Методические рекомендации по планированию наблюдений.
методическая разработка по окружающему миру на тему
Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_tydekolreknabl.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по планированию наблюдений.
Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке.
Сведения, которые нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, условно можно распределить по темам: неживая природа, растительный мир, животный мир, труд и быт людей.
С.Н. Николаева предлагает недельную методику ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца - вторую или третью - во всех группах детского сада планируется:
а) ежедневные наблюдения за погодой ( см. учебное пособие Николаевой С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» с. 74 - 74);
б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли;
в) наблюдения за животными, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и вокруг детского сада;
г) ежедневная работа с календарем.
Наблюдения за погодой.
Включают три параметра:
- определение состояния неба и осадков;
- наличие или отсутствие ветра; '
- степень тепла и холода.
Ежедневное наблюдение за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал.
Приемы наблюдения за погодой с младшими дошкольниками.
Наблюдения проводятся индивидуально и подгруппами.
Примерные вопросы детям:
- Какая сегодня погода?
- Тепло или холодно?
- Небо чистое или в тучах?
- Идет дождь или нет?
- Дует ветер или нет?
Обобщение воспитателя:
«Небо серое, солнца нет, облака и тучи все закрыли, дождь идет, стучит по подоконнику. Дождливая сегодня погода, гулять мы с вами не пойдем.»
Игровые имитирующие приемы:
- постучать пальцами по подоконнику (так капает дождь);
- поднять руки вверх и покачать ими (так дует ветер);
- протянуть ладошки к солнцу и погреть их;
- игра «Солнышко и дождик».
После наблюдения отыскать картинки, па которых изображены те же погодные явления, которые дети наблюдали на прогулке и выставить их в уголке природы.
Чтение и разучивание фрагментов стихотворений:
«Солнышко» А. Прокофьев.
Солнышко ясное, нарядись.
Солнышко красное, покажись.
Платье алое надень.
- Кольцов
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Не видать в них света белого,
Не видать в них солнца красного,
- Калинкин Утром на лужицах Тонкий ледок.
В воздухе кружится Первый снежок.
Вьется по улице Легкий пушок.
Дети любуются:
Как хорошо!
Одевание куклы на прогулку, выставление возле картинок - так она «гуляет» до вечера.
Использование вертушек, султанчиков.
Приемы наблюдения за погодой в средней группе.
Наблюдения проводятся индивидуально и фронтально.
Примерные вопросы детям:
- Какая сегодня погода?
- Почему ветки на деревьях качаются?
- Какое небо, когда идет дождь?
- Почему на асфальте лужи?
- Почему вы сегодня так одеты?
-Как грело солнце летом, как греет осенью? Зимой9
- Когда бывает на небе солнце? Луна?
Выставить в уголке природы картинки с изображением погодных явлений. Одевание куклы в соответствии с погодой.
Сравнение:
- осеннего дождя с летним;
- продолжительности дня и т.д;
Загадывай не загадок:
С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки.
Белые (снежинки).
Чтeнuе стихотворений:
Дождик, дождик кап да кап Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
«Белый снег пушистый» И, Суриков.
Меня ждут - не дождутся А как завидят - разбегутся.
Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло
(дождь)
(лед)
В синей чаще алый мяч. Он и светел, и горяч.
(солнце)
Синенька шубенка Покрыла весь мир.
(небо)
Доброе, хорошее На людей глядит, -
Пушистая вата Плывет куда - то. Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
А людям на себя Глядеть не велит.
(солнце)
В синем небе светляки. Не дотянешь к ним руки, Один большой светляк Загнулся, как червяк.
(туча)
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(облака)
(звезды, месяц)
Чтение стихотворений;
А. С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...»
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..,»
Пословицы, поговорки:
Мороз невелик, а стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Летний день за зимнюю неделю.
Холоден сентябрь, да сыт.
Солнце - на лето, зима - на мороз!
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Народные приметы:
В осеннее ненастье семь погод на дворе -
Сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.
В марте курица напьется из лужицы.
•Утром обильная роса - днем дождя не будет.
Дым столбом - к морозу.
Если ночью иней, днем снег не выпадет.
Модели:
- схема движения Земли вокруг Солнца;
- модель термометра;
- осень;
- зима;
- весна;
- лето.
