Познавательно-исследовательская деятельность "Путешествие в мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Предложенное занятие проводится в форме игры и детям предлагается отправиться в прошлое 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_bumagi.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в «мир бумаги»». 

Цель: 

познакомить детей с историей материалов, используемых человеком для письма  

Развивающие задачи: 

Развивать умения находить правильное решение в проблемной ситуации 

Развивать общий кругозор 

Развивать познавательный интерес. 

Образовательные задачи: 

Продолжать учить детей выявлять свойства бумаги через исследовательскую деятельность 

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, используя полные простые предложения 

Словарные слова  

 «река времени», копировальная бумага, береста, папирус, пергамент 

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам 

Воспитывать интерес к познавательно – исследовательским знаниям 

Воспитывать у детей умение взаимодействовать с взрослым и друг с другом 

Предварительная работа: 

Рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги 

Беседа «Из чего делают бумагу» 

Материал к занятию: ноутбук и диск с презентацией «История материалов, используемых человеком для письма»; бумажные пилотки; 9 образцов бумаги (гигиеническая, гофрированная, картон, альбомная, бархатная, самоклеящая, оберточная, газетная, копировальная); картонная «река времени»; картинки (камень, глина, папирус, пергамент, береста, бумага); картинка «цех производства бумаги»; подносы, ножницы, чашки с водой, карандаш. 

Ход занятия: 

В: Сегодня я принесла для вас подарок. Что это? (пилотки) 

Из чего они сделаны? Это не просто бумажные пилотки, а они еще волшебные. Они помогут нам сегодня путешествовать. А отправимся мы сегодня в «мир бумаги». 

Надевайте шапочки. Будем говорить волшебные слова. 

«Вокруг себя повернись, в мире бумаги окажись». 

В: Ну, вот мы и оказались в «мире бумаги». Дети снимают шапочки. Воспитатель предлагает подойти к столам. 

В: Посмотрите, у вас на столе разные бумажные листочки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? (ответы детей) 

Чем отличаются листочки? 

В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди такой же листочек бумаги как я». 

В: Сейчас тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет её, а все скажут для чего эта бумага используется (после называния и применения дети откладывают листочек бумаги в сторону). Так мы будем играть, пока все листочки бумаги не закончатся. 

В: А как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (ответы детей) 

В: Правильно, писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. А хотите узнать на чём люди писали давным-давно, пока не изобрели бумагу? Для этого нам нужно попасть в прошлое время. А помогут нам туда попасть наши волшебные шапочки. Надевайте их и будем говорить волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в прошлом времени окажись». 

В: Ну, вот мы и оказались в прошлом времени. 

Обратите внимание, на доске у меня изображена река. Назовём мы её «рекой времени». 

На эту «реку времени» мы будем выставлять картинки с изображением материалов, на которых когда- то давно писали люди, пока не изобрели бумагу (дети присаживаются на стулья). 

В: Когда-то давно в далекие времена люди жили в пещерах и наносили свои рисунки. 

Слайд 

В: Ребята, как вы думаете, удобно ли было хранить и переносить камни с рисунками и надписями? (ответы детей) 

В: выставляем картинку с изображением камня на «реку времени». 

В: Раньше в стране, которая называлась Греция, писали на глиняных дощечках. На них буквы выдавливали острой палочкой. 

Слайд 

В: Как вы думаете, удобно ли было хранить и переносить такие дощечки? (ответы детей были хрупкими, ломались…) 

В: выставляем картинку с изображением глиняной дощечки на реку времени. 

В: В стране, которая называлась Египет, писали на полосках, которые делали из листьев растения – папирус. 

Слайд 

В: полоски склеивали между собой и они были очень длинные. 

В: Ребята, как вы думаете, удобно ли было хранить такие длинные полоски из листьев? (ответы детей (нет, они сохли и трескались) 

В: выставляем картинку с изображением папируса на «реку времени». 

В: В Турции изобрели материал для написания, который назывался – пергамент 

Слайд 

В: Его изготавливали из тонкой кожи животных. Это был очень прочный материал, но не совсем удобный для написания. 

В: выставляем картинку с изображением пергамента на «реку времени». 

В: А в России раньше писали на берёзовой коре – бересте. 

Слайд 

В: исписанную бересту складывали в рулоны, они трескались, занимали много места, и это было не очень удобно. 

В: выставляем картинку с изображением бересты на «реку времени». 

В: Впервые бумагу изобрели в Древнем Китае. 

Слайд 

В: Китайцы держали в секрете её изготовление. Прошло много лет, пока секрет узнали все. 

Как вы думаете, из чего же люди научились делать бумагу (ответ детей). В наше время бумагу изготавливают на специальных бумажных фабриках. 

Слайд 

В: Ребята, а как мы должны относиться к бумаге? (ответы детей) 

В: Правильно, к бумаге надо относиться бережно, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. 

В: выставляем ещё одну картинку на «реку времени» - это бумага. 

И так, давайте вместе назовём все материалы, на которых раньше писали люди (камень, глиняные дощечки …) 

В: Ну, а сейчас пришло время вернуться из прошлого в «мир бумаги». Надеваем наши волшебные шапочки и говорим слова: «Вокруг себя повернись, в «мире бумаги окажись». 

В: А теперь, я предлагаю вам рассмотреть нашу группу и назвать предметы, сделанные из бумаги. (ответы детей) 

В: Ребята, скажите можно ли все предметы сделать из бумаги? (ответы детей) 

Почему из бумаги не делают мебель? Одежду? (ответы детей) 

В: Ну, а теперь давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает». (дети встают в круг) 

В: Если названный мною предмет делают из бумаги – вы хлопаете, если не делают предмет из бумаги – вы топаете. 

В: А сейчас я вам предлагаю с помощью опытов вспомнить свойства бумаги. 

Дети подходят к столам. 

В: Перед вами два вида бумаги. Как они называются? (картон и гигиеническая) 

В: Название 1 опыта «Бумага мнётся». 

Возьмите и попробуйте смять сначала картон, потом салфетку. У всех бумага смялась? Одинаково легко обе мялись? (ответы детей) 

Как вы думаете, почему одна смялась легко, а другая нет? (ответы детей) 

В: Делаем вывод: чем толще бумага, тем труднее мнётся. 

В: Название 2 опыта «Бумага рвётся». 

Попробуйте порвать сначала картон, потом салфетку. Что можно увидеть? (ответы детей) 

В: Делаем вывод: чем тоньше бумага, тем легче рвётся. 

В: Название 3 опыта «Бумага режется». 

Попробуйте порезать одну, потом другую. Что заметили? (ответы детей) 

В: Делаем вывод: чем тоньше бумага, тем легче режется.  

В: Название 4 опыта «Бумага намокает». 

Сначала опустим в воду салфетку. Что произошло? Потом картон. Какая быстрее намокла? 

В: Делаем вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее намокает. 

В: Название 5 опыта «Бумага летает». 

Сомните оба листочка бумаги. Положите на ладонь и подуйте. Что заметили? (ответы детей) 

В: Делаем вывод: бумага летает в зависимости от силы ветра, чем сильнее ветер, тем быстрее летит. Ветер послабее – легко летит.  

В: Я хочу вас познакомить с новым свойством бумаги. Я отрезала полоску бумаги и при помощи ножниц потяну по бумаге. Что случилось? (ответы детей) 

В: Бумага может скручиваться – это ещё одно её свойство. 

Итог занятия: 

О чем мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей 

Что нового и интересного узнали?

Ответы детей: папирус, береста ,река времени

В:Что понравилось? 

В: Все сегодня молодцы! Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, выполняли задания. Были внимательными. 

В: У меня для вас есть сюрприз. Я хочу вас познакомить с одной интересной бумагой (показ копировальной бумаги) 

Вы встречались с ней? 

Как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей) 

В: Бумага эта называется – копировальная. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения. Воспитатель раздает детям копировальную бумагу. Они самостоятельно наносят любое изображение. 

Литература

Веракса Н.Е. Галимово.Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»м ;2013

Дыбина О.Е. «Неизведанное рядом» М:2013 

Михайлова З.А. Бабаева Т.И. «Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников» СПб: ООО Издательство Детство – пресс» 2012. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по познавательно-исследовательской деятельности в разновозростной группе "Бумага и что мы о ней знаем"

познакомить детей с основными свойствами бумаги;учить их способам исследования окружающего мира на примерепроведения опытов с бумагой...

Познавательно - исследовательская деятельность "Знакомство со свойствами бумаги и ткани" младшая группа

 В этой образовательной деятельности, я знакомлю детей со свойствами бумаги и ткани   ...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»

Цели и задачи.·            Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»

   Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.     Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической   деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...

Презентация познавательно-исследовательской деятельности по теме "Свойство бумаги"

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми через организацию детского экспериментирования. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать всё самим, удивляться не...