Познавательно-исследовательская деятельность "Путешествие в мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предложенное занятие проводится в форме игры и детям предлагается отправиться в прошлое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_bumagi.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в «мир бумаги»».
Цель:
познакомить детей с историей материалов, используемых человеком для письма
Развивающие задачи:
Развивать умения находить правильное решение в проблемной ситуации
Развивать общий кругозор
Развивать познавательный интерес.
Образовательные задачи:
Продолжать учить детей выявлять свойства бумаги через исследовательскую деятельность
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, используя полные простые предложения
Словарные слова
«река времени», копировальная бумага, береста, папирус, пергамент
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
Воспитывать интерес к познавательно – исследовательским знаниям
Воспитывать у детей умение взаимодействовать с взрослым и друг с другом
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги
Беседа «Из чего делают бумагу»
Материал к занятию: ноутбук и диск с презентацией «История материалов, используемых человеком для письма»; бумажные пилотки; 9 образцов бумаги (гигиеническая, гофрированная, картон, альбомная, бархатная, самоклеящая, оберточная, газетная, копировальная); картонная «река времени»; картинки (камень, глина, папирус, пергамент, береста, бумага); картинка «цех производства бумаги»; подносы, ножницы, чашки с водой, карандаш.
Ход занятия:
В: Сегодня я принесла для вас подарок. Что это? (пилотки)
Из чего они сделаны? Это не просто бумажные пилотки, а они еще волшебные. Они помогут нам сегодня путешествовать. А отправимся мы сегодня в «мир бумаги».
Надевайте шапочки. Будем говорить волшебные слова.
«Вокруг себя повернись, в мире бумаги окажись».
В: Ну, вот мы и оказались в «мире бумаги». Дети снимают шапочки. Воспитатель предлагает подойти к столам.
В: Посмотрите, у вас на столе разные бумажные листочки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? (ответы детей)
Чем отличаются листочки?
В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди такой же листочек бумаги как я».
В: Сейчас тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет её, а все скажут для чего эта бумага используется (после называния и применения дети откладывают листочек бумаги в сторону). Так мы будем играть, пока все листочки бумаги не закончатся.
В: А как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (ответы детей)
В: Правильно, писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. А хотите узнать на чём люди писали давным-давно, пока не изобрели бумагу? Для этого нам нужно попасть в прошлое время. А помогут нам туда попасть наши волшебные шапочки. Надевайте их и будем говорить волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в прошлом времени окажись».
В: Ну, вот мы и оказались в прошлом времени.
Обратите внимание, на доске у меня изображена река. Назовём мы её «рекой времени».
На эту «реку времени» мы будем выставлять картинки с изображением материалов, на которых когда- то давно писали люди, пока не изобрели бумагу (дети присаживаются на стулья).
В: Когда-то давно в далекие времена люди жили в пещерах и наносили свои рисунки.
Слайд
В: Ребята, как вы думаете, удобно ли было хранить и переносить камни с рисунками и надписями? (ответы детей)
В: выставляем картинку с изображением камня на «реку времени».
В: Раньше в стране, которая называлась Греция, писали на глиняных дощечках. На них буквы выдавливали острой палочкой.
Слайд
В: Как вы думаете, удобно ли было хранить и переносить такие дощечки? (ответы детей были хрупкими, ломались…)
В: выставляем картинку с изображением глиняной дощечки на реку времени.
В: В стране, которая называлась Египет, писали на полосках, которые делали из листьев растения – папирус.
Слайд
В: полоски склеивали между собой и они были очень длинные.
В: Ребята, как вы думаете, удобно ли было хранить такие длинные полоски из листьев? (ответы детей (нет, они сохли и трескались)
В: выставляем картинку с изображением папируса на «реку времени».
В: В Турции изобрели материал для написания, который назывался – пергамент
Слайд
В: Его изготавливали из тонкой кожи животных. Это был очень прочный материал, но не совсем удобный для написания.
В: выставляем картинку с изображением пергамента на «реку времени».
В: А в России раньше писали на берёзовой коре – бересте.
Слайд
В: исписанную бересту складывали в рулоны, они трескались, занимали много места, и это было не очень удобно.
В: выставляем картинку с изображением бересты на «реку времени».
В: Впервые бумагу изобрели в Древнем Китае.