Планирование наблюдений
При планировании наблюдений за погодой на дневной (вечерней) прогулке календарном плане воспитатель указывает:
- Объект наблюдения;
- Цель наблюдения;
- Оборудование (если есть);
4. Ход наблюдения:
- начало;
- основные вопросы ( в косвенной речи);
- завершение наблюдения.
Примерные планы наблюдений за погодой в разных возрастных
группах.
Наблюдение за ветром ( с детьми средней группы):
Цель', упражнять в определении ветра по деревьям, вертушкам, в назывании погоды в сильный ветер. Закреплять умение устанавливать связь между силой ветра и изменениями, которые происходят в природе. Воспитывать наблюдательность.
Оборудование: вертушки для каждого ребенка.
Ход наблюдения:
- Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Ветер, ветре, ты могуч..,»
- - Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте.
- Как вы узнали, что сегодня ветер?
- Что делает ветер?
- Какой сегодня ветер - слабый или сильный?
- Почему вы так решили?
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ветрено».
- Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду?
- Как говорится об этом в стихотворении?
Загадывание загадки: «Без рук, без ног, а ворота отворяет?»
- Почему вы решили, что это ветер?
- Что еще делает ветер?
- Кто придумает свою загадку про ветер?
Наблюдение за облаками ( с детьми старшей группы):
Цель: Упражнять в названии облаков, в установлении связей между силой ветра и скоростью движения облаков. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе.
Ход наблюдения:
- Загадывание загадки: «Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут...»
- - Что видите на небе? (облака)
- Как можно сказать, какое небо сегодня ? (облачное)
- На что похожи облака?
- С чем их можно сравнить?
- Почему облака движутся? Что делает ветер с облаками?
- Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?
- Какой силы ветер, если облака плывут?
- А если бегут, летят?
- Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут?
Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня.
- Чтение отрывка из песни «Облака - белокрылые лошадки Облака, что летите без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, с высока,
А по небу прокатите нас, облака.»
Наблюдение за вечерним небом ( с детьми подготовительной группы):
Цель: углубить знания ребят о Солнце, Луне, звездах. Активизировать желание наблюдать за небесными светилами.
Ход наблюдения:
- Загадывание загадки: «В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки, один большой светляк загнулся, как червяк (звезды, месяц).
- Какое небо? На что похоже небо?
- Что вы видите на небе?
- Сколько звезд? Одинаковы ли они?
- На что похожи россыпи звезд?
- Какая Луна? С чем бы вы ее сравнили?
- Как назвать небо, если на нем видны звезды?
- Как называется ночь, если светит Луна?
- А если нет Луны? (безлунная, темная)
- Что ярче- светит - Луна или Солнце?
- Почему о Луне говорят : «Светит, да не греет» ?
Загадка: «Над домом у дорожки висит пол - лепешки»
- Почему про Луну говорят «пол - лепешки»?
- Когда про Луну говорят «полная луна»?
Загадка: «Вся дорожка обсыпана горошком».
- Покажите «дорожку» и «горошек», о котором говорится в загадке.
- Чтение стихотворения А. Фета Чудная картина,
Как ты мне ро ди а:
Белая равнина.
Полная луна.
Наблюдения за стационарными объектами природы.
За растениями и животными, которые находятся постоянно на участке или в уголке природы, наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
В младшей группе: в течение года можно организовать циклы наблюдений за рыбкой, за елью, за птицами у кормушки, за декоративной птицей в клетке, за одуванчиками и мать- и - мачехой (см, Николаеву С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»),
В средней группе: К циклам наблюдений, рекомендованных в младшей группе, добавляется цикл наблюдений за морской свинкой.
В старшем дошкольном возрасте; можно рекомендовать проведение циклов наблюдений:
- за аквариумными рыбками;
- за елкой во время прогулок;
- за луком;
- за попугаями;
- за ветками в вазе;
- за черепахой;
- за божьей коровкой;
- за мать- и - мачехой и одуванчиком.
Литература:
- Виноградова Н.Р. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1982.
- Илларионова 10.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.. 1976.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ...
"Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ с детьми 3-4 лет"
"Методические рекомендации"...
Методические рекомендации по организации наблюдения за аквариумными рыбками
Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения с детьми среднего возраста за живым объектом (рыбки)....
Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы.
Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы....
Семинар практикум для воспитателей "Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада".
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основная особенно...
Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо планированию опытно – экспериментальной работыс детьми дошкольного возрастав исследовательской лаборатории«Хочу всё знать»...
Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии С ФОП ДО
Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии С ФОП ДО...