Проект "Животный мир Байкала"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Долгая Анна Николаевна

Методическая разработка «Животный мир Байкала»

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.     Воспитание любви к природе, к природе родного края - одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются  основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать  природу.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, мною был разработан проект «Животный мир Байкала», при помощи которого дети 3-5 лет получили возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Байкала.

Общая информация о проекте

По мнению ученых, байкальская фауна является древнейшей. По данным Лимнологического института, в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоёме, т. е. являются эндемиками. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. В озере насчитывается 52 вида рыб, из них 27 эндемичны. Самые популярные: сибирский осетр, таймень, даватчан (красная рыба), сиг, хариус (черный и белый), сорога (сибирская плотва), окунь, щука, елец, сом, сазан, налим, голомянка и омуль.

Так же в фауне Байкала встречаются моллюски, которые бывают двух классов - брюхоногие (150 видов) и двустворчатые (более 30 видов).

В природе Байкала очень много птиц: гагара, кудрявый пеликан, большой баклан, цапля, черный аист, куропатка, глухарь, а также хищные птицы. Одна из них - Орел, образ которого имеет большое значение в мировоззрении бурятского населения Байкала.

На Байкале в основном преобладают хвойные леса. Из их представителей в особом ряду стоит разновидность сибирской ели - ель сибирская голубая.

Встречается 224 вида растений, которые могут использоваться как пищевые растения.

Множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара.

 

Цель проекта: создать условия для обогащения и систематизации детских представлений о животном мире Прибайкалья и о. Байкал.

Задачи:

1. Обогатить представление детей об уникальном озере Байкал, об особенностях природы Сибири, флоре и фауне Прибайкалья.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе получения новых знаний, воображение, проявлять любознательность, творческую активность, умение наблюдать и делать выводы.

3. Развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать и пополнять словарь детей по теме.

4. Воспитывать любовь к Байкалу, чувство любви и гордости к родному краю, желание беречь Байкал и его обитателей.

5. Воспитывать экологическую культуру поведения в природе, вызвать чувство ответственности за экологическое состояние озера и природы.

Срок реализации проекта: 1 неделя

Формы реализации проекта:

-просмотр презентации на тему “Озеро Байкал и его обитатели”;

-беседы;

Интересно прошла беседа «Сбережем тайгу - дом для животных», ребята отметили, что  животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека. Поэтому мы изготовили плакат «Защитим животных».

Так же отметили, что лесные обитатели живут одной семьей, в которой есть свои правила. И все им подчиняются, поэтому, когда мы приходим в гости к «Природе», мы тоже должны соблюдать определенные правила и создали памятку «Правила поведения в лесу»:

Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:

1. не пытаться поймать зверька, птицу, ...

2. не пугать;

3. не бросать палками, камнями и т.д.;

4. не разорять нору или гнездо;

5. не рвать много растений и тем более  с корнями.

- экспериментирование «Как губка чистит воду в озере Байкал», «Почему перо лёгкое», «Что помогает  чайке удержаться на воде»;

- рассказы по изготовленным книжкам малышкам;

-дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

-рассматривание альбомов, книг, иллюстраций по данной теме;

-работа с лепбуками;

Лэпбук – это  в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

     Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного материала.

-лепка, аппликация, рисование;

-работа с родителями.

Большую помощь нам оказывали родители: приносили книги о животных, иллюстрации, придумывали совместно с детьми сказки и оформляли их в виде книжек-малышек, разучивали с детьми стихи о животных. Вместе с детьми изготовили кормушки. Ребята приносили из дома семечки, крупу для птиц. А также подобрали фотографии для создания фотоальбомов: «Байкал – жемчужина Сибири», «Животные Прибайкалья».

В результате проекта:

1. У детей сформировалось и обогатилось представление об о. Байкал и его животном мире. Дети узнают животных по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются.

2. Изготовление макета позволило наглядно представить среду обитания  животных Байкала.

3. Пополнился словарный запас детей (омуль, нерпа, хариус, очищать, не засорять, голубая ель, белек и т.д.)

4. Создание книжек-малышек, позволило расширить у детей коммуникативные и творческие способности, так же они без труда смогли рассказать сказку, которую сами придумали.

5. Дети стали более любознательными.

6. Проявляют бережное и заботливое отношение к растительному и животному миру родного края.

6. У детей проявилось желание больше общаться с природой, проявлять заботу о животных Прибайкалья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл скачать2.7 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"

Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...