Слайд
В: Китайцы держали в секрете её изготовление. Прошло много лет, пока секрет узнали все.
Как вы думаете, из чего же люди научились делать бумагу (ответ детей). В наше время бумагу изготавливают на специальных бумажных фабриках.
Слайд
В: Ребята, а как мы должны относиться к бумаге? (ответы детей)
В: Правильно, к бумаге надо относиться бережно, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья.
В: выставляем ещё одну картинку на «реку времени» - это бумага.
И так, давайте вместе назовём все материалы, на которых раньше писали люди (камень, глиняные дощечки …)
В: Ну, а сейчас пришло время вернуться из прошлого в «мир бумаги». Надеваем наши волшебные шапочки и говорим слова: «Вокруг себя повернись, в «мире бумаги окажись».
В: А теперь, я предлагаю вам рассмотреть нашу группу и назвать предметы, сделанные из бумаги. (ответы детей)
В: Ребята, скажите можно ли все предметы сделать из бумаги? (ответы детей)
Почему из бумаги не делают мебель? Одежду? (ответы детей)
В: Ну, а теперь давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает». (дети встают в круг)
В: Если названный мною предмет делают из бумаги – вы хлопаете, если не делают предмет из бумаги – вы топаете.
В: А сейчас я вам предлагаю с помощью опытов вспомнить свойства бумаги.
Дети подходят к столам.
В: Перед вами два вида бумаги. Как они называются? (картон и гигиеническая)
В: Название 1 опыта «Бумага мнётся».
Возьмите и попробуйте смять сначала картон, потом салфетку. У всех бумага смялась? Одинаково легко обе мялись? (ответы детей)
Как вы думаете, почему одна смялась легко, а другая нет? (ответы детей)
В: Делаем вывод: чем толще бумага, тем труднее мнётся.
В: Название 2 опыта «Бумага рвётся».
Попробуйте порвать сначала картон, потом салфетку. Что можно увидеть? (ответы детей)
В: Делаем вывод: чем тоньше бумага, тем легче рвётся.
В: Название 3 опыта «Бумага режется».
Попробуйте порезать одну, потом другую. Что заметили? (ответы детей)
В: Делаем вывод: чем тоньше бумага, тем легче режется.
В: Название 4 опыта «Бумага намокает».
Сначала опустим в воду салфетку. Что произошло? Потом картон. Какая быстрее намокла?
В: Делаем вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее намокает.
В: Название 5 опыта «Бумага летает».
Сомните оба листочка бумаги. Положите на ладонь и подуйте. Что заметили? (ответы детей)
В: Делаем вывод: бумага летает в зависимости от силы ветра, чем сильнее ветер, тем быстрее летит. Ветер послабее – легко летит.
В: Я хочу вас познакомить с новым свойством бумаги. Я отрезала полоску бумаги и при помощи ножниц потяну по бумаге. Что случилось? (ответы детей)
В: Бумага может скручиваться – это ещё одно её свойство.
Итог занятия:
О чем мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей
Что нового и интересного узнали?
Ответы детей: папирус, береста ,река времени
В:Что понравилось?
В: Все сегодня молодцы! Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, выполняли задания. Были внимательными.
В: У меня для вас есть сюрприз. Я хочу вас познакомить с одной интересной бумагой (показ копировальной бумаги)
Вы встречались с ней?
Как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей)
В: Бумага эта называется – копировальная. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения. Воспитатель раздает детям копировальную бумагу. Они самостоятельно наносят любое изображение.
Литература:
Веракса Н.Е. Галимово.Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»м ;2013
Дыбина О.Е. «Неизведанное рядом» М:2013
Михайлова З.А. Бабаева Т.И. «Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников» СПб: ООО Издательство Детство – пресс» 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по познавательно-исследовательской деятельности в разновозростной группе "Бумага и что мы о ней знаем"
познакомить детей с основными свойствами бумаги;учить их способам исследования окружающего мира на примерепроведения опытов с бумагой...
Познавательно - исследовательская деятельность "Знакомство со свойствами бумаги и ткани" младшая группа
В этой образовательной деятельности, я знакомлю детей со свойствами бумаги и ткани ...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»
Цели и задачи.· Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»
Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...
План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе
План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...
Презентация познавательно-исследовательской деятельности по теме "Свойство бумаги"
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми через организацию детского экспериментирования. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать всё самим, удивляться не...