дотянешь к ним руки, Один большой светляк Загнулся, как червяк.

(туча)

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(облака)

(звезды, месяц)

Чтение стихотворений;

А. С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...»

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..,»

Пословицы, поговорки:

Мороз невелик, а стоять не велит.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Летний день за зимнюю неделю.

Холоден сентябрь, да сыт.

Солнце - на лето, зима - на мороз!

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Народные приметы:

В осеннее ненастье семь погод на дворе -

Сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

В марте курица напьется из лужицы.

•Утром обильная роса - днем дождя не будет.

Дым столбом - к морозу.

Если ночью иней, днем снег не выпадет.

Модели:

  • схема движения Земли вокруг Солнца;
  • модель термометра;
  • осень;
  • зима;
  • весна;
  • лето.

Планирование наблюдений

При планировании наблюдений за погодой на дневной (вечерней) прогулке календарном плане воспитатель указывает:

  • Объект наблюдения;
  • Цель наблюдения;
  • Оборудование (если есть);

4. Ход наблюдения:

  • начало;
  • основные вопросы ( в косвенной речи);
  • завершение наблюдения.

Примерные планы наблюдений за погодой в разных возрастных

группах.

Наблюдение за ветром ( с детьми средней группы):

Цель', упражнять в определении ветра по деревьям, вертушкам, в назывании погоды в сильный ветер. Закреплять умение устанавливать связь между силой ветра и изменениями, которые происходят в природе. Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: вертушки для каждого ребенка.

Ход наблюдения:

  • Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Ветер, ветре, ты могуч..,»
  • - Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте.
  • Как вы узнали, что сегодня ветер?
  • Что делает ветер?
  • Какой сегодня ветер - слабый или сильный?
  • Почему вы так решили?

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ветрено».

  • Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду?
  • Как говорится об этом в стихотворении?

Загадывание загадки: «Без рук, без ног, а ворота отворяет?»

  • Почему вы решили, что это ветер?
  • Что еще делает ветер?
  • Кто придумает свою загадку про ветер?

Наблюдение за облаками ( с детьми старшей группы):

Цель: Упражнять в названии облаков, в установлении связей между силой ветра и скоростью движения облаков. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Ход наблюдения:

  1. Загадывание загадки: «Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут...»
  2. - Что видите на небе? (облака)
  • Как можно сказать, какое небо сегодня ? (облачное)
  • На что похожи облака?
  • С чем их можно сравнить?
  • Почему облака движутся? Что делает ветер с облаками?
  • Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?
  • Какой силы ветер, если облака плывут?
  • А если бегут, летят?
  • Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут?

Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня.

  1. Чтение отрывка из песни «Облака - белокрылые лошадки Облака, что летите без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, с высока,

А по небу прокатите нас, облака.»

Наблюдение за вечерним небом ( с детьми подготовительной группы):

Цель: углубить знания ребят о Солнце, Луне, звездах. Активизировать желание наблюдать за небесными светилами.

Ход наблюдения:

  1. Загадывание загадки: «В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки, один большой светляк загнулся, как червяк (звезды, месяц).

-          Какое небо? На что похоже небо?

  • Что вы видите на небе?
  • Сколько звезд? Одинаковы ли они?
  • На что похожи россыпи звезд?
  • Какая Луна? С чем бы вы ее сравнили?
  • Как назвать небо, если на нем видны звезды?
  • Как называется ночь, если светит Луна?
  • А если нет Луны? (безлунная, темная)
  • Что ярче- светит - Луна или Солнце?
  • Почему о Луне говорят : «Светит, да не греет» ?

Загадка: «Над домом у дорожки висит пол - лепешки»

  • Почему про Луну говорят «пол - лепешки»?
  • Когда про Луну говорят «полная луна»?

Загадка: «Вся дорожка обсыпана горошком».

  • Покажите «дорожку» и «горошек», о котором говорится в загадке.
  • Чтение стихотворения А. Фета Чудная картина,

Как ты мне ро ди а:

Белая равнина.

Полная луна.

Наблюдения за стационарными объектами природы.

За растениями и животными, которые находятся постоянно на участке или в уголке природы, наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

В младшей группе: в течение года можно организовать циклы наблюдений за рыбкой, за елью, за птицами у кормушки, за декоративной птицей в клетке, за одуванчиками и мать- и - мачехой (см, Николаеву С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»),

В средней группе: К циклам наблюдений, рекомендованных в младшей группе, добавляется цикл наблюдений за морской свинкой.

В старшем дошкольном возрасте; можно рекомендовать проведение циклов наблюдений:

  • за аквариумными рыбками;
  • за елкой во время прогулок;
  • за луком;
  • за попугаями;
  • за ветками в вазе;
  • за черепахой;
  • за божьей коровкой;
  • за мать- и - мачехой и одуванчиком.

Литература:

  1. Виноградова Н.Р. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1982.
  2. Илларионова 10.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.. 1976.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с   ФГТ...

Методические рекомендации по организации наблюдения за аквариумными рыбками

Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения с детьми среднего возраста за живым объектом (рыбки)....

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы.

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе  на тему: «Знакомство с  растениями Японии» для детей подготовительной группы....

Семинар практикум для воспитателей "Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада".

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основная особенно...

Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо планированию опытно – экспериментальной работыс детьми дошкольного возрастав исследовательской лаборатории«Хочу всё знать»...

Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии С ФОП ДО

Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии С ФОП ДО